Появление Курта Волкера в качестве официального представителя Госдепа США существенно оживило переговорный процесс по проблеме Донбасса. Но противоречивые заявления представителя Белого дома пока не дают возможности четко сказать, какую геополитическую линию будет проводить Курт Волкер в Украине. Ясно только одно – именно от его персоны во многом будет зависеть судьба украинского вопроса.
9 июля Госсекретарь США Рекс Тиллерсон представил в Киеве Курта Волкера в качестве спецпредставителя Госдепа США в Украине. Договоренность о делегировании Волкера и его полномочиях была достигнута на гамбургском саммите G20, о чем писал Mind. Первоначально выбор Дональда Трампа вызвал ряд вопросов. Волкер не является чисто человеком президента. Его карьерный путь и принадлежность к неоконам скорее говорят о том, что в международной политике он куда ближе к позиции Маккейна, нежели президента Трампа. Хотя в силу отсутствия сформулированного видения у последнего, выбор опытного дипломата и переговорщика, пусть и с другим геополитическим мировоззрением, выглядит весьма продуманным ходом.
В отличие от предыдущих негласных кураторов украинского вопроса (Виктории Нуланд и работников аппарата бывшего госсекретаря Джона Керри), Курт Волкер сразу же был вовлечен в процесс и провел ряд важных консультаций в Киеве (и не только). При этом стоит отметить, что, начав с миротворческих заявлений о необходимости решения конфликта на Донбассе путем переговоров, Волкер стал дрейфовать в сторону весьма жестких заявлений и даже обещал продолжить дискуссию в США о предоставлении Украине современного вооружения. Даже если подобного рода фразы носят декларативный характер, Волкер может, сам того не понимая, активизировать милитаристское крыло украинской власти. По опыту последних лет видно, что баланс этих двух парадигм скорее консервирует конфликт, чем приближает его к решению, поэтому чем конкретнее в своих тезисах будет Волкер, тем скорее наметится прогресс в вопросе Донбасса.
С кем и о чем говорит Курт Волкер? Волкер проводит как официальные, так и неофициальные консультации. На данный момент, после двух визитов в Украину, Волкер успел поговорить с представителями украинской власти из Администрации президента и Верховной Рады, а также съездить на Донбасс для того, чтобы самостоятельно оценить ситуацию в регионе. Также известно о переговорах Волкера с представителями ЕС для выработки общей позиции с США относительно Украины. Эту неделю Волкер проводит в Европе (Париж – Брюссель – Вена – Лондон), где встретится в том числе с представителями ОБСЕ.
Как Волкер оценивает ситуацию на Донбассе? Волкер в высказываниях использует термин «российская агрессия» и после посещения Донбасса назвал происходящее «горячей войной». Это говорит о том, что спецпредставитель не рассматривает конфликт на Донбассе как замороженный, что придает его миссии принципиально иную мотивацию.
Как Волкер относится к Минскому процессу? Волкер признает два имеющихся формата международной коммуникации по украинском вопросу. Это минский и нормандский форматы. Причем последний используется как коммуникационный канал, а первый – как процесс урегулирования кризиса. При этом Волкер, хоть постоянно и подчеркивает важность активного участия США в разрешении кризиса, не форсирует вопрос о присоединении США к нормандскому формату, о чем уже давно просит Киев.
Чему были посвящены последние переговоры в нормандском формате? Президент Украины Петр Порошенко говорил о том, что его главной задачей в этом сете переговоров было добиться соблюдения режима тишины. Пока по текущей ситуации на Донбассе говорить о достижении этой цели не приходится. Был в очередной раз заслушан отчет ОБСЕ, работу которой тот же Курт Волкер расценивает как неудовлетворительную из-за отсутствия доступа ко всей территории конфликта. Известно, что во время переговоров снова прозвучала идея о введении на Донбасс миротворческой миссии ООН.
Почему снова заговорили о миротворцах и взяли паузу? То, что следующие переговоры в нормандском формате пройдут лишь во второй половине августа, многие расценили как сигнал о провале переговоров. С другой стороны, учитывая актуализацию темы ввода миротворческих войск ООН, это может говорить о воли участников формата все-таки принять такое решение. А для этого требуется время и проведение целого ряда дополнительных консультаций. Учитывая тупиковость работы ОБСЕ и исчерпавшийся мандат ее полномочий, идея с миротворцами приобретает особую актуальность.
Противоречия Волкера: о чем говорит заявление о предоставлении Киеву вооружения? На фоне всего вышесказанного и активных дипломатических усилий спецпредставитель Госдепа сделал и громкое заявление с противоположным политическим подтекстом. В частности, это касается вопроса предоставления Украине современного вооружения, чего уже давно добивается украинская власть. «В новой американской администрации вопрос этот вновь рассматривается, но я ничего по этому поводу пока сказать не могу. Но знаю, что ситуация изучается, и мы будем консультироваться по этому поводу с нашими европейскими партнерами», – заявил Волкер в интервью BBC. Но стоит понимать, что Волкер лишь ответил на вопрос журналиста, а не выступил с официальным заявлением.
Украина все же может получить вооружение? Да, но в отличие от администрации Обамы, сейчас речь идет о другой мотивации. Волкер считает, что усиление украинской армии должно носит характер сдерживания России, но ни в коем случае не провоцировать эскалацию военных действий. В данном случае можно спорить с позицией Курта Волкера, но важно понимать его мотивацию – вооружение ради сдерживания, а не ради войны.
Так противоречит ли Волкер сам себе? Учитывая то, что Волкер проводит всесторонний анализ ситуации, сейчас стоит говорить о проверке переговорных позиций. Заявления Волкера направлены не столько на сами действия, сколько на оценку реакций ключевых игроков. И учитывая то, что спецпредставитель Госдепа США в ближайшее время собирается отправится на консультации в Москву, это только подтверждает.