Накануне Нового года мир активно обсуждал принятие в США закона о фермерстве 2018 года. Под неприметным названием скрывается новогодний сюрприз – этот закон может открыть в США новую эру для бизнеса, связанного с каннабидиолом (КБД). Каннабидиол – это одно из веществ, содержащихся в растениях рода каннабис. В отличие от другого компонента каннабиса – тетрагидроканнабинола (ТГК) – КБД не оказывает психоактивного действия. В то же время он может быть интересным для медицины и других отраслей благодаря своим успокаивающим, обезболивающим и другим свойствам. Но перспективы «конопляной» отрасли еще имеют множество нерешенных вопросов. Рано или поздно столкнуться с ними придется и Украине.
Исследования КБД продолжаются, но каннабидиоловая лихорадка уже охватила США. Выбор велик: лосьоны, кремы, бальзамы, массажные масла, вейпы, электронные сигареты, жевательные мишки, смузи, кофе, шоколад, пиво и даже лакомство для собак с КБД. И не думайте, что это шутка. В июне 2018 года в США был одобрен первый препарат на основе КБД для лечения редких форм эпилепсии. А это уже совершенно новый уровень, подтвержденный экспертизой одного из самых профессиональных регуляторов в мире.
Если КБД уже присутствует на рынке США, зачем нужен закон? Дело в том, что долгие годы в США существовал широкий федеральный запрет марихуаны (каннабиса). Распространялся он на все растение cannabis sativa и его вещества и производные, кроме четко установленных исключений. КБД, добытый из такого каннабиса, был также запрещен на федеральном уровне. Теоретически это оставляло лазейку для КБД, добытого из «легальной» части растения, например, стеблей или стерилизованных семян. Но Управление по борьбе с наркотиками США было не в восторге от этой идеи, аргументируя свою позицию тем, что существенного количества КБД из семян и стеблей не получишь. Основной источник КБД – запрещенные цветущие верхушки, а значит, и вещество под запретом.
На практике это приводило к тому, что на федеральном уровне продукты на основе КБД были в серой зоне (кроме официально одобренных лекарственных средств). Бизнес это не останавливало, но существенно сдерживало. Некоторые действовали на свой страх и риск, полагаясь на неопределенность в законодательстве. Некоторые ограничивали дистрибуцию только штатами, в которых легализованы марихуана или отдельно КБД. В любом случае это влияло на возможности торговли между штатами, финансирование и маркетинг.
«Светлое будущее» КБД в США. Ожидается, что закон о фермерстве 2018 года может наконец решить эту ситуацию, не легализируя при этом марихуану. Да, марихуана остается под федеральным запретом, но закон упрощает и расширяет использование так называемой промышленной конопли.
Конопля происходит из той же семьи cannabis sativa. В ней также есть КБД, но при этом она содержит лишь незначительное количество психоактивного ТГК (ограничение в США – 0,3% в сухом весе). Новый закон проводит четкое разделение между марихуаной и коноплей и официально исключает коноплю из перечня запрещенных веществ. Это распространяется на все растение конопли, включая те самые ее «проблемные» верхушки.
Фактически закон делает коноплю легальной сельскохозяйственной культурой, которую можно выращивать, продавать и рекламировать по всей Америке. Более того, он позволяет культивирование конопли для любого использования, в том числе для производства КБД. То есть КБД из конопли должен стать легальным во всех 50 штатах.
Звучит как сказка для индустрии. И как всегда есть «но». Во-первых, речь идет лишь о федеральном законе, а отдельные штаты могут выбрать более ограничительный подход к регулированию конопляного рынке. Но, пожалуй, самое важное – это мнение Управления США по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Пока FDA не одобрило КБД для использования в еде, напитках и добавках.
Ситуация еще больше осложнилась после того, как в прошлом году продукт с действующим веществом КБД был утвержден в качестве лекарственного средства. Это поставило вопрос, могут ли продукты с КБД вообще продаваться как пищевые (а не как лекарство), особенно если их производители ссылаются на терапевтический эффект вещества.
Поэтому для полной легализации КБД в США на национальном уровне нужно сделать еще несколько существенных шагов, включая диалог с FDA. Но уже сейчас темпы и прогнозы развития этой индустрии астрономические. По некоторым ожиданиям, только в США к 2022 году рынок КБД на основе конопли может вырасти в 40 раз, до $22 млрд. Неплохо, не так ли?
Украина: а был ли мальчик, то есть лицензия? Каннабис, его смола, экстракты и настойки в Украине отнесены к особо опасным наркотическим средствам, которые полностью запрещены. Также запрещен и ТГК, который считается особо опасным психотропным веществом.
А что же с КБД? Его статус отдельно не урегулирован и ни в одном перечне контролируемых веществ он не содержится. Однако преобладает мнение, что КБД и продукты из КБД в Украине нелегальные, потому что они тем или иным образом попадают под широкий запрет каннабиса и ТГК.
Если посмотреть на судебную практику по привлечению к ответственности в связи с ввозом и/или распространением продуктов, содержащих КБД (масла, жидкости для электронных сигарет, капли и т. п.), то логики в основном две. Или в таких продуктах выявляют примеси запрещенного ТГК, или же экспертиза квалифицирует их как содержащие запрещенный экстракт каннабиса.
В то же время международный опыт показывает, что юридический статус продуктов с КБД может зависеть от многих факторов, включая источник, из которого получен КБД, и способ его производства, вид и состав продукта, наличие или отсутствие в нем ТГК и др. К сожалению, на сегодня отсутствуют публичные разъяснения украинских государственных органов, в частности Государственной службы лекарственных средств и контроля за наркотиками (Гослекслужбы), с официальной позицией относительно статуса КБД. Это приводит к почти детективным историям с освещением этой темы в СМИ.
Недавно Украину облетела новость, что дочерняя структура американской компании получила первую в Украине лицензию на импорт и другие операции с КБД. Чуть позже эту новость начали опровергать после сообщения Гослекслужбы, что единственная лицензия, которую получила компания, выдана на приобретение, ввоз и реализацию ограниченного перечня прекурсоров, например таких, как ацетон, этиловый эфир, серная и соляная кислоты. КБД в этот перечень не входит, то есть лицензии на него нет. После этого в сети появилось разъяснение компании: она все же планирует завозить в Украину сырье в виде экстракта КБД, который будет перерабатываться в продукцию для потребителя (такую как шоколадки) и экспортироваться из Украины. Но пока в Украину завозятся только образцы КБС-продуктов с целью тестирования и регистрации для импорта и экспорта в соответствии с лицензией (разрешением).
Поэтому интрига остается: на каком основании компания ввозит или планирует ввозить КБД, получила ли она благоприятное разъяснение от Гослекслужбы? Время покажет. Но в любом случае это только один пример, демонстрирующий, что у иностранного бизнеса есть большой интерес к развитию КБС-индустрии в Украине, поэтому необходимости открытого диалога по этому поводу с украинскими регуляторами не избежать.
Конопляные перспективы. Возвращаясь к развитию событий в США, кроме вопросов импорта из-за рубежа, не следует забывать и о внутреннем потенциале украинского промышленного коноплеводства. В украинском законодательстве разрешено лицензированное культивирование растений рода конопля для промышленных целей, с ограничением содержания ТГК на уровне 0,08%. И согласно комментариям представителей отрасли коноплеводства, существующей нормативной базы недостаточно для полноценного развития КБС-индустрии на основе промышленной конопли.
То есть мы имеем ситуацию, подобную той, которую решает новое федеральное законодательство в США. Дело за малым – за взвешенным законодательным решением.