Уже два месяца, с 1 июля, в Украине работает система блокировки НДС-накладных. И хотя у бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться к очередной «проверке» со стороны фискальных органов, приостановка накладных все равно стала для многих предпринимателей шоком.
По данным Государственной фискальной службы (ГФС), по состоянию на 1 августа было зарегистрировано 19,6 млн накладных на сумму порядка 105 млрд грн. Из них приостановлено около 162 000 накладных на сумму 2,5 млрд грн. Несложно подсчитать, что в общей массе НДС блокируется порядка 1% накладных. С одной стороны, это немного. С другой – этот факт вряд ли успокаивает тех налогоплательщиков, которые теряют деньги и контрагентов из-за прихотей ГФС. Ведь несмотря на то, что с помощью механизма блокировки налоговики пытаются отлавливать схемщиков и намерены покончить с порочной практикой «воровства» налогового кредита, сами фискалы признают, что система несовершенна. Иными словами, под критерии подозрительных и рисковых попадают совершенно «белые» операции. И поэтому даже добросовестные плательщики будут вынуждены доказывать ГФС, что они занимаются реальным бизнесом, а не «скрутками».
Кого это касается? Согласно приказу Министерства финансов №567 от 13 июня 2017 года, налоговая накладная может быть заблокирована в том случае, если она соответствует следующим критериям:
При этом действие механизма блокировки не распространяется на компании, которые регистрируют НДС-накладные по операциям с неплательщиками НДС, компании с ежемесячным оборотом до 500 000 грн, руководитель которых занимает аналогичную должность не более чем у трех налогоплательщиков, компании, уплатившие за 2016 год налогов более чем на 5 млн грн и компании с налоговой нагрузкой свыше 5%, у которых сумма НДС в накладных, зарегистрированных в текущем месяце, не превышает наибольшую месячную сумму налога за последний год, умноженную на коэффициент 1,3.
Как происходит блокировка? В соответствии с подпунктом 201.16.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины, в случае остановки регистрации НДС-накладной/расчета корректировки налогоплательщик в течение дня получает от контролирующего органа электронную квитанцию, которая подтверждает факт блокировки. Эта же информация направляется и контрагенту плательщика.
При этом следует заметить, что бизнес часто жалуется на то, что кабинет налогоплательщика последнее время работает со сбоями, в результате чего уведомления о блокировке приходят с существенной задержкой.
Что делать? У компании, которая столкнулась с блокировкой накладных, есть два пути. Первый – обратиться с запросом в специальную комиссию при ГФС и подтвердить законность сделки. Второй – обжаловать решение комиссии (если оно будет отрицательным) в административном либо судебном порядке.
На обращение в ГФС налогоплательщику отводится 365 дней с момента блокировки накладной. В территориальное подразделение фискальной службы, где компания состоит на учете, необходимо подать:
В зависимости от критерия, на основании которого произошла блокировка НДС-накладной, документы могут быть следующими:
Как увеличить шансы на положительное решение комиссии при ГФC? Рекомендуется прилагать к пакету документов подробные пояснения по сути каждой операции. Особенно это касается тех случаев, когда у налоговиков возникают подозрения в отношении «пересорта» продукции. Например, если компания занимается выращиванием зерновых и закупает горюче-смазочные материалы, удобрения, посевной материал, а продает пшеницу или ячмень.
Стоит отметить, что представители фискальной службы могут счесть приведенные аргументы и предоставленные документы недостаточными для принятия решения о разблокировке НДС-накладной. Именно эта оговорка дает возможности для манипуляций со стороны сотрудников ГФС и давления на бизнес.
В случае отказа в регистрации накладной у плательщика НДС есть право на административное обжалование. Порядок рассмотрения таких жалоб утвержден постановлением Кабинета министров №485 от 4 июля 2017 года. Подача жалобы возможна в течение 10 календарных дней после получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации накладной.
Административное обжалование. Жалоба не имеет жестко регламентированной формы. В то же время она должна содержать ряд важных пунктов и формулировок, которые значительно увеличат шансы на разблокировку НДС-накладной.
Во-первых, в жалобе необходимо отобразить хронологию и суть событий: подача налоговой накладной на регистрацию, факт блокировки, подача требуемого пакета документов в ГФС, отказ в регистрации накладной.
Во-вторых, налогоплательщику нужно аргументировать, почему он считает решение специальной комиссии необоснованным. В частности, описать суть и специфику деятельности компании, раскрыть механизм сделок, проводимых ею (чтобы было понятно, почему налогоплательщик на «входе» закупил некие материальные ресурсы, а на «выходе» предоставил третьей стороне услуги), а также в деталях изложить суть конкретной хозяйственной операции.
В-третьих, в жалобе должно содержаться пояснение плательщика, почему к нему не могут быть применены критерии, на основании которых осуществлена блокировка НДС-накладной. Фактически речь идет о четком обосновании, почему компания не может быть уличена в «пересорте» и «скрутках». Причем все доводы должны строиться на конкретных примерах и расчетах, по которым будет понятно, что приостановка хозоперации действительно не вписывается в критерии риска, утвержденные Минфином.
В конце жалобы необходимо указать требование об отмене решения комиссии ГФС с отказом в регистрации НДС-накладной и, соответственно, требование о ее регистрации по итогам рассмотрения.
К жалобе следует приложить упомянутый уже перечень документов, который был подан на рассмотрение комиссии. Если компания проходила плановую проверку с положительным исходом, ее результаты не будут лишними. Они помогут подтвердить прозрачность работы налогоплательщика.
Что важно: ГФС не имеет права отказать в регистрации жалобы, которая подается непосредственно представителем налогоплательщика либо отправляется почтой с уведомлением о вручении.
А если по итогам рассмотрения жалобы налоговая накладная все равно не зарегистрирована? Это решение ГФС может быть оспорено в судебном порядке. К иску необходимо приложить все документы, которые были поданы налогоплательщиком в фискальную службу, а также любые доказательства его правоты.
Также в качестве соистца может быть привлечен контрагент, выступающий третьей стороной в заблокированной НДС-операции. Но поскольку судебные тяжбы – очень трудоемкий процесс, длящийся подчас многие месяцы, желательно приложить максимум усилий, чтобы добиться разрешения спора на уровне комиссии ГФС.