Вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Дмитрий Кулеба на днях рассказал о приоритетах, которые страна будет отстаивать в ходе заседания Совета ассоциации в Брюсселе сегодня, 28 января. По его словам, многие устремления 2014 года были пересмотрены новой властью Украины. В частности, решено было отказаться от идеи таможенного союза с Евросоюзом.
Управляющий партнер АО «Богатырь и партнеры», адвокат в Украине, России и Польше, заместитель министра юстиции Украины в 2007–2011 годах, заслуженный юрист Украины, к. ю. н., Владимир Богатырь в колонке для Mind рассуждает, о чем на самом деле говорит такое желание новой украинской власти.
«Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрость би була своя.
А то залізете на небо:
«І ми не ми, і я не я…»
Тарас Шевченко
Пересмотр правительством экономической целесообразности участия в тех или иных торговых соглашениях и таможенных союзах является нормальной практикой.
Правительство должно проводить взвешенную и обоснованную экономическую политику по налаживанию сотрудничества как со странами ЕС, так и в других важных для Украины направлениях. У сотрудничества с Европейским союзом есть несколько векторов и значений. Это в первую очередь геополитический выбор сближения с ЕС и торгово-экономическое сотрудничество, в которое входит упрощение таможенных и торговых процедур. Какие достижения по этим направлениям у действующего и предыдущих правительств?
Сегодня вице-премьер отказывается от таможенного союза с ЕС – и не собираются «майданы», нет и громких протестов. С политической точки зрения любой отказ от сотрудничества с ЕС раньше вызывал острое общественное неприятие. Вспомните хотя бы Евромайдан.
Уже привыкли к обвинениям антикоррупционных органами постмайданных чиновников Минюста и народного депутата в завладении многомиллионными средствами госбюджета с использованием механизма обращения в ЕСПЧ.
Украина – самая коррумпированная страна, украинцы миллионами едут за границу, растет преступность, фактически отсутствуют правоохранительные органы и доступ к правосудию, приходит в упадок и уничтожается система здравоохранения и образования.
Никто не будет ждать страну в таком состоянии в ЕС и Таможенном союзе.
Надо откровенно говорить, что не Украина отказывается, а нашу страну не принимают в результате провала на европейском направлении.
С геополитической точки зрения необходимо также учитывать, кому может быть выгодно ограниченное сотрудничество Украины и ЕС. Это риторический вопрос, учитывая то, что большая часть действующих чиновников являются марионетками бывшего политического руководства США и разного рода донорских программ.
Поэтому заявление вице-премьера по вопросам европейской интеграции об отказе от курса на вхождение в Таможенный союз с ЕС, а по сути – отказ от дальнейшей интеграции с ЕС, не вызывает удивления.
У меня, как юриста, возникает только один вопрос: где экономические расчеты целесообразности или нецелесообразности участия в тех или иных таможенных союзах?
Последние десятилетия разные правительства пытались ввести Украину в различные экономические союзы и соглашения, не имея каких-либо расчетов.
Почему увеличивается импорт, проигрывая экспорту, и увеличивается отрицательное сальдо платежного баланса?
Пересмотр правительством экономической целесообразности участия в тех или иных торговых соглашениях и таможенных союзах должен основываться исключительно на интересах Украины и украинцев.
Что мы имеем в отношениях с ЕС? Недружественное отношение к украинским экспортерам аграрной продукции и квотирование на беспошлинный экспорт в Европейский союз. Это в первую очередь мед, сахар, крупы и мука, крахмал, томаты, виноградный и яблочный соки, пшеница, кукуруза, сливочное масло, ячмень, мясо птицы.
Практика последних лет показывает, что правительственных чиновников устраивает такое положение и они беспомощны в отстаивании государственных интересов в европейских структурах. Еще в августе 2019 года новоизбранный президент предлагал правоохранителям проверить дотации и дивиденды в одном из крупнейших агрохолдингов, производящем курятину. Но на прошлой неделе владелец этого агрохолдинга давал советы «слугами народа» в Давосе.
Необходимо выходить за пределы стандартной доктрины о выборе торговых партнеров между ЕС, РФ и США и уделять больше внимания азиатскому рынку и странам Ближнего Востока. Почему не развивается украинская часть Великого шелкового пути и другие проекты, в которые готов был инвестировать Китай.
Сегодня крупнейшими торговыми партнерами нашей страны являются Российская Федерация, Китай, Германия, Беларусь и Польша. Цифры указывают, что товарооборот Украины со странами – членами Таможенного союза ЕАЭС больше, чем со странами Таможенного союза ЕС, и все это на фоне роста товарооборота с Российской Федерацией.
Эти цифры указывают на реальные результаты работы последних правительств, векторы и ориентиры, которые они ставили перед собой. Если выбранная политика была неудачной или ошибочной, то необходимо идти в отставку, а не рассуждать о целесообразности участия в тех или иных союзах.
Печально констатировать, но наша страна стремительно теряет признаки государственности, что отдаляет ее от европейских ценностей, которые заменили нелепые лозунги.
Что мы имеем: