После первого тура выборов президента Украины прошла уже почти неделя, но эмоции не утихают, воздух наэлектризован до предела, полным ходом идет «френдоцит» в соцсетях, люди переходят на личности… Вряд ли можно вспомнить такой же накал страстей на прежних выборах. Но вместе с тем впервые за 28 лет независимости изменилось качество политического дискурса в стране. Люди начали читать программы, обсуждать историю кандидатов и проявлять креатив. Сооснователь и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин специально для Mind рассуждает о том, как среди сарказма, шуток и споров выделить два альтернативных вектора развития страны.
Итоги первого тура – неожиданность для многих. Кто полгода назад мог предсказать, что не политик, а шоумен Владимир Зеленский сможет получить больше 30% голосов избирателей? Что действующий президент наберет меньше, чем вся «социология», с которой работали эксперты?
Это стало шоком как для сторонников действующего президента, так и для приверженцев иных кандидатов. Украина действительно показала высокий уровень демократии. Несмотря на обвинения в подкупах, манипуляции с подсчетом, отсутствие информации о реальном количестве избирателей, огромное количество выехавших трудовых мигрантов, явка оказалась значительно выше, чем на выборах в 2014 году.
Также для многих стал неожиданностью проигрыш Юлии Тимошенко, имевшей, похоже, самый большой избирательный бюджет.
Интерес со стороны украинцев. В обществе явно наметилась поляризация, вызванная глубокой эмоциональной вовлеченностью неравнодушных граждан. Споры ведутся везде – в соцсетях, в кафе, дома, на работе. Вопрос лишь в том, интерес ли это к выбираемому сейчас будущему страны или к шоу, которым политика стала во всем мире.
Главная особенности нынешней кампании – непредсказуемость. Данная кампания показала, что старые инструменты уже не работают. На «скупку» голосов были брошены сотни миллионов гривен, однако результатов это не дало.
Петр Порошенко несколько лет выстраивал систему контроля над медийным полем, для этого даже был создан ассоциируемый с ним, самый дорогой телеканал «Прямой». Все знают, что в Украине нет ни одного прибыльного телеканала, все они – инструмент политической борьбы или защиты.
Грязи и чернухи в этой кампании было много, но народ уже способен ей противостоять. Значит, растет уровень критического мышления. Здесь, наверное, помогла и информационная агрессия со стороны РФ: живя в условиях гибридной войны, мы учимся фильтровать информацию, подвергая ее сомнению и перепроверяя.
В итоге реальная стоимость украинских телеканалов стремится к нулю. Мир изменился, но «динозавры» старой политической эпохи этого так и не поняли.
Предвыборные программы кандидатов – это, безусловно, маркетинговый инструмент. Обычно их никто не читает. Но детальный анализ дает возможность все-таки понять, чего ожидать от будущего президента, – его философию мышления и последствия прихода к власти.
На этот раз многие не поленились и перечитали все (или почти) программы.
Остановимся на двух ныне основных – в развитии.
Уже можно отследить, насколько правильно и полно озвученные идеи были реализованы.
Если кратко – разочарование. Конкретики немного. В основном – лозунги, общие фразы. Субъективно: объем выполненного от заявленного на данный момент не превышает 40%. Перезагрузки власти не произошло, гарантом прав граждан Порошенко так и не стал, обещанный закон «Об оппозиции» в Раду так и не внес.
Правоохранительная система так и не реформирована, все остановилось на обновлении патрульной полиции и на назначении кума без юридического образования Генеральным прокурором.
Антимонопольный комитет в упор не видит монополий, хотя его реформа также была обещана пять лет назад.
Люстрация недопроведена, суды не гарантируют справедливого правосудия, а некоторые судебные «ветки» прямо ассоциируются с окружением президента.
Но украинцы получили обещанный безвиз. Украинский язык при Порошенко укрепил свои права на родной земле.
Много внимания уделено безопасности – как военной, так и энергетической. Армия реформируется: обновили форму, разрабатываются новые виды вооружения.
При этом почему-то почти половина военных проголосовали за Зеленского. Не выглядит ли странным такой «кредит доверия» действующему главнокомандующему? Да и истории с «Укроборонпромом» сильно подпортили данный блок обещаний.
Порошенко обещал «Жить по-новому», но голоса избирателей показали, что этого не случилось. Понимание всего выше описанного дает основание предполагать, что вряд ли программа-2019 будет выполнена лучше.
Она удивила еще сильнее: конкретики меньше, примерно половина текста – не о будущем, а о прошлом.
Правильные месседжи о движении в ЕС и в НАТО омрачаются окружением Петра Порошенко, инициировавшим отмену нормы ответственности за незаконное обогащение и замешанным в коррупционных делах «Укроборонпрома».
При этом в тексте программы есть и новые, четко обозначенные цели:
Понятно, что это только программа, но ответ на вопрос, как это все будет достигнут,о – не дан. К тому же давление на айтишников со стороны фискальных служб, «маски-шоу» на территории крупных IT-компаний в исполнении СБУ, подконтрольной президенту, как-то диссонируют с данными заявлениями.
Ее было анализировать и легче, и сложнее одновременно. Этот кандидат ранее не был публичным лицом, не делал программных заявлений – соответственно, сравнить сказанное со сделанным не представляется возможным.
Зеленский – бизнесмен, построивший с нуля креативный бизнес. Говорят, в его команде более 300 человек, которыми он управляет. Бизнес построен не на коррупции, не на «распиле», а на интеллекте. Тут, скорее, можно судить о нем как о деловом человеке и руководителе.
Программа этого кандидата во многом отличается от других.
Если у Петра Порошенко многое уделено прошлому, то у Владимира Зеленского практически вся программа – про будущее, в ней много визионерства.
Главная «фишка» – народовластие: красной нитью проходит месседж «Меньше государства в жизни человека, больше человека в жизни государства». Это, наверное, ключевое отличие данной программы от всех иных.
Зеленский сразу заявляет, что идет на один срок, чтобы изменить систему, и это выглядит смелым поступком. При этом много внимания в программе уделено уже изъезженным (но так и не выполненным) ожиданиям украинцев: справедливость, ликвидация депутатской неприкосновенности и «кнопкодавства» в парламенте. Немало акцентов сделано именно на интересах украинцев.
Отдельный блок вопросов посвящен армии и обороноспособности страны, вектору движения в НАТО и ЕС. Здесь они с Порошенко – точно союзники. При этом оба кандидата грешат тем, что озвучивают некоторые задачи и цели, которые выходят за пределы компетенции президента. Но как позицию на следующие пять лет, им это можно простить. Проконтролировав потом, как они эти обещания выполнили.
Часто приходится слышать следующее: «Он так много сделал для армии, для страны», «Главнокомандующего во время войны не меняют», «Он выстроил отношения с Западом», «Он остановил Путина», «Отстроил с нуля армию», «При нем экономика стала расти», «С Украиной стали считаться».
Все эти аргументы имеют право на существование, ведь каждый оценивает ситуацию через призму своего понимания и интересов. Но стоит заметить, что многие озвученные победы были не столько заслугой Порошенко, сколько заслугой самих украинцев. Вспомните добробаты, волонтерское обеспечение армии. Именно они остановили агрессию, а потом были Иловайск и Дебальцево (и здесь осталось много вопросов).
Рост экономики – есть, но это ответственность Кабмина. Хотя, если честно, здесь рост цен на сырье (зерно и руду) дало больший эффект, чем его действия. Поэтому результат голосования за Петра Порошенко в первом туре является самой яркой оценкой озвученных тезисов со стороны избирателей.
Здесь главное – не столько поддержка самого кандидата и его программы, сколько проявление недоверия к действующему президенту. Зеленского поддержала молодежь, средний класс, образованное население и почти половина армии. У него почти нулевой антирейтинг.
О Зеленском можно услышать следующее: «Он новый, он другой», «Он открыт к людям», «Сам построил бизнес, не приватизировал, не пилил», «Не зависит от Медведчука, Фирташа и Ахметова». Это опять-таки протестная позиция. При этом часто упоминают его связи с Игорем Коломойским, не уточняя деталей. Результат первого тура тут тоже говорит сам за себя.
Будущего не знает никто, но можно предположить, что тренд, заданный в 2014 году, будет продолжен. В борьбу с коррупцией и олигархией уже никто не верит, экономика будет расти, пока растут цены на сырье. Украина будет идти в НАТО и ЕС, но не так быстро, как хотелось бы. Социальные лифты закрываются. Запад насторожен и устал.
Сложным для Порошенко будет осенняя парламентская кампания. С антирейтингом -60%, с неработающей сеткой скупки голосов, с нулевым эффектом от телеканалов, его партия вряд ли сможет получить серьезное влияние в парламенте даже несмотря на сохранившийся административный ресурс. Соответственно, будет запущен новый сценарий договоренностей с иными политическими элитами по разделу сфер влияния.
В общем будет все как сегодня, только еще плюс пять лет.
Здесь еще сложнее говорить о будущем. Нет тренда, который можно продлить и анализировать.
Зеленскому будет сложнее, чем Порошенко – у него нет опоры в парламенте и в силовых ведомствах. Если он не будет вступать в «договорняки», то сможет опираться только на граждан, которые его поддержали. А вот здесь могут открыться совсем иные возможности для парламентской кампании.
Угроз для экономики при президенте Зеленском не ожидается, это подтвердила динамика курса валют после первого тура. Гривна даже немного укрепилась.
Весь мир сегодня опять наблюдает за Украиной, в которой задан новый пример демократии и избирательной кампании: кандидаты стали более открыты, появилась конкурентность, инициатором чего была команда Зеленского. И это может дать еще много нового Украине и миру.
Парламентская кампания Зеленского, скорее всего, будет построена по такому же принципу, как и президентская: опора на новые технологии, прямое общение с избирателем, формирование прозрачной сетки, что может открыть социальные лифты. Но это всего лишь пока предположения.
Если команда Зеленского сможет показать такой же успех на парламентских выборах, как и на президентских, нас ждет новое качество парламента и Кабмина, а также – новая динамика изменений.
Независимо от результатов, Украина не одинока в большом мире. Наша экономика несамостоятельна и зависима от глобальных рынков, партнеров, цен на сырье. Враг Россия никуда не денется, и нам придется в любом случае с ним разбираться и возвращать территории. Украине придется быть активной на внешней арене, входить в союзы и коалиции для продвижения своих интересов.
Украинцам тоже в любом случае придется проявлять гражданскую активность, требовать от политиков совершения шагов, полезных не для их семей и окружения, а для граждан страны.
И конечно, контролировать политиков, а если нужно – «бить палками», как завещал Каха Бендукидзе.
Мир быстро меняется, технологии изменят его очень быстро, вопрос только в том, насколько мы к этому готовы.