В июле Украина подписала договор с французской компанией Airbus Helicopters о поставке в нашу страну 55 вертолетов. Машины будут поставлены двумя партиями – 37 штук в начале и еще 18 – до 2023 года.
И хотя соглашение еще не реализовано, оно уже получило большую порцию критики.
С одной стороны, считанные страны могут производить вертолеты и двигатели к ним, а закупка западных вертолетов может серьезно подорвать запорожский «Мотор Сич», который полноценно так и не восстановился после разрыва связей с РФ. С другой стороны, полного цикла производства в Украине даже в составе СССР не было, и поэтому возможности в этом плане компании крайне ограниченны, а вертолеты нужны «еще вчера» и много.
Mind совместно с военным экспертом и историком Михаилом Жироховым разбирался, насколько необходимы Украине французские вертолеты и почему это соглашение пойдет на пользу «Мотор Сич».
Согласно официальным данным, Украина за поставки 55 вертолетов для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям заплатит 555 млн евро. Причем часть финансирования на себя берут французские партнеры.
Первые четыре машины прибудут в страну еще до конца текущего года. Кроме того, Airbus Helicopters берет на себя обязательства по подготовке экипажей и созданию Центра подготовки и технического обслуживания (предварительно его местоположение определено в г. Нежин).
По планам, в Украину должны поставить 21 вертолет Н225 (11-тонная двухмоторная машина, способная нести 19–25 человек или 10 тонн грузов), 10 вертолетов Н145 (4-тонная машина, способная нести 8–10 человек и двух членов экипажа) и 24 вертолетов Н125 (2-тонная машина, способная нести 5–6 человек и двух члена экипажа или 1400 кг на внешней подвеске).
И это притом, что основными машинами, которые реально «поднимает с хранения» «Мотор Сич», на сегодня является 7-тонный Ми-8, который может перебрасывать 24 человека, и 2-тонный Ми-2, который может брать на борт восемь пассажиров.
То есть фактически с Н-125 можно сравнивать только Ми-2. Полного аналога Ми-8 среди французских новинок нет. Если же сравнивать по количеству перевозимых десантников, то ближе всего стоит более тяжелый Н225.
И этому есть достаточно веское объяснение: для «невоенных» ведомств Ми-8, который ныне является основной «рабочей лошадкой», явно избыточный. Причем не только по экономическим показателям (а не стоит забывать, что полетный час советского вертолета стоит примерно $2500 и 650 литров топлива в крейсерском режиме), но и по выполняемым задачам.
Например, пограничники чаще всего используют все шесть имеющихся в наличии Ми-8 для выполнения гораздо менее глобальных задач, чем переброска 24 пехотинцев – это эвакуация одиночного больного или раненого с дальней заставы, переброска подкрепления или сухпайков, антитеррористические операции вблизи границы или просто перевозка VIP-персон.
И для всего этого каждый раз приходится поднимать в воздух тяжелый (и дорогой) Ми-8. Возможно, стоит отдать эти машины «Мотор Сич» для ремоторизации и переоборудования в боевые Ми-8МСБ-В для армейской авиации? А самим использовать менее затратных «французов».
Покупка 24 вертолетов для пограничной авиации – это рост их возможностей в четыре раза. Это крайне необходимая мера при постоянной проблемной границе – причем не только с Россией, но и, например, с Польшей или Словакией, где контрабанда набирает катастрофические масштабы. Про конфликтную ситуацию с Венгрией тоже не стоит забывать.
Ситуация с вертолетами в ГСЧС еще более интересная. У них еще с 2009 года служат верой и правдой два Н-145. За это время они полюбились и летчикам, и техникам – все-таки западный и советский подход в технике и эргономике совсем разный.
Очень часто в обсуждении закупки французских машин можно слышать: «А почему мы покупаем именно гражданские машины, когда в стране идет война?». Ответ лежит на поверхности – нам не хватает именно транспортных машин. Поэтому, кстати, для переброски грузов и личного состава в прифронтовых и фронтовых территориях весной – летом 2014 года применяли все, что только можно. И среди потерянных машин есть и сбитый «борт» авиации НГУ под Славянском и разбившийся во время очередного транспортного вылета Ми-8 авиации ГСЧС в Харьковской области.
И чтобы окончательно закрыть тему с «Мотор Сич» и «зрадой»: от программы возобновления парка Ми-8 от запорожцев в Украине никто не отказывался – она идет параллельно. Однако тут есть свои ограничения – «Мотор Сич» на данный момент не производит корпуса, а только «доводит до ума» поднятые «из-под забора» «борта», а их осталось не очень много. Причем все они выпуска не позже 1980-х годов. А самые «старые» из машин, которые нам планируют поставлять (это должны быть не только новые машины, но и б/у с минимальным налетом), – 2009 года производства. Разница ощутима?
Стоит также обратить внимание и еще на один момент – обеспечение запчастями. Если с французскими машинами все более или менее понятно – наши партнеры обеспечивают в течение двух лет обслуживание за свой счет, дальше – на коммерческих условиях, то с импортозамещением «запорожских» Ми-8 и Ми-2 пока не все так прозрачно.
Существует предположение, что те же лопасти для Ми-8 полулегально «Мотор Сич» закупает в РФ, а многочисленные сообщения о том, что такое производство освоено в Украине, по факту оказались вбросом. Не совсем ясно, как решена проблема с лопатками для вертолетных двигателей. По неофициальным данным, завод, который остался в оккупированном Снежном, продолжает их производить, и Богуслаев их «покупает» через китайскую фирму-прокладку, чтобы оставаться в правовом поле Украины. И это пока. А что будет, если в один прекрасный день поставки будут прекращены?
Поэтому, с любой точки зрения, закупка западной вертолетной техники является несомненным плюсом для Украины в целом. И как ни парадоксально, и для «Мотор Сич» тоже – этот контракт может подстегнуть монополиста на более радикальные изменения. После заключения контракта на заводе уже успели заявить, что для нового вертолета «Надія» разворачивается производство корпусов в Харькове (хотя тут еще остается масса вопросов – ХАЗ никогда не делал вертолетных корпусов, и пока неясно, как быстро получится запустить серию).
А вертолетный рынок силовиков Украины на сегодня все еще остается достаточно объемным. 35–40-летние корпуса Ми-8 имеют ограниченный срок эксплуатации, поэтому скоро остро возникнет вопрос их замены. И если «Мотор Сич» и дальше будет продолжать проедать «советское наследие», занимаясь только модернизацией и ремоторизацией, то совсем не удивительно, если мы увидим в небе, например «Сикорские» S-70 i International Black Hawk польской сборки или уже боевые варианты французских машин.
В июле Украина подписала договор с французской компанией Airbus Helicopters о поставку в Украине 55 вертолетов. Машины будут поставлены двумя партиями – 37 штук в начале, и еще 18 до 2023 года.
И хотя соглашение еще не реализовано, оно уже получило большую порцию критики.
С одной стороны, считанное количество стран может производить вертолеты и двигатели к ним, а закупка западных вертолетов может серьезно подорвать так и не восстановившийся полноценно после разрыва связей с РФ запорожский «Мотор Сич». С другой стороны, полного цикла производства в Украине даже в составе СССР не было и поэтому возможности в этом плане компании крайне ограниченны, а вертолеты нужны «еще вчера» и много
Mind совместно с военным экспертом и историком Михаилом Жироховым разбирался, насколько необходимы Украине французские вертолеты и почему это соглашение подойдет на пользу «Мотор Сичи».
Согласно официальных данных Украина за поставки 55 вертолетов для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям заплатит 555 млн евро. Причем часть финансирования на себя берут французские партнеры.
Первые четыре машины прибудут в страну еще до конца текущего года. Кроме того Airbus Helicopters берет на себя обязательства по подготовке экипажей и созданию Центра подготовки и технического обслуживания (предварительно его местоположение определено в г. Нежин).
По планам в Украину должны поставить 21 вертолет Н225 (11-ти тонная двухмоторная машина, способная нести 19-25 человек или 10 тонн грузов), 10 вертолетов Н145 (4-х тонная машина, способная нести 8-10 человек и двух членов экипажа) и 24 вертолетов Н125 (2-х тонная машина, способная нести 5-6 человек и два члена экипажа или 1400 кг на внешней подвеске).
И это при том, что основными машинами, которые реально «поднимает с хранения» «Мотор Сич» на сегодня является 7-ми тонный Ми-8, который может перебрасывать 24 человека и 2-х тонный Ми-2, который может брать на борт 8 пассажиров.
То есть фактически с Н-125 можно сравнивать только Ми-2, полного аналога Ми-8 среди французских новинок нет, если только не сравнивать по количеству перевозимых десантников, то ближе всего стоит более тяжелый Н225.
И этому есть достаточно веское объяснение – для «не-военных» ведомств Ми-8, который ныне является основной «рабочей лошадкой», явно избыточный. Причем не только по экономическим показателям (а не стоит забывать, что полетный час советского вертолета стоит примерно 2500 долларов и 650 литров топлива в крейсерском режиме), так и по выполняемым задачам.
Например, пограничники чаще всего используют все шесть имеющихся в наличии Ми-8 для выполнения гораздо менее глобальных задач, чем переброска 24 пехотинцев – это эвакуация одиночного больного или раненого с дальней заставы, переброска подкрепления или сухпайков, антитеррористические операции вблизи границы или просто перевозка ВИП-персон.
И для всего этого каждый раз приходится поднимать в воздух тяжелый (и дорогой) Ми-8. Возможно, стоит отдать эти машины «Мотор Сичи» для ремоторизации и переоборудования в боевые Ми-8МСБ-В для армейской авиации? А самим использовать менее затратных «французов».
Покупка 24 вертолетов для пограничной авиации – это рост их возможностей в четыре раза. Это крайне необходимая мера при постоянной проблемной границе – причем не только с Россией, но и, например, с Польшей или Словакией, где контрабанда набирает катастрофические масштабы. Про конфликтную ситуацию с Венгрией тоже не стоит забывать.
Ситуация с вертолетами в ГСЧС еще более интересная. У них еще с 2009 года служат верой и правда два Н-145. За это время они полюбились и летчикам и техникам – все таки западный и советский подход в технике и эргономике совсем разный.
Очень часто в обсуждении закупки французских машин можно слышать – «А почему мы покупаем именно гражданские машины, когда в стране идет война?». А ответ лежит на поверхности – нам не хватает именно транспортных машин. Поэтому кстати для переброски грузов и личного состава в прифронтовых и фронтовых территориях весной – летом 2014 года применяли все, что только можно. И среди потерянных машин есть и сбитый «борт» авиации НГУ под Славянском и разбившийся в очередном транспортном вылете Ми-8 авиации ГСЧС в Харьковской области.
И чтобы окончательно закрыть тему с «Мотор Сич» и «зрадой» – от программы возобновления парка Ми-8 от запорожцев в Украине никто не отказывался – она идет параллельно. Однако тут есть свои ограничения – «Мотор Сич» на данный момент не производит корпуса, а только «доводит до ума» поднятые «из-под забора» «борта», аих осталось не очень много. Причем все они выпуска не позже 1980-х годов. А самые «старые» из машин, которые нам планируют поставлять (нам придут не только новые машины, но и б/у с минимальным налетом) 2009 года производства. Разница ощутима?
Стоит также обратить внимание и еще на один момент – обеспечения запчастями. Если с французскими машинами все более или менее понятно – наши партнеры обеспечивают в течение двух лет обслуживание за свой счет, дальше – на коммерческих условиях, то с импортозамещением «запорожских» Ми-8 и Ми-2 пока не все так прозрачно.
Существует предположение, что те же лопасти для Ми-8 полулегально «Мотор Сич» закупает в РФ, а многочисленные сообщения о том, что такое производство освоено в Украине по факту оказались вбросом. Не совсем ясно, как решена проблема с лопатками для вертолетных двигателей. По неофициальным данным завод, который остался в оккупированном Снежном, продолжает их производить и Богуслаев их «покупает» через китайскую фирму-прокладку, чтобы оставаться в правовом поле Украины. И это пока. А что будет, если в один «прекрасный день» поставки будут прекращены?
Поэтому, с любой точки зрения закупка западной вертолетной техники является несомненным плюсом для Украины в целом. И как ни парадоксально и для «Мотор Сич» тоже – этот контракт может подстегнуть монополиста на более радикальные изменения. После заключения контракта на заводе уже успели заявить, что для нового вертолета «Надия» разворачивается производство корпусов в Харькове (хотя тут еще остается масса вопросов – ХАЗ никогда не делал вертолетных корпусов и пока неясно как быстро получится пустить серию).
А вертолетный рынок силовиков Украины на сегодня все еще остается достаточно объемным. 35-40 летние корпуса Ми-8 имеют ограниченный срок эксплуатации, поэтому скоро остро возникнет вопрос их замены. И если «Мотор Сич» и дальше будет продолжать проедать «советское наследие», занимаясь только модернизацией и ремоторизацией, то совсем не удивительно если мы увидим в небе, например «Сикорские» S-70 i International Black Hawk польской сборки или уже боевые варианты французских машин.