Федеральная резервная система (ФРС) США объявила о намерении начать в октябре 2017 года программу количественного ужесточения с целью вывода из оборота лишних средств. Независимый эксперт Анатолий Дробязко рассказал Mind о влиянии программы на экономику и динамику мировых рынков, как изменятся правила игры, и проанализировал, удалось ли достичь QE изначально поставленных целей.
В 2008–2014 годах ФРС проводила программу количественного смягчения, закупая корпоративные облигации и вливая в рынок средства, чтобы преодолеть кризис доверия к системе и дать банкам возможность выдавать кредиты.
В общей сложности в экономику было влито $4,5 трлн. Теперь, после стабилизации экономики, в центробанке впервые в истории начинают обратный процесс, продавая облигации и «ликвидируя» лишние доллары. Кроме того, ФРС планирует провести до конца года еще одно повышение учетной ставки, находящейся на текущий момент на уровне 1–1,25%.
Если ФРС меняет политику, значит на рынке труда в США все хорошо, имеется рост экономики, и ФРС начал беспокоиться, чтобы индекс инфляции потребительского рынка не ушел далеко за пределы целевого показателя. Это и есть реализация инфляционного таргетирования, о которой у нас так много говорят, но не имеют реальных инструментов управления рынком. У казначейства США нет сомнений, что их длинные ценные бумаги будут куплены – и часть ликвидности будет связана.
ЦБ Казначейства США – это инструмент, который в любой момент может быть использован для привлечения ресурсов в случае появления какого-либо интересного инвестиционного проекта в любой стране. Поэтому в ближайшее время инвестиционные ресурсы двинутся в США (в Японии и некоторых странах Европы – отрицательная депозитная ставка), и именно величина ставки ФРС определит их объем и инвестиционную привлекательность.
Политика количественного смягчения в период 2008–2010 годов сняла остроту финансового кризиса, государственные институты выкупили у частных финансовых компаний залоги (ЦБ), которые обесценились. Теперь цены на эти бумаги вернулись к нормальным котировкам – и можно возвращать деньги, которые были вложены.
К сожалению, в Украине фондовый рынок отсутствует как таковой. И потому западный опыт по работе с плохими активами в нашем случае не проходит. Создание банка или компании, которая соберет на себя плохие активы и очистит балансы хотя бы государственных банков от плохих активов, на практике может закончиться серией уголовных дел против менеджмента этих финучреждений и полным отсутствием возвратов по плохим долгам. Практики это понимают и несколько лет тихонько "сползают с темы". А заниматься судебными процедурами (которые могут длиться несколько лет) по отъему залогового имущества, которое приходит без надлежащего ухода в упадок, – нетворческая и малопродуктивная работа.
Можно посмотреть, как таким образом гасятся кредиты рефинансирования по банкам, которые находятся в ликвидационной процедуре. Поэтому те, кто присвоили ресурсы вкладчиков 200+ и малого бизнеса, уже начинают возвращаться «новыми» инвесторами. Экономика заканчивает очередную спираль падения и стартует постепенно на новый виток.
По всем прогнозам и судя по недавнему успешному займу правительства на внешних рынках, Украина находится на новом, четырех-пятилетнем витке подъема. К сожалению, необходимые институциональные реформы так и не состоялись. Например, не создан единый реестр кредитных историй хотя бы по крупным заемщикам.