Кабинет министров разработал законопроект, уже одобренный на заседании правительства, о передаче Национальному банку Украины полномочий по ведению кредитного реестра.
Речь идет, по сути, о создании глобальной информационной базы юридических и физических лиц – заемщиков банков, которая будет сконцентрирована в кредитном реестра под «крышей» НБУ. В дальнейшем Нацбанк сможет использовать данную информацию для определения целей банковского регулирования, изменения порядка резервирования кредитных операций банков.
Ожидается, что коммерческие и государственные банки, а также Фонд гарантирования вкладов физических лиц будут наполнять данный реестр конкретной информацией о заемщиках. При этом НБУ установит некое «пороговое» значение кредитной задолженности заемщиков, после достижения которой банки будут обязаны предоставлять все необходимые данные. У заемщиков также будут определенные права: они смогут ознакомиться с личными данными в реестре и потребовать внести в них изменения (в случае наличия некорректной информации).
В течение последних нескольких десятков лет участники рынка безуспешно пытались создать независимые кредитные бюро, которые стали бы информационной платформой, обеспечивающей процесс кредитования.
Главная цель таких проектов – выявление недобросовестных заемщиков и формирование соответствующих черных списков. К сожалению, ни проект «первого кредитного бюро», ни индивидуальный проект «Приватбанка» не получили должного развития и так и не стали центрами «информационного притяжения».
Жадность участников рынка – банков, нежелание делиться информацией с конкурентами привели к тому, что идея создания единых кредитных реестров заемщиков так и не смогла стать основой для формирования банками своих ликвидных кредитных портфелей. Более 50% неработающих кредитов на балансах банков – в частности, результат того, что в стране не была создана единая информационная база заемщиков. В этих условиях государство решило «разогнать» правых и неправых и взять управление процессом в свои руки.
Какими будут последствия? С одной стороны – это приведет к созданию кредитного реестра в масштабах всей страны. С другой – необходимо оценить риски потери информации и использования данных реестра в фискальных целях. Государство в лице своих регулятивных органов постепенно превращается в «спрута», контролирующего все сегменты жизни граждан: субсидии, налоговые декларации, кредитные истории. По сути это закономерный итог огосударствления банковской системы, произошедшего в последние годы.
В условиях, когда профессиональные участники рынка так и не смогли объединиться для создания единой информационной базы, передача личных данных заемщиков в единый реестр под эгидой НБУ может вызвать обратный эффект – физические лица будут с опаской брать банковские кредиты и начнут больше пользоваться услугами иных финансовых посредников – финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов. В любом случае полноценно заработать реестр может не ранее 2019 года.