Система блокировки налоговых накладных претерпела очередные коррективы. На этот раз они продиктованы изменениями в Налоговый кодекс Украины. Соответствующий законопроект №6776-д парламент одобрил во втором чтении и в целом 7 декабря текущего года. Законом, в частности, предусмотрено, что сейчас вводятся новые временные правила регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки.
В Государственной фискальной службе новшества именуют "усовершенствованием работы системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в едином реестре налоговых накладных". В соответствии с изменениями вводятся автоматическое принятие таблицы плательщика для предприятий с налоговой нагрузкой более 2% и градация уровня рискового товара в зависимости от налоговой нагрузки.
Как отмечают в ГФС, все налоговые накладные, регистрация которых приостановлена в соответствии с критериями оценки степени рисков, должны быть зарегистрированы в Едином реестре начиная со 2 января 2018 года. А всего с начала работы системы по состоянию на 20 ноября в Едином реестре налоговых накладных зарегистрировано почти 94,9 млн налоговых накладных/расчетов корректировки на сумму НДС свыше 557,6 млрд грн.
«Под градацией уровня рискового товара имеется в виду, что в зависимости от налоговой нагрузки у плательщиков имеется соответствующий процентный уровень рискового товара. То есть при увеличении значения налоговой нагрузки уровень рискового товара также увеличивается», – отмечают в ГФС. Изменения предусматривают и остановку регистрации расчетов корректировки на изменение стоимости товаров более чем в два раза и/или изменение номенклатуры товаров и услуг. Об особенностях нововведения и его перспективах Mind рассказал Михаил Соколов, эксперт Реанимационного пакета реформ.
Что происходит? Система блокировки НН/РК действительно находится в системном кризисе, и причиной тому – системный же провал в ее дизайне. Ключевая проблема не в том, что система блокирует много налоговых накладных (блокируется около 1% от общего вала), а в том, что комиссия ГФС, отвечающая за рассмотрение заявлений о разблокировке, мало разблокирует. Заблокированными по результатам рассмотрения комиссией заявлений плательщиков остаются около 70% НН. В результате число заблокированных накладных растет, а предприятия, чьи накладные заблокированы, оказываются в крайне сложной ситуации из-за вымывания их оборотных средств.
Происходит это вследствие того, что комиссия ГФС вынуждена принимать решения о разблокировке/продолжении блокировки при отсутствии необходимой для принятия такого решения информации, а зачастую и времени на глубокое изучение той информации, которая им доступна. А это эквивалентно отсутствию необходимого кадрового и технического ресурса. В такой ситуации чиновник страхуется, и как результат комиссия разблокирует малое число НН.
Однако подчеркнем, что главная системная проблема – это именно принципиальное отсутствие части необходимой информации – информации о фактическом положении дел. Хотя формально комиссия принимает/отказывает на том основании, что плательщик якобы предоставил не все требуемые документы, фактически же члены комиссии принимают решения об отказе, потому что сомневаются в реальности соответствующих операций. Учитывая, что сомневаться и искать нарушителей – это работа сотрудников ГФС, бессмысленно требовать от них принятия решений о разблокировке, если они не убедились в реальности операции и в том, что плательщик – не скрутка.
Проблема в том, что для этого недостаточно просто изучить предоставленные плательщиком документы. За последний месяц рабочей группой при Минфине были представлены десятки примеров, когда по документам компания объективно выглядит как скрутка, а ее операции фиктивными, а в реальности это добросовестный налогоплательщик, ведущий обычную хозяйственную деятельность. Единственный способ для комиссии принять решение в отношении такого предприятия не наугад – это провести фактическую проверку. Кстати, аудиторы, выносившие такие случаи на рассмотрение, сами фактически это и делали, и только после этого смогли поручиться за то, что данное предприятие не скрутка, а его операции реальны.
Какие были варианты? Первая идея, которая родилась на рабочей группе Минфина, это внести изменения в порядок рассмотрения заявлений плательщиков и установить, что комиссия не может отказать плательщику в разблокировке НН, предварительно не затребовав недостающие документы, четко описав, чего же не хватает. Если же затребованные документы предоставлены, следовательно, комиссия априори получила все, что ей требовалось, и должна разблокировать НН.
Однако в реальности это означает, что разблокировать придется практически все НН, в том числе и накладные, поданные на регистрацию скрутчиками, так как скрутки прекрасно изготавливают документы. Таким образом, смысл в существовании системы пропадает. Если же дать комиссии право продолжать блокировку НН/РК на том основании, что они сомневаются в реальности операций, ситуация только ухудшится, поскольку, как уже говорилось выше, сомневаться – это должностная обязанность работников ГФС. В результате процент в отказе в разблокировке только увеличится, а ситуация в целом ухудшится.
Еще одно предложение – просто отменить систему блокировки и вернуться к тому, что было в 2016 году. Уже слышны бурные аплодисменты, но надо напомнить, что же это означает:
Еще одна альтернатива – это принятие законопроекта №7115, что действительно с высокой вероятностью позволит снизить количество блокируемых НН и повысить эффективность борьбы со скрутками. Кстати, следует подчеркнуть, что он вовсе не предполагает отказа от блокировки НН, а просто передает ее в руки руководителей областных управлений ГФС, что и должно обеспечить рост эффективности борьбы со скрутками. Однако данный законопроект мало что меняет в вопросе разблокировки НН, что более чем логично, ибо он писался именно как ответ на летний кризис, вызванный неадекватно большим числом блокировок.
Ну и последнее предложение, которое надо упомянуть, прежде чем перейти к тому, что очевидно, следует сделать. Почему бы просто не отменить и блокировку, и систему электронного администрирования (СЭА) НДС и ничего не вводить взамен, в частности, то же расторжение договоров на ЕЦП? Действительно, в развитых странах ничего же этого нет, там просто эффективно работают правоохранительные органы и реально сажают всех, кто участвует в схемах хищения НДС. Другими словами, мы соглашаемся с тем, что уклонение от уплаты НДС будет происходить, и мы не будем даже пытаться блокировать совершение преступления, зато будем сажать всех тех, кто в этом участвует.
Беда в том, что до сих пор наши правоохранители этого сделать не смогли. Если же принять законы, которые облегчат им соответствующую деятельность, нет никакой гарантии, что все те, кто сейчас протестуют против блокировки, не окажутся в СИЗО, откуда протестовать уже намного сложнее.
Что теперь делать? Во-первых, изменить процесс разблокировки. Как и говорилось выше, нужно ввести нормы, согласно которым комиссия, если ей не хватает документов, должна запросить их у плательщика, и отказывать в разблокировке на основании нехватки документов, только если комиссии не предоставили то, что она запрашивала.
При этом комиссия должна иметь право, если она сомневается в реальности операции, продолжить блокировку на срок 10 рабочих дней, за которые будет проведена фактическая проверка. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, следует выписать налоговое уведомление-решение (НУР) о доначислении НДС (возможно, с уменьшением значения по формуле), а НН – разблокировать. Подчеркиваем, после окончания проверки и вынесения НУР налоговую накладную должны разблокировать в любом случае.
Если плательщик на проверку не допускает, а уведомление о ее проведении и его ответ должны высылаться по СЭА НДС, или не уплачивает согласованные налоговые обязательства по НУР (согласованные – значит признанные самим плательщиком либо подтвержденные вступившим в силу решением суда), тогда ему блокируется регистрация всех НН/РК до исправления нарушения.
Во-вторых, изменить процесс блокировки. Скорее всего, нужно вводить комбинированную полуавтоматическую-полуручную систему. Блокировать НН должно руководство ГФС своим решением, в соответствии с механизмом, прописанным в №7115, с одним важным добавлением, о котором скажем ниже. При этом плательщики, отвечающие установленным критериям, должны иметь иммунитет к блокировке. Однако, если у ГФС есть подозрения, она обязана приходить к такому плательщику на проверку, и если он на проверку не допускает, тогда у него должна блокироваться регистрация всех НН по общему правилу.
При этом также должно устанавливаться количественное ограничение на число НН/РК, которые блокируются до проведения проверки. Оно должно соответствовать тому числу фактических проверок, которое физически может осуществить ГФС – нет смысла блокировать больше, чем реально можешь проверить. Наличие такого количественного ограничения будет вынуждать ГФС «считать патроны» и после получения от плательщика документов продлевать блокировку НН/РК только тех предприятий, которые действительно выглядят как скрутки, имитирующие большие объемы фиктивного налогового кредита, а не реальные плательщики, пусть и допустившие какие-то нарушения.
В интересах бизнеса найти баланс между простотой/сложностью администрирования и обеспечением эффективного сбора налогов/пресечения уклонения от их уплаты. Ибо, когда государство оказывается неспособным справиться с задачей предотвращения уклонения от уплаты налогов в рамках закона, оно начинает придумывать полузаконные и даже полностью незаконные методы и инструменты, чтобы обеспечить наполнение бюджета. В результате бизнес да и все общество страдают гораздо больше, нежели когда ГФС действует по закону, пусть и создающему определенные административные сложности для налогоплательщиков.
Итак, какие можно сделать выводы?