«Кассамы» по-донецки: каким ракетным вооружением запаслись в «ДНР»

Откуда у боевиков реактивная техника и на что она способна

«ДНР». Вооруженные бойцы батальона «Восток»
Фото: УНИАН

9 мая, нарушая Минские соглашения и игнорируя многократные предупреждения ОБСЕ о том, что Донецк является демилитаризованной зоной, и любые появления там военной техники недопустимы, в так называемой «ДНР» прошел «парад Победы». Наблюдателей из Киева это заставило еще раз присмотреться к тому, каким оружием пользуются боевики, и как реально оно может применяться.

Особое беспокойство ВСУ в последнее время вызывает использование на Донбассе самодельных ракет, сделанных из частей снарядов от «Града» и «Смерча». Так, 15 мая фонд «Повернись живим» продемонстрировал видео такой ракеты, которая была найдена неразорвавшейся на передовой недалеко от поселка Новолуганское (Бахмутовский район Донецкой области). 

На что способно такое оружие и каким еще ракетным вооружением пополнился за последнее время арсенал «армии ДНР», Mind спросил у военного эксперта Михаила Жирохова.

Что нового. Вооружение российско-террористических формирований на оккупированной территории не отличается разнообразием – по понятным причинам оно полностью соответствует российскому. Исключением являются оккупированные территории Донецкой области с самыми разнообразными вооруженными формированиями типа «гвардии» Захарченко или спецназа налоговой службы (есть и такой в «молодой республике»).

Именно у последних и есть нестандартные вооружения типа гибрида БМД и КамАЗа. И вот на «параде» 9 мая в Донецке засветились «достижения ВПК ДНР», среди которых наиболее громкими новинками оказались образцы «ракетной техники», заявленные как РСЗО «Снежинка» и «Чебурашка». Примерно в это же время «случайно» появились и сообщения (подкрепленные фото и видео) о применении боевиками на линии соприкосновения другого ракетного образца, названного «Китаец». Являются ли эти образцы серийными и смогут ли они изменить ход противостояния на Донбассе – попробуем разобраться.

Нехватка двигателей. Еще в 2016 году появились сведения, что из РФ на оккупированные территории прибыла партия из 12 грузовиков КрАЗ 260 старого образца. Тогда было непонятно, зачем противнику такие машины. И только сейчас выяснилось, что их использовали как базу для создания самодельных систем залпового огня.

Попытки создать подобные местные образцы вплоть до нынешнего времени наталкивались на недостаток основного компонента – реактивных двигателей. Ведь, по сути, это основной компонент любой ракеты – хоть управляемой, хоть неуправляемой. Учитывая довольно высокий уровень промышленности на оккупированных территориях, производство корпусов не было большой проблемой, впрочем, как и начинки ракеты в виде взрывчатки (в ход вполне идет обычная шахтная, да и в Макеевке еще с советских времен базируется НИИ, который специализируется на взрывчатых веществах).

Но в какой-то момент «экспериментаторам» достались два источника для изготовления поделок – поток реактивных снарядов для установок БМ-21 «Град» и БМ-27 «Ураган» из России, а также склады со снятыми с вооружения еще советской армии снарядами для БМ-13 («Катюша») и БМ-24, подготовленные для утилизации на Донецком заводе резино-химических изделий.

Ракетный арсенал. После многочисленных опытов на свет появились эти образцы реактивной техники. По всей видимости, первым был «Китаец», который представляет собой боевую часть ракеты от «Урагана» с, вероятно, приваренным пороховым двигателем от снаряда «Града». Была создана и конструкция, позволяющая запускать одиночные ракеты с земли.

Гораздо более серьезной представляется установка «Чебурашка», в которой используется достаточно мощные 240-мм снаряды от БМ-24 (снята с вооружения в конце 1970-х годов). Тут можно говорить по крайней мере об одном опытном экземпляре машины, которая позволяет стрелять по одному заряду.

А вот «Снежинка», судя по имеющимся фото конструкции и отсутствии фото и видео стрельбы, скорей всего, представляет собой просто макет, который вряд ли будет доведен даже до опытного образца.

Боеспособность – под вопросом. Стоит немного сказать о боевой ценности всего этого «зоопарка». По сути, реактивная ракета – это довольно высокотехнологичное оружие с твердотопливным двигателем, топливо которого должно соответствовать весьма жестким физико-химическим параметрам. Главная задача инженеров – создать такую конструкцию снаряда, чтобы он предсказуемо вел себя на траектории и таким образом имел минимальное круговое вероятностное отклонение. Технически повторить конструкцию можно (это доказывает многолетний опыт террористов ХАМАС с их «Кассамами» и ИГИЛ – с газобалонными поделками), однако в этом случае точность попадания будет крайне низкой. Примерно на этом уровне находятся и поделки от «донецких».

К тому же изготовление реактивных снарядов  в полукустарных условиях приводит к тому, что за счет значительной разнотолщинности и эллипсности корпуса снаряда в полете он будет подвержен существенной нутации, то есть будет значительно расти разброс по азимуту, химическая неоднородность топлива будет приводить к значительным изменениям скорости истечения реактивной струи, что резко увеличит разброс по дальности. В итоге вместо поражения целей, условно говоря, на «северном склоне высоты 280», будет поражена цель типа «планета Земля».

Годятся такие ракеты только для беспокоящего огня, однако в нынешних условиях позиционной войны на Донбассе хорошо оборудованные в инженерном отношении позиции весьма устойчивы к таким атакам. С этим, по всей видимости, и связано создание «Китайца», который фактически выполняет функцию тяжелого миномета  М-160/240. При этом, если смотреть видео, стоит обратить внимание на крайне малую дистанцию, на которую запускается эта ракета с боевой частью повышенной мощности.

Психологическое оружие. Таким образом, можно говорить, что кустарное производство как реактивных снарядов, так и собственно систем реактивного огня имеет в большей степени пропагандистский эффект. Судя по видео, «Чебурашка» и «Китаец» запускались одиночными пусками с примитивного станка, и есть большие сомнения, что кто-то просчитывал их баллистику и составлял соответствующие таблицы. Попросту говоря – стреляли «куда-то туда» лишь для того, чтобы можно было доложить: «Произвели столько-то пусков!». Очевидно, даже минометная точность для них – вещь, недостижимая даже теоретически.

Тем не менее такое оружие будет востребовано на линии соприкосновения, особенно на приморском направлении, где фронт представляет собой тонкую линию взводных опорных точек вне населенных пунктов. И такие вот поделки будут играть роль психологического оружия, не давая морским пехотинцам поднимать головы. Но, опять-таки, стоит повторить, что реальной картины противостояния они изменить не в состоянии.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS