Современную войну сложно представить без широкого использования компьютерной техники как для управления войсками, так и в системе наведения высокоточного оружия. Поэтому важным элементом боевой эффективности армии является ее возможность вести радиоэлектронную борьбу (РЭБ) и разведку (РЭР). После распада СССР Украина получила огромный потенциал (причем даже бóльший, чем у России) – как технологический, так и научный – для разработки и, главное, производства таких средств. Благодаря востребованности этого оружия на мировом рынке за годы независимости удалось не только сохранить, но и приумножить советское наследие. Подробнее об этом специально для Mind рассказал военный эксперт и историк Михаил Жирохов.
С началом войны на Донбассе у Украины были неплохие разработки и технологии, которые могут при правильном векторе развития и инвестиций дать в руки военных современные технологии на уровне зарубежных.
«Кольчуга-М». Станцию радиотехнической разведки, разработанную донецким ОАО «Топаз», можно назвать наиболее ярким примером динамичного развития. Работы над проектом начались в 1993 году и завершились в рекордно короткие сроки, в 1998-м, когда она была принята как элемент ПВО на вооружение ВСУ. Принцип работы «Кольчуга-М» основан на пассивной отработке радиосигнала средств радиолокации противника. По мнению большинства специалистов, такая технология позволяет свести на нет установленные на самолетах и вертолетах элементы стелс-технологий (комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. – Mind). К тому же обнаруженные объекты не смогут узнать о том, что они обнаружены, и, соответственно, принять меры или обнаружить саму «Кольчугу-М».
С 2000 года комплекс начали активно экспортировать – в Китай, Туркменистан, Грузию и Эфиопию. До четырех комплексов было закуплено и для нужд украинской армии. Весной 2014 года один такой комплекс был захвачен россиянами в Крыму. Кроме того, еще два комплекса стали российскими трофеями в мае-июне 2014-го, непосредственно при оккупации Донецка.
Летом 2014 года наши спецслужбы провели беспрецедентную по своим масштабам операцию, когда буквально из-под носа сепаратистов с предприятия-производителя была вывезена документация и, что самое главное, эвакуированы основные специалисты с семьями. В итоге уже в 2016 году в Запорожье удалось не только восстановить производство уникального комплекса, но и запустить модернизированный вариант, который уже закупается военными.
«Мандат-Б1Э». В том же Донецке выпускался и комплекс помех средствам радиосвязи, предназначенный для подавления наземных каналов связи, а также постановки радиопомех как по частоте и времени, так и заградительных – в зоне 60 км по глубине и 90 км по фронту. Документация по комплексу тоже была успешно вывезена из Донецка, и ныне развернуто производство на той же «Искре» в Запорожье.
«Джеб». Боевые действия стали катализатором появления новых средств РЭБ, причем в «гонку вооружений» включились и частные компании. Так, в 2014 году на выставке вооружений в польском городе Кельц компания «Укрспецтехника» представила комплекс наземной разведки РЭБ «Джеб». Комплекс предназначен для определения, классификации и идентификации наземных движущихся целей, а также низколетающих высокоскоростных типа «вертолет». Мало того, комплекс позволяет проводить радиомониторинг, радиоперехват, целеуказание на дальностях до 12 км с помощью РЛС миллиметрового диапазона.
Практически сразу комплекс поступил на вооружение Госпогранслужбы, причем в мобильном варианте в виде установки на бронеавтомобиль «Тритон». Разумеется, количество закупленных станций не озвучивается, но, судя по финансированию проекта «Стена», счет идет на десятки.
«Шилка». Война на Донбассе поставила на повестку дня разработку абсолютно новых средств РЭБ по тем направлениям, которые в Украине не культивировались совсем. Речь о системах прикрытия складов вооружений от проникновения ударных беспилотников. Необходимость создания цепочек «обнаружение – подавление – уничтожение» связана с недавними нашумевшими подрывами складов, в которых, по крайней мере в двух случаях, использовались беспилотные летательные аппараты. Естественно, что большая часть работы является засекреченной. Однако на сегодня можно говорить, что благодаря усилиям частных компаний сегодня существует работающий комплекс, завязанный на ЗСУ-23-4 «Шилка».
«Каштан-3М». Кроме того, наши склады (особенно на приграничных территориях) сейчас массово получают комплексы оптико-электронного противодействия «Каштан-3М», который уже довольно давно выпускается у нас в стране и является крайне эффективным средством для защиты наземных объектов от высокоточного оружия с лазерным наведением – прежде всего ракет и управляемых авиабомб. Понятно, что в свете новой стратегической ситуации наши военные «заточены» на противодействие такому оружию российского производства.
Второе критически важное направление развития средств РЭБ – нейтрализация беспилотников непосредственно на поле боя. Как показал опыт войны на Донбассе, если с уничтожением достаточно крупных аппаратов российского производства наши средства ПВО научились бороться – чему свидетельство последние потери российских «Орланов», то для уничтожения мелких аппаратов приходится затрачивать огромные материальные ресурсы огневого поражения, причем результат предсказать практически невозможно. Поэтому, оглядываясь на опыт западных армий, было принято решение принять на вооружение комплекс РЭБ для подавления системы управления аппарата.
«Буковель-АD». Можно сказать, что первой работающий комплекс для обнаружения и полной блокировки каналов управления GPS/ГЛОНАСС выкатила на фронт по собственной инициативе фирма «Проксимус», которая представила «Буковель-АD». Ныне первый образец активно используется на одном из участков противостояния на Донбассе в отдельном батальоне РЭБ. По утверждению наших бойцов, комплекс способен эффективно работать на расстоянии до 15 км. Признанием заслуг разработчиков стал тот факт, что именно эту станцию наши военные используют для государственных испытаний новых образцов беспилотных аппаратов. По некоторым данным, в мобильном варианте (с установкой на внедорожник) новая система попала в госзаказ, и массовые закупки ожидаются уже в этом году.
Радиоэлектронное ружье. Интересный образец представила на выставке «Оружие и безопасность – 2017» фирма «Укрспецтехника». Это радиоэлектронное ружье для борьбы с БПЛА с дальностью действия до 2 км и автономностью в 8 часов. Производители утверждают, что круговые антенны устройства позволяют создать некий «купол» защиты от БПЛА над любым объектом радиусом до 5 км. Хотя на этап войсковых испытаний данный образец не вышел, военные уже проявили большую заинтересованность в получении такого рода мобильного оружия.
«Гарант». Опять-таки, опираясь на опыт войны на Донбассе и локальных конфликтов последнего времени, в массовое производство запущена система подавления радиолиний управления «Гарант». Ее основное назначение – предотвращение радиоуправляемого подрыва мин и фугасов. Причем система достаточно компактная и может устанавливаться как на автомобиле, так и стационарно. Система опробована в условиях боевых действий. Так, «Гарант» активно использовался украинским миротворческим контингентом в Ираке, и было несколько задокументированных случаев нейтрализации места закладки радиоуправляемого фугаса.
«Омут». Кроме сухопутных войск, средства РЭБ активно внедряются также на флоте и в авиации. Тут стоит отметить систему радиоэлектронной защиты летательных аппаратов «Омут» от фирмы «Радионикс». Причем комплекс универсальный и включает в себя не только систему радиоэлектронной разведки, но и систему радиоэлектронного противодействия, обеспечивающую высокую вероятность подавления средств радиолокационного обнаружения и наведения зенитно-ракетных комплексов и головок самонаведения ракет класса «воздух – воздух». Детальных сведений об этом комплексе нет, но есть данные, что он включен в государственную программу модернизации МиГ-29МУ2, которая запускается уже в этом году на Львовском авиаремонтном заводе.
То есть можно говорить о том, что Украина по полной программе использует не только советское наследие, но и активно развивает такое перспективное и важное направление, как средства радиоэлектронной борьбы и разведки. Нынешние разработки как государственных, так и частных предприятий этого направления позволяют говорить о том, что украинская армия имеет возможность получения и использования оборудования и вооружения на уровне мировых образцов. Мало того, наш боевой опыт бесценен в плане того, что ни одна европейская армия не имеет полевого опыта противодействия российской армии.