Человеческий, кадровый ресурс больше всего влияет на способность компании к появлению и внедрению инноваций. Конечно, важны и финансовое обеспечение инновационных процессов, коммуникационная инфраструктура, технологии, система управления. Но как бы собственник или топ-менеджер ни структурировал процессы, сколько бы денег ни вложил в развитие проекта, одна команда может его похоронить, а другая – успешно вывести на рынок.
Как же сформировать сильную инновационную команду, оценить и развивать ее потенциал?
Есть ли универсальная «формула успеха»? Свое видение ответов на эти вопросы специально для Mind озвучила Ольга Дудник, консультант по управлению Edutainment Studio.
Факторов, влияющих на инновационный потенциал команды, на самом деле несколько. Рассмотрим чуть подробнее каждый из них.
Талант
Талант – это генетическая предрасположенность к какой-то определенной деятельности. Следуя врожденным способностям, человек может быстро подняться на высокий профессиональный уровень.
Первое, что нам нужно, – это специфически одаренные люди на ключевых должностях.
Креативность
Креативность – это данная нам от природы способность нетрадиционно мыслить, создавать новые идеи, быстро решать проблемы. Эта способность есть у всех людей. Но под воздействием среды она либо «тает», либо развивается. Для инновационной команды креативные способности – незаменимый ингредиент.
Проворство
Проворство, ловкость – это то, что мы сегодня называем be agile или agility. Это способность и желание учиться на собственном опыте, а затем применять эту осведомленность и опыт для успешной работы в новых ситуациях. В инновационной команде эта способность помогает быстро менять планы, трансформировать идеи и процессы так, чтобы в любом случае прийти к результату, несмотря на изменившиеся обстоятельства.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Эмоциональный интеллект – способность распознавать свои и чужие эмоции и осознанно управлять ими. Важный компонент работы инновационной команды, который помогает сотрудничать, решать конфликтные ситуации и снимать стресс.
Вовлеченность
Вовлеченность – это высший уровень приверженности компании, команде, проекту. Она мотивирует нас работать на пике физической, эмоциональной и интеллектуальной производительности. Вовлеченные сотрудники не просто удовлетворены и лояльны, они относятся к своей роли в компании как делу своей жизни.
Последние масштабные исследования Gallup показывают, что в компаниях с высоким уровнем вовлеченности все значимые для бизнеса показатели выше:
При этом негативные факторы проявляются меньше:
Эти цифры говорят о том, что вовлеченность дает возможность раскрыться и приумножиться всем созидательным способностям персонала. Поэтому в просчете инновационного потенциала она будет играть существенную роль.
Первые четыре фактора – это то, что человеку дано от природы. На них руководителям и специалистам по обучению и развитию стоит влиять, если показатель по пятому фактору – вовлеченности – будет высокий. При этом нулевой показатель вовлеченности обнуляет таланты, способность адаптироваться и истощает эмоциональный интеллект.
После того как мы оценим каждый из факторов, предлагаю просчитать инновационный потенциал команды (ИПК) следующим образом:
ИПК = (Талант + Креативность + Проворство + EQ) х Вовлеченность
Во-первых, повышать уровень вовлеченности.
Как это сделать?
Использовать вопросы-утверждения из модели исследования уровня вовлеченности Института Gallup (Q12), как «наводки» для создания и проведения различных мероприятий. Формальных и неформальных, традиционных и не очень.
Список вопросов – утверждений:
Во-вторых, в продолжение 12-ого пункта, развивать способности, экспериментировать с форматами обучения:
Итак, мы имеем инструмент для осознанного управления инновационным потенциалом команды.
Если использовать его циклично – регулярно проводить оценку, формировать индивидуальные планы развития, разрабатывать и реализовывать необходимые мероприятия, то мы можем буквально генерировать энергию для реализации новаторских проектов.