С февраля 2018 года в Украине появилась возможность заключать корпоративные договоры между партнерами по бизнесу. А с июня вступил в силу новый закон об обществах с ограниченной ответственностью. Это существенно улучшит возможности ведения совместного бизнеса в Украине, а многие компании даже спасет от развала.
Теперь у сособственников появится больше инструментов, чтобы создать устойчивую модель управления, легализировать существующие или будущие договоренности (о ролях, вкладах, правах и обязательствах в управлении, об условиях выхода из бизнеса и распределении прибыли, и т.д.), а у миноритариев – возможности получить больше легальных прав в управлении, если вовремя договориться и выписать все в уставе и партнерском договоре. Как именно это лучше делать, специально для Mind объясняет Татьяна Гавриш, управляющий партнер юридической компании ILF.
Многие компании возникают как альянсы идей и денег на их воплощение. И на старте бизнеса такое партнерство весьма продуктивно. Со временем успех и деньги ставят под сомнение роль второго управляющего партнера, который внес в бизнес не столько деньги, сколько знания/продукт/бренд/навыки.
В нашем обществе традиционно сложилось так, что инвестор получает большую долю, а тот, кто будет управлять бизнесом и развивать его – заметно меньшую. А доля в бизнесе определяет степень влияния партнера на работу компании и управляющий партнер часто не может изменить решения инвестора, даже, если они вредят бизнесу и репутации.
Но в 2018 году изменилось корпоративное законодательство, управление долями стало более пластичным, и у собственников с незначительными долями появилось больше возможностей для защиты своих интересов.
Может ли управляющий партнер претендовать на большую долю? Когда создается новый бизнес, партнер, вносящий знания, бренд или опыт, может претендовать на 50%+ голосов в компании. Но на практике, не посчитав и не аргументировав стоимость доли, он/она получает 10-20%, и попадает в зависимость от второго партнера.
Как же посчитать стоимость такого нематериального вклада? Есть два базовых метода.
В Украине чаще всего применяют второй метод. Собираются участники, чтобы распределить доли в компании. При этом они даже не думают, что оценивают интеллектуальные вклады. Просто делят доли. Например, инвестор предлагает доктору $100 000 на открытие клиники. Условия партнерства – 80% доля инвестора (он же денег дал, без этого не будет никакой клиники), 20% – врача, который будет управлять клиникой.
Многие в нашей стране соглашаются на такие условия, и даже считают их выгодными. Но самый простой подсчет стоимости вклада доктора: уникальный опыт, знания и навыки, репутация, личный бренд и клиентская база – покажет, что его доля в бизнесе должна быть, как минимум, равной доле инвестора. А по-хорошему, в зависимости от конкретного случая, это могут быть и 60, и 70 или больше процентов. Но у нас пока такие вклады чаще оцениваются интуитивно, без каких-либо расчетов. А отсюда – и недооценивание интеллектуальных ресурсов, и недолгий век бизнеса.
Как обеспечить пластичное управление совместным бизнесом? Бизнес с несколькими собственниками обычно оформляют как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Если говорить об инвесторе и управляющем, то они становятся участниками ООО.
Размер доли бизнеса – это, по сути, количество голосов, которые участник может отдать за то или иное бизнес-решение. И, конечно, участники с большими долями (мажоритарии) могут существенно испортить жизнь управляющему партнеру и нанести ущерб самому бизнесу, голосуя на свое усмотрение или блокируя его работу.
Но принятые в этом году новый закон об ООО (ЗУ «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью») и закон о корпоративных договорах (№1984-VIII) делают отношения собственников с разными долями более гибким.
Как именно это реализуется?
Как видим, инструменты есть, и если украинские предприниматели начнут активно их использовать, это поможет участникам сохранить репутацию и вклад, а их бизнесу увеличить стоимость.