Сегодня компании все чаще используют слово «инновации», чтобы описать себя, свои продукты или услуги. С каждым годом одно только употребление этого слова увеличивается в несколько раз, и, согласно данным сервиса Google Ngram, по своей динамике может даже сравниться со словом «интернет». Стремление быть современными, не отставать от времени или просто желание подражать ведущим компаниям побуждают бизнес искать решения своих вопросов через инновации.
Но что стоит за этим «инновационным» бумом? Почему это стало таким популярным трендом? Что считается инновацией, и зачем инновациями нужно управлять? Об этом Mind рассказал менеджер по инновациям ЧАО «Филип Моррис Украина» Павел Рыжий.
Если спросить разных людей, какие главные инновации последних десятилетий они могут назвать, то в ответах скорее всего будут: компьютер, интернет, мобильный телефон, 3D-принтер, очки Google и т.д. Предметы, которые можно увидеть и пощупать. За каждым таким изобретением стоят процессы, такие же инновационные и прогрессивные. Чтобы в результате дать жизнь новаторским изобретениям, компании должны изменить подход к работе, найти лучшие способы организовать процессы.
Каждая инновация, прежде всего, отражает стремление решить вопрос, от которого нередко зависит наше дальнейшее существование. Необходимо вовремя определить проблему и начать процесс адаптации, чтобы сохранить и усилить свою актуальность и конкурентное преимущество.
Что означает «адаптация»? Ее часто сравнивают с трансформацией – догоняющей или опережающей. В Украине чаще всего встречается «догоняющая» адаптация, когда компания пытается повторить уже существующий опыт. Такой подход, как правило, не дает значимого долгосрочного конкурентного преимущества, а дает «продержаться на плаву».
«Опережающая» адаптация – это способность корпорации максимально быстро подстроиться к изменениям окружающего мира, а еще лучше – самой стать источником таких изменений. Например, мы стараемся формировать культуру корпоративного предпринимательства – когда каждый сотрудник предлагает решения, создает прототипы и проводит эксперименты. При этом, очень часто бывает так, что чем выше статус сотрудника и чем успешнее его прошлый опыт, тем ему сложнее стать частью всего процесса изменений компании.
Проведение экспериментов – это один из признаков инновационной компании. Но важно не просто экспериментировать, но и фиксировать полученные результаты, предоставить всем сотрудникам быстрый доступ к этим знаниям. Таким образом неудачные эксперименты, ошибки и провалы превратятся из потерь в капитал. Капитал знаний, оберегающий компанию от повторения подобных ошибок в больших масштабах и существенно снижающий основные риски. Но экспериментировать нужно на небольшом масштабе, совершать контролированные ошибки, извлекать уроки и делиться ими.
С чего начинать инновационную трансформацию? Начать следует с осознания необходимости перемен. Эту идею важно донести каждому сотруднику. Если меняться незачем, то и перемены реализовывать никто не станет. В компании могут имитировать изменения, но ничего не будет по-настоящему меняться. Именно поэтому мы уделяем большое внимание вовлечению сотрудников в поиск новых возможностей для компании и поддерживаем их личностное развитие.
Важно иметь предназначение и эволюционную цель, которые объединяют коллектив и резонируют с личными устремлениями сотрудников. Так, например, предназначение компании Buurtzorg из Нидерландов, которая занимается оказанием медицинской помощи на дому – «помогать пациентам как можно скорее стать автономными», а значит – перестать нуждаться в помощи сиделок. Невероятно, не правда ли? Делать все возможное, чтобы услуги компании были не нужны клиентам.
На начальном этапе работы с инновациями не обойтись без общей координации процесса, проектного менеджмента, методологической поддержки, взаимодействия с инновационными экосистемами и отдельного бюджета на эксперименты. Этой задачей должна заниматься независимая функция, которая будет подчиняться наивысшему должностному лицу в компании. Также необходимо конструктивное взаимодействие со всеми корпоративными контролирующими функциями в организации. Практика показывает, что наличие интерфейсов для взаимодействия с внешним миром по вопросу инноваций, прототипирования, экспериментирования, авторских прав и так далее, является важным фактором успеха.
Как наращивать инновационность? Компании могут повышать свою инновационность по-разному. Каждая выбирает собственную стратегию работы. Кто-то черпает новые идеи через покупку стартапов, кто-то проводит хакатоны, акселерационные программы, конкурсы и пр. Другие фокусируются на собственном R&D (англ. research and development – исследования и разработки, направленные на получение новых знаний и их применение).
Например, мы на глобальном уровне инвестируем в R&D, взаимодействуем с матерыми стартапами в мировых инновационных экосистемах – Сан-Франсиско и Тель-Авив. На уровне отдельных стран, например, в Украине, основное внимание мы уделяем собственным сотрудникам как источнику инновационных решений, их взаимодействию как между собой так и с изобретателями, стартапами и даже с другими корпорациями.
Насколько это дорого? Есть разные подходы к оценке окупаемости инновационных проектов. Существует множество примеров, когда компании вкладывали огромные средства в разработку, а в результате оставались в убытке. И не меньше случаев, когда фирмы инвестировали незначительные ресурсы, но доходы потом превосходили все ожидания. Многие компании, которые славятся своей инновационностью, отнюдь не лидеры в вопросах прибыльности. Uber продолжил бы нести убытки, если бы не сделки с «Яндексом» и компанией «Граб». Прибыльность Amazon последнее время немного превышает 1% от выручки. Тем не менее все они продолжают оставаться лидерами на своих рынках.
Если же говорить о возврате инвестиций, вложенных в развитие инновационного потенциала сотрудников, то, очевидно, это наиболее выгодное вложение практически для любой компании. Например, в нашей компании программы корпоративного предпринимательства демонстрируют от нескольких сотен до нескольких тысяч процентов возврата на инвестиции.
Что может помешать? Как бы парадоксально это ни звучало, но знания и информация могут тормозить процесс поиска новаторских идей и технологий. Есть даже выражение «проклятие знаний» – предыдущий опыт, на котором мы основываем работу, может заблокировать способность видеть что-то новое. Поэтому помимо знаний и предыдущего опыта важнейшим творческим элементом инновационного процесса является эксперимент.
Говоря об инновационных изменениях, нужно учитывать особенности личностной трансформации сотрудников, поведенческие факторы и культуру коллектива в целом. Важно понимать, что процесс трансформации достаточно длительный, который может затрагивать несколько «поколений» сотрудников. В этой связи, вспоминается пример компании General Electric и их довольно успешная, но не долгосрочная попытка массового внедрения культуры инноваций, основанной на методологии LEAN Startup Эрика Райза. К сожалению, компании не хватило выдержки прожить до конца массовую трансформацию. В погоне за краткосрочными финансовыми результатами новое руководство просто ограничило ресурсное обеспечение собственной масштабной инновационной программы.
Какова отдача от инвестирования в инновации? Прибыль – это премия за создаваемую для потребителя и признаваемую потребителем ценность. Инновационные решения призваны постоянно повышать эту ценность и таким образом увеличивать вероятность получения прибыли. Безусловно, создание ценности для одних может влиять на права и свободы других, и это необходимо учитывать. Инновации должны быть ответственными.
Начинайте действовать уже сейчас. Нужно пробовать и использовать уже накопленный в том числе и в нашей стране опыт. Важно понимать, актуализировать и постоянно синхронизировать собственное предназначение и предназначение бизнеса.
Руководители должны понимать, что, становясь на путь инновационности, им постоянно придется сталкиваться с переменами и новыми вызовами. Это путешествие не имеет пункта назначения, и оно никогда не заканчивается. В нем придется меняться самому лично, отказываться от привычных устоев и принципов, учиться новому, постоянно экспериментировать, совершать ошибки, извлекать уроки и при этом никогда не терять энтузиазма.