На темной стороне: что представляет собой уничтожение конкурентов по-украински

Краткий обзор популярных кейсов для устранения коллег на рынке

Ритейл, рынок недвижимости и производство переживают не лучшие времена. А право собственности, кажется, еще никогда не было таким незащищенным со времен начала 1990-х. Конкуренты могут подвинуть бизнес самым извращенным способом, полагает Compliance officer,  юрист практики безопасности бизнеса ЮК Juscutum Виктор Шульга. Эксперт описал для Mind, каким «инструментарием» порой не брезгуют конкуренты ради  укрепления своих позиций на рынке.

«Все и сразу» – именно такое ведение бизнеса становится нормой. Опережать тренды, чувствовать рынки, сочетать гибкость и напористость в ежедневной рутине – это долго и не всегда под силу предпринимателю.

Подкрепить такое мнение статистикой с официальных источников вряд ли получится – оно сформировано исключительно из практики и анализа текущего положения дел по защите бизнеса на юридическом рынке. В делах по защите активов мы с коллегами сталкиваемся с чередой познавательных и жутких по своей извращенности кейсов давления на бизнес. Все они с разными обличиями, в разных отраслях, но есть общие критерии, которые дают возможность определить реальные источники угроз. Если разобрать примеры, связанные с посягательствами на активы предприятий, истинные причины вторжений становятся очевидными.

Заказные проверки. Представители одного столичного производственного предприятия с налаженными производственными процессами в пищевых технологиях вынужденно обратились за помощью. Они на рынке уже более семи лет, ничем не уступают западным партнерам по технологичности. И вот, к ним зачастили комиссии, созданные сомнительным внутренним приказом гражданского госоргана.

В состав этой «необычной» комиссии вошли представители правоохранителей. Что интересно, это именно те силовики, которые по своим должностным обязанностям должны присматривать за внешней разведывательной деятельностью в экономической сфере и действовать исключительно в рамках уголовных производств. Но точно не пересчитывать площади территории, занимаемой предприятием. Как выяснилось и подтвердилось позже – силовики приняли дорогой «заказ» от конкурентов по бизнесу, но действовать решили руками скромного гражданского государственного учреждения.

Неутомимые активисты. В компанию по энергоэффективности неожиданно стали приходить один за другим запросы от правоохранительных органов. Позже они сменились вызовами на допросы сотрудников предприятия. Поскольку дело фактовое, то ознакомиться с материалами, естественно, никто не дал. Общую картину пришлось восстанавливать аналитическим путем и тонкостями законодательства. Каково же было удивление, когда стало ясно, что инициатором уголовного производства была общественная организация. Но удивление быстро прошло: член правления общественной организации «по совместительству» был учредителем конкурирующей компании.

Что такое конкуренция «по-украински»? Почему теории из западных учебников по менеджменту, конкуренции и управлению рисками еще долго не смогут быть применены на практике в Украине? И почему национальные вузы с их архаическими программами обучения, основанными на идеальных моделях поведения и преподавательским составом, изредка имеющим отношение к практике, не дадут рынку квалифицированных специалистов? Тех специалистов, которые готовы приступить к работе без переламывания навыков и адаптации к реалиям отечественной экономики предприятий.

Потому что в то время, когда в Сан-Франциско на августовском саммите SU Global Summit – 2018 обсуждаются экспоненциальные технологии, их влияние на бизнес в ближайшие 10 лет, наш бизнесмен вынужден думать о том, как защитить свой бизнес. А защищать есть от кого.

От кого приходится защищать бизнес?

Конечно же, в первую очередь, от конкурентов. Конкуренция в экономике – это состязание между экономическими субъектами за эффективное использование факторов производства. Именно факторов производства.  Но отечественный менталитет не предусматривает делать производство более эффективным, технологичным, качественным и доступным. В отличие от экономически развитых стран в Украине даже не прижились такие понятия как «конкурентная разведка» или «промышленный шпионаж», потому как никому не требуется информационно-аналитическая работа по сбору информации о новых технологиях, каналах сбыта, внутренних маркетинговых исследованиях и прочее для повышения финансового результата деятельности компании.

Как действуют конкуренты на отечественном рынке? 1. Рейдерят, используя человеческий фактор и слабые стороны в юридических и регуляторных механизмах. 2. Вступают в сговор с правоохранительными и контролирующими органами с целью уголовного преследования или же лишений прав на лицензии и ключевые виды деятельности. 3. Реализовывают «черный» PR в отношении компании или менеджмента с целью ухудшения имиджа. Как правило, это малобюджетный, а оттого и несистемный подход.  

Вторые по списку – правоохранители. Анализируя фактовые уголовные производства, определения суда о временном доступе к вещам и документам, письменные запросы, вовлечение гражданских государственных структур, складывается впечатление, что силовики – тоже конкуренты. Их куда больше интересует сам бизнес, его доходность и обороты, нежели соблюдение законности в деятельности предприятия. Они вполне серьезно полагают, что государство им недоплачивает, и потому предпочитают решили сами определять и планировать свой годовой доход. По той же схеме «все и сразу». Благо, государство предоставило им достаточно ресурса: возможность собирать информацию оперативным путем, использовать спецсредства для негласного снятия информации с каналов связи и огромный по масштабу человеческий ресурс. Масла в огонь подольют и политические решения по наполнению бюджета в связи с непонятной ситуацией по кредиту МВФ и угрозой дефолта.

Третьим по счету, но от того не менее важным, есть факт наличия в стране гражданских активистов и общественных организаций, количество которых за последнее время возросло до невиданных ранее масштабов. Общественные организации, как и всякое явление, изначально направленное на благие цели, имеет свою темную сторону. На сегодняшний день часть активистов и членов общественных организаций стали инструментом для давления.

Так называемые акции несогласия, действия разрушительного характера, участие в формировании общественного мнения, делает активистов дополнительным весомым рычагом управления для влияния на бизнес. Чего таить, некоторые общественные организации часто по собственной инициативе занимаются сбором информации, в том числе и через официальные запросы в госорганы. Конечная цель этих мероприятий – вытянуть собственника за стол переговоров и начать торги. Все, как в конкурентном бизнесе. Только результатом переговоров будет не слияние или поглощение, а получение откупа или взятие под свое «крыло защиты».

Сложилось так, что предприниматель должен защищать себя сам и, зарабатывая деньги, помнить о статье расходов «на защиту бизнеса» как обязательной.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS