Защищаясь, атакуй: как предотвратить ситуацию, когда потребитель злоупотребляет своими правами

И почему защита прав потребителей может превратиться в средство для злоупотреблений

В нашем государстве защита прав потребителей гарантируется Конституцией и соответствующим законом, регулирующим отношения между ними и продавцами товаров или услуг. Потребители получают государственную защиту своих прав на надлежащее качество и безопасность продукции и обслуживания, поэтому в случае обнаружения дефектов продукции продавцы должны возместить им имущественный и даже моральный ущерб. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда сам производитель товаров или услуг требует квалифицированной защиты в отношениях с потребителями, которые начали злоупотреблять своими правами. Чтобы выяснить, как вести себя в подобных ситуациях именно продавцам, Mind обратился в Адвокатского объединения «Кушнир, Якимяк и партнеры». Подробнее обо всем рассказывают Олег Якимяк, управляющий партнер, и Юлия Василенко, адвокат этой юрфирмы.

О защите потребителей. Согласно закону, потребители имеют право:

В частности, за нарушение сроков выполнения услуг исполнителя могут привлечь к ответственности – на него могут наложить штраф в размере 100% стоимости выполненной работы (оказанной услуги). Такие штрафы налагаются Госпродпотребслужбой и идут в доход государства. Потребитель также вправе взыскать с исполнителя пеню в размере 3% стоимости работы или услуги за каждый день просрочки выполнения работ (оказания услуг). А если стоимость работы или услуги не определена договором, потребитель может взыскать неустойку в размере 3% общей стоимости заказа.

Об обязанностях исполнителей. В связи с существенными финансовыми санкциями, которые могут возникнуть при содействии потребителей, участились случаи злоупотребления правами с их стороны. Значительное количество предпринимателей оказываются неготовыми к таким ситуациям и нередко требуют квалифицированной защиты в отношениях с потребителями.

Для примера и понимания темы опишем одну из ситуаций, которая проиллюстрирует, как потребитель может злоупотреблять своими правами.

Потребитель заказал у предпринимателя определенные работы. Заключили соответствующий договор, где отметили перечень работ, материалы, которые при этом используются, стоимость работ и материалов, а также сроки их выполнения. Весьма полезным было бы в подобных ситуациях фиксировать на фото состояние вещи, которую передают на ремонт, и описание этого состояния в акте передачи вещи в работу.

После выполнения всех работ предприниматель предложил потребителю подписать акт приема-передачи. Однако потребитель отказался, обосновывая тем, что подпишет после доставки товара. Требование потребителя показалось предпринимателю целесообразным и он согласился. Но и после доставки товара акт подписан не был, поскольку потребитель якобы нашел недостатки в доставленном продукте. Согласно части 8 статьи 10 закона «О защите прав потребителей», факт предоставления услуги подтверждается актом приема-передачи, который должен быть подписан, даже если у потребителя есть замечания. Предприниматель, идя навстречу потребителю, согласился устранить недостаток за свой счет.

Согласие на устранение недостатка, без подписания акта, и стала первой ошибкой. Необходимо было настоять на подписании акта с указанием недостатков. Второй ошибкой было устранение недостатков за свой счет без надлежащего оформления. Этот факт в дальнейшем может трактоваться судом как признание вины

Таким образом потребитель, не подписывая акт, затянул процесс выполнения услуги более чем на три месяца, за что предусмотрен штраф в размере 100% стоимости заказа и пеня в размере 300% стоимости заказа для потребителя. За такую сумму можно приобрести такую же новую вещь за счет предпринимателя.

О защите исполнителя. Итак, подводя итог, хочется сделать акцент на том, что каждый предприниматель должен знать алгоритм действий в ситуации, когда потребитель злоупотребляет своими правами:

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS