28 августа текущего года на Правительственном портале «обнародовано» принятое 21 августа распоряжение № 682-р о начале работы созданной Государственной налоговой службы Украины (ГНС).
На официальном портале ГФС Украины размещено сообщение руководителя этого органа Сергея Верланова о начале работы новой службы и ее нового сайта, на котором начиная с 27 августа текущего года проинформировали плательщиков об изменениях в организации электронного документооборота и подписании электронных документов.
О том, как будет работать обновленный контролирующий орган и, как будет решен вопрос исполнения судебных решений вынесенных по ДФС, рассказал Mind партнер ID Legal Group Олег Добровольский.
Налогоплательщики реально рискуют столкнуться с очевидной проблемой, касающейся исполнения новой Государственной налоговой службой Украины принятых и неисполненных судебных решений, которыми Государственную фискальную службу (ДФС) Украины обязали совершить действия по восстановлению нарушенных прав плательщиков.
Так, в законе о центральных органах исполнительной власти законодательно закреплено, что государственно-властные полномочия являются непрерывными и не должны дублироваться. То есть одни и те же полномочия не могут исполняться различными органами. Именно поэтому и предусмотрено издание правительственного распоряжения о возможности исполнения полномочий вновь созданным ЦОИВ, что и означает начало исполнения им своих полномочий и прекращение исполнения государственно-властных полномочий органом, который прекращается.
Вывод из указанных обстоятельств следующий: со дня официального опубликования распоряжения № 682-р в одном из официальных печатных изданий («Офіційний вісник України» або газета «Урядовий кур’єр»), а в отдельных случаях официального обнародования через телевидение и радио, но не через Правительственный портал, все государственно-властные полномочия должна начать исполнять «вновь созданная» ГНС.
Учитывая, что за последние 5 лет увеличился уровень информатизации и автоматизации процессов администрирования налогов, произошли централизация и закрепление на центральном уровне большинства значимых для плательщиков процессов.
Например, решение о внесении изменений в СЭА НДС или регистрация НН/НК сегодня принимаются исключительно на центральном уровне. Поэтому в спорах с контролирующими органами, которые рассматривались в судах, о восстановлении нарушенных прав плательщики вынуждены включать требования к ГФС Украины, как органу, уполномоченному вносить соответствующие изменения в реестры и базы данных.
Большинство плательщиков сталкивались с ситуацией, когда ГФС Украины без установленной во вступившем в силу судебном решении обязанности (об увеличении суммы в СЭА НДС или регистрации налоговой накладной) не исполняли или фактически отказывались исполнять решение, мотивируя тем, что требования к ним в таком решении судом не установлены и этот орган не имеет законных оснований для совершения никаких действий. Привлечение исполнительной службы в этом случае никакого результата не дает, приходится опять по второму кругу обращаться в суд и обжаловать бездействия ГФС и соответственно обязывать совершать конкретно определенные действия.
Таким образом с дня начала работы «новой» службы, есть вероятность на 99,99%, что ГФС Украины вообще прекратит исполнять судебные решения, в которых изложены требования к ней по восстановлению нарушенных прав плательщиков.
И вот тут наступит именно тот момент истины: насколько «по-партнерски» поведет себя «вновь созданная налоговая служба», признает ли собственными обязательствами по принципу правопреемства исполнение решений судов по восстановлению нарушенных прав плательщиков, которые содержат требования к Государственной фискальной службе Украины по совершению конкретно определенных действий.
Если плательщикам придется обращаться в суды или органы государственной исполнительной службы с инициированием вопросов об изменении стороны исполнительного производства или процессуального правопреемства органа – ГФС Украины, указанное обстоятельство будет ярким маркером эффективности «очередной государственной реформы» и построения сервисной службы европейского образца с высоким уровнем доверия в обществе.
Исходя из вышеизложенного, могу порекомендовать всем плательщикам пересмотреть имеющиеся у них судебные решения, которые еще не исполнены Государственной фискальной службой Украины, и готовиться принимать все возможные процессуальных меры, чтобы их исполнила «новая» Государственная налоговая служба Украины.