На днях Государственное агентство лесных ресурсов Украины открыло свои цены на древесину, которые отныне будут публиковать на сайте «Лесаналитцентра».
Ранее агентство запустило пилотный проект электронного реестра лесорубных билетов на заготовку древесины.
В то же время эксперты отмечают несовершенство законодательства в этой сфере и считают, что данных шагов недостаточно для урегулирования всех проблемных моментов.
Менеджер комитетов Европейской Бизнес Ассоциации Евгений Кузьменко рассказал Mind, чего не хватает украинскому законодательству и как его нужно изменить.
Лесная и деревообрабатывающая отрасли тесно связаны и взаимозависимы. Планировать их развитие и оценивать эффективность необходимо в комплексе, не ограничиваясь исключительно объемами заготовки и продаж древесины. Надо понимать, какой именно лес и с какой целью мы сажаем и выращиваем. При наличии у деревообрабатывающих предприятий сырья они будут нормально работать, создавать рабочие места, платить налоги и привлекать инвестиции.
На сегодняшний день вопрос продажи необработанной древесины и контроля за ее реализацией остается неурегулированным. Это приводит к ряду проблем с обеспечением деревообрабатывающих предприятий сырьем, что в свою очередь приводит к стагнации производства, потере рынков сбыта, сокращению персонала и другим негативным последствиям для бизнеса и экономики страны.
Сейчас в экспертных кругах на разных уровнях происходит обсуждение различных подходов к решению вопроса. В этом контексте необходимо четко определиться с приоритетом – максимальная цена за фактически монопольный ресурс или устойчивое развитие деревообрабатывающей отрасли. Ведь круглый лес является основным сырьем для переработчиков и, как правило, главной составляющей себестоимости. Максимизация цены на этапе приобретения сырья делает во многих случаях нерентабельной дальнейшую его переработку. Уже сегодня необработанная древесина по большинству сортиментов является неоправданно дорогой, особенно учитывая ее качество. Если деревообработчики не получают прибыль или работают в убыток, то они:
Деревообрабатывающая отрасль нуждается в законодательно закрепленных правилах реализации древесины, ориентированных на обеспечение сырьем отечественных деревообрабатывающих предприятий, стимулирование углубленной переработки древесины и эффективное использование лесных ресурсов.
Такой документ должен содержать следующие ключевые положения:
Эксперты Ассоциации предлагают ввести годовые договоры, принцип заключения которых можно обсуждать. Одним из вариантов могут быть гарантированные поставки деревообрабатывающим предприятиям 50% объемов сырья в разрезе сортиментов и лесхозов, исходя из фактических объемов поставок за последние 12 месяцев (в расчет для следующего года можно брать последний квартал прошлого года и три квартала этого года).
Остаток лесоматериалов (сверх гарантированных объемов) предлагается реализовывать через систему аукционных торгов, в которых смогут принять участие уже имеющиеся и новые переработчики лесоматериалов. Ключевым здесь является введение единого и прозрачного механизма формирования стартовой цены на аукционных торгах.Стоит отметить, что вопрос реализации лесоматериалов нельзя рассматривать обособленно, ведь это составляющая комплексного явления. Реализация лесоматериалов (в частности, цены и способы) влияют не только на деревообработку, но и на смежные отрасли, такие как химическая промышленность, логистика, мебельная и строительная отрасли, сфера торговли. А это в свою очередь прямо отражается на количестве рабочих мест, отчислениях в бюджеты, привлечении инвестиций развитии инфраструктуры,и экономики в целом.