Преступники или пациенты: как победить наркоманию в Украине

Что такое государственная наркополитика и почему она не всегда срабатывает

Фото: Shutterstock

Примерно четверть миллиарда людей во всем мире хотя бы раз в жизни употребляли наркотики. 12% из них уже являются наркозависимыми, они не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой и требуют специального лечения. Ежегодно от передозировки наркотиков, в основном опиоидов, погибают не менее 190 000 человек. Большинство из них – молодежь. Самое большое количество наркоманов зафиксировано в США – 28,6 млн человек в возрасте от 12 лет. Такую печальную статистику было обнародовано во время 61-й сессии Комиссии по наркотическим средствам при Организации Объединенных Наций. Генсек ООН Антониу Гутерриш, обращаясь к участникам комиссии, призвал их наметить «наиболее подходящий и сбалансированный курс» борьбы с экспансией наркотиков: покончить с организованной преступностью и обеспечить защиту и лечения наркозависимых лиц. Осознание этой проблемы на таком высоком уровне произошло гораздо раньше. Более десяти лет назад другой генсек ООН, Кофи Аннан, с грустью констатировал: «Наркотики уничтожили много жизней, но неправильная наркополитика – еще больше!».

Попытки противостоять угрозам наркотической экспансии и выстроить адекватные отношения общества с наркозависимыми гражданами продолжаются как в развитых странах, так и в развивающихся. Не осталась в стороне от этой проблематики и Украина. Однако экономическая и социальная нестабильность, господствующая в государстве, приводит к тому, что количество лиц, употребляющих наркотики, только увеличивается. К тому же эта среда все больше криминализируется, а попытки организовать соответствующие специальные заведения отчасти выходят за пределы правового поля. Так, по результатам проверок (2017 – начало 2018 года) Генеральной прокуратурой Украины более 400 реабилитационных центров установлено, что нарушения прав человека и гражданина в этой сфере носят длительный и распространенный характер. Всего в прошлом и этом году правоохранители открыли около 90 уголовных производств, из которых более 60 – по ст. 146 УК Украины (незаконное лишение свободы или похищение людей), четыре – по ст. 127 УК Украины (пытки), четыре – по ст. 357 УК Украины (незаконное завладение паспортом или другим важным личным документом).

При этом в Украине уже более четырех лет существует утвержденная правительством Стратегия государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года. О том, почему большинство из ее пунктов до сих пор остаются на бумаге, а Украина отстает по темпам преодоления наркомании и что нужно сделать для исправления этой ситуации, специально для Mind рассказал председатель наблюдательного совета ОО «Довгі Літа», сооснователь Евразийского института наркополитики Андрей Тимошенко.

Состояние проблемы

После провозглашения в 1991 году независимости Украины и начала интеграции нашего государства в глобальные процессы мирового сообщества общество получило не только перспективы развития и модернизации, но и негативные явления, среди которых – распространение наркомании и наркопреступности. Украина стала не только страной с массовым распространением психоактивных веществ (ПАВ) и, как следствие, увеличением количества случаев заболевания наркоманией, но и транзитной зоной в основных международных наркотрафиках.

Следует отметить, что еще пять лет назад в Украине не было единой государственной стратегии по противодействию распространению наркотиков. Лишь 28 августа 2013 года Кабинет министров одобрил Стратегию государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года. Данная стратегия, которая была разработана Государственной службой Украины по контролю за наркотиками, признана международными специалистами как одна из самых удачных и профессиональном в мире. В документе были определены сущность и современные направления государственной политики в отношении наркотиков, которые формируются на основе интегрированного и сбалансированного подхода к уменьшению объема предложения наркотиков, находящихся в незаконном обороте, снижение спроса на них, преодоление наркомании как опасного социального явления.

Наркомания и наркопреступность являются общественно опасными явлениями, требующими принятия комплексных мер для минимизации негативных последствий. Рассмотрим указанную проблематику с позиции трех основных аспектов.

Правовой аспект. Стратегия государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года построена прежде всего на гуманистической направленности, внимание акцентируется на соблюдении основных прав и свобод потребителей наркотиков. Однако на практике все еще остается уголовно-репрессивный подход, в рамках которого наркоман рассматривается не как больной человек, нуждающийся в лечении и помощи, а как преступник. Опыт и статистика показывают, что этот путь является ложным. Наркобизнес становится еще более латентным и опасным; увеличение количества уголовных дел в 2008–2011 годах (данные МВД) не привело к уменьшению количества потребителей ПАВ, стоящих на соответствующем учете, а, наоборот, дало обратный эффект, достигнув максимальной цифры – 163 000 человек. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2011 году Украина заняла первое место в Европе по количеству потребителей инъекционных наркотиков.

Практика применения уголовного законодательства указывает на высокий уровень криминализации людей, употребляющих наркотики. Так, за хранение в малых дозах наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (то есть для собственного употребления) влечет за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы на  срок до трех лет (ст. 309 УК Украины). В приказе МЗ Украины № 188 от 01.08.2000  «Об утверждении таблиц небольших, крупных и особо крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте» установлен минимальный порог привлечения к уголовной ответственности, и он намного ниже, чем во многих цивилизованных странах. Результатом этих репрессивных и антигуманных норм является тот факт, что ежегодно на скамье подсудимых оказываются тысячи наркоманов, которые получают реальный срок заключения. И это не фигуранты дел, которые занимались распространением наркотических средств, а больные люди.

В ходе практической работы с наркозависимыми лицами, которые уже отбыли наказание за хранение наркотических средств, и их выборочного опроса специалисты пришли к выводу, что уголовное преследование лиц, употребляющих ПАВ, не привело к отказу от употребления наркотиков. Наоборот, репрессивное законодательство и пребывание в местах лишения свободы привело к увеличению среди наркопотребителей заболеваемости на ВИЧ/СПИД, туберкулез и другие социально опасные заболевания, а также существенно повлияло на обострение социальной напряженности в обществе, формирование дискриминационного отношения к лицам, больным наркоманией.

В 2017 году Евразийский институт наркополитики на заказ МБФ «Возрождение» провел анализ законодательства Украины в сфере обращения наркотических веществ и с учетом международного опыта разработал предложения по гуманизации наркополитики и декриминализации отдельных деяний в этой сфере.

Морально-этический аспект. Со времен существования СССР проблема немедицинского употребления наркотических средств всячески скрывалась и отрицалась. Люди, которые имели зависимость от ПАВ, осуждались обществом, отношение к ним было как к изгнанникам, аморальным и криминальным элементам. К сожалению, до сих пор в Украине так и не удалось преодолеть эту стигму. Наркопотребители воспринимаются все еще как воры, а не как больные люди, нуждающиеся в комплексном медико-психологическом лечении.

В Стратегии государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года отмечена необходимость преодоления стигматизации в наркологии. Обществу через профилактические и просветительские мероприятия следует доносить информацию о причинах и последствиях наркомании, методах минимизации вреда и общественной опасности, формировать гуманное отношение к наркопотребителям с четким осознанием того факта, что наркоман является прежде всего больным человеком, который нуждается в лечении и реализации фундаментальных прав и свобод.

Медико-социальный аспект. Рассмотрим качество и эффективность оказания услуг наркопотребителям и существующие пробелы в этой сфере. Лечение зависимостей от употребления ПАВ требует комплексного подхода и состоит из трех последовательных элементов: медикаментозная помощь (детоксикация), психотерапевтическое сопровождение и дальнейшая социальная адаптация пациента. В системе Минздрава Украины функционирует сеть наркологических больниц, которые предоставляют услуги по детоксикации. В штате государственных наркологических учреждений работают также психологи и социальные работники, задача которых – мотивировать пациента отказаться от употребления ПАВ. Также, с целью снижения вреда и отказа от употребления нелегальных (уличных) наркотиков, в нашей стране действует программа заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ), в рамках которой пациент под наблюдением и по рецепту врача-нарколога принимает препараты (метадон, бупренорфин), которые помогают избежать синдрома отмены (ломки) и улучшают состояние здоровья.

Однако следует констатировать, что в Украине программа ЗПТ не является совершенной. Отсутствует действенный и эффективный механизм контроля за пациентом (часты случаи, когда пациент продолжает принимать уличные наркотики), неудовлетворительно работает система ресоциализации больных наркоманией. Как уже отмечалось выше, одной из основных составляющих процесса возвращения наркопотребителей к трезвой жизни является психологическая терапия.

На сегодняшний день действенной моделью предоставления такой помощи является миннесотская (разработана в конце 40-х годов прошлого века в США). Она предполагает активное участие профессионала-психотерапевта в процессе возвращения пациента к трезвой жизни. В стенах реабилитационного центра (стационарно/амбулаторно) персонал работает над улучшением физического, эмоционального, психологического состояния здоровья клиента, гармонизацией семейных и других межличностных отношений, улучшением в сфере трудовой занятости, обучения, социальной адаптации.

К сожалению, в украинской системе здравоохранения отсутствует разветвленная сеть такого рода центров. Эту проблему пытаются собственноручно решать общественные организации и активисты. Однако, учитывая тот факт, что требования к деятельности таких реабилитационных центров четко не прописаны в нормативах профильного законодательства (отсутствует механизм контроля и лицензирования), фиксируются отдельные случаи нарушения прав и свобод граждан, находящихся в таких псевдоцентрах (содержание без добровольного согласия наркопотребителей, использование пациентов как дешевой рабочей силы и пребывание последних, мягко говоря, в нечеловеческих условиях).

Примеры эффективной наркополитики европейских стран

Португалия. 10 лет назад в законодательство о наркотиках и в основные принципы государственной наркополитики были внесены ключевые поправки, которые существенно изменили подход к путям минимизации негативного влияния наркопреступности и наркомании на развитие общества. Вместо того, чтобы снизить число наркопотребителей путем наказания людей, наркотики считаются незаконными, но их употребление более не рассматривается как уголовное преступление.

Португальские реформы не ограничились тем, что хранение наркотиков стало административным правонарушением. Они также охватили широкий круг мероприятий, таких как профилактика и просвещение общественности, повышение мотивации для отказа от дальнейшего употребления контролируемых веществ, снижения вреда, лечение наркозависимых людей и помощь в социальной реинтеграции. Результатом нового подхода стало создание комиссий по сдерживанию наркозависимости. Они заменили уголовные суды как государственный орган, занимающийся проблемами, связанными со злоупотреблением ПАВ.

Комиссии стремятся информировать людей и убедить их отказаться от употребления наркотиков. Комиссии также уполномочены применять гражданско-правовые санкции за неповиновение и направлять желающих на лечение. Несмотря на первоначальные опасения по поводу принятой в Португалии новой стратегии, данные исследования показывают, что резкого роста числа людей, употребляющих наркотики, не произошло, а в некоторых категориях их численность даже сократилась. Кроме того, число людей с заболеваниями, связанными с наркотиками (такими как ВИЧ и гепатиты В и С), в целом снизилось.

Швейцария. Страна, которая известна своим консерватизмом, была поражена, когда в ее городах стали собираться тысячи потребителей наркотиков и активистов контркультуры. Эта тенденция достигла кульминации в конце 1980-х годов, когда наркотики употреблялись почти открыто. Страна была тяжело поражена ВИЧ, что связывалось с ростом инъекционного потребления наркотиков. Наибольшую озабоченность руководителей системы здравоохранения вызвало инъекционное потребление героина, поэтому была санкционирована реализация широкомасштабных мероприятий, которые включали низкопороговые метадоновые программы, обмен игл (в том числе в местах лишения свободы), а также организацию пунктов безопасных инъекций.

В дополнение к этим услугам Швейцарское федеральное управление здравоохранения в качестве эксперимента начало реализовывать программу рецептурного назначения героина лицам, которые в течение длительного времени были зависимыми от опиатов. Подробная научная оценка, которая проводилась правительством, показала, что героиновая терапия возможна и экономически выгодна и позволяет достичь реального улучшения здоровья наркопотребителей. Эта терапия внесла свой вклад в значительное сокращение уровня преступности, связанной с наркотиками.

В 1994 году Федеральный совет объявил об утверждении новой наркополитики, построенной на идее «четырех принципов»: профилактика употребления наркотиков, лечение наркозависимости, снижения вреда и работа правоохранительных органов (полицейские меры).

Сучасний стан наркополітики України: від стратегії до пацієнтаФото: Shutterstock

Возможные пути для Украины

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что современное состояние наркополитики в Украине все еще не соответствует декларируемым положениям Стратегии государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года. Оно делает невозможным эффективное и своевременное противостояние наркопреступности и внедрение действенной системы минимизации вреда от употребления наркотиков как в сфере здравоохранения, так и в обеспечении общественной безопасности. Итак, парламенту, профильным министерствам и ведомствам, общественным организациям, активистам, ученым и всему обществу в целом следует решить  вопросы, которые в будущем – при профессиональном и комплексном подходе – смогли дать решительный отпор указанным угрозам общегосударственного масштаба:

Только в таком случае государству удастся взять под контроль употребление наркотических средств в немедицинских целях и добиться возвращения наркозависимых из рядов «потерянных людей» к более или менее полноценному функционированию в рамках общества.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS