Коронавирус задел почти все сферы деятельности человека. Не стала и исключением энергетика, в частности развитие возобновляемых источников энергии.
Как видят ситуацию на энергетическом рынке эксперты Mind рассказывал в материале «Режим выживания: как глобальная энергетика «ответит» на коронавирус».
Кроме того, на ситуацию в сфере «зеленой» энергетики влияют и «до вирусные» решения или их отсутствие.
Так, в соответствии с нормами Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» «зеленые» аукционы вводятся с 1 июля 2019 года и проводятся по 31 декабря 2029- го. Аукционы по распределению годовых квот поддержки проводятся дважды в год, не позднее 1 апреля и 1 октября соответствующего года.
Чтобы провести аукционы, в частности, 1 апреля, они должны быть анонсированы самое позднее 2 марта, но этого не произошло, так как Кабмин не утвердил годовые квоты поддержки.
О том, как нарушаются нормы действующего закона и какие причины к этому привели, рассказали Mind директор, руководитель юридического направления KPMG Law Ukraine Юрий Кацер и юрист компании Виктория Кулинич.
Значительное (в разы) превышение среднего размера «зеленого» тарифа на электроэнергию из ВИЭ над средней ожидаемой ценой продажи ГП такой энергии на РДН в условиях стремительного роста доли ВИЭ приводит к значительному дефициту ГП. Низкий уровень прогнозирования генерации из ВИЭ и отсутствие ответственности ВИЭ за свои небалансы также углубляют дефицит ГП. По прогнозам Минэкоэнерго, если условия государственной поддержки ВИЭ не будут изменены в ближайшее время, дефицит ГП в 2020 году составит 19 млрд грн.
Переход от модели «зеленого» тарифа к «зеленым» аукционам рассматривался как один из вариантов решения отмеченных выше вызовов. Для этого еще в апреле 2019 года был принят закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» («Закон об аукционах»), который вступил в силу 22 мая 2019 года.
Государственная поддержка в рамках модели «зеленых» аукционов предусматривает обязанность в течение 20 лет покупать всю произведенную такими проектами электроэнергию по фиксированной цене, которая была предложена ими на аукционе.
Кроме того, аукционы имеют ряд преимуществ перед «зеленым» тарифом:
Предусмотрено три вида аукционов:
По виду генерации общая квота поддержки делится на три лота в зависимости от технологии ВИЭ (солнце, ветер и другие источники). Конкуренция происходит между проектами в рамках соответствующего лота – различные технологии между собой не конкурируют.
В рамках технологически нейтрального аукциона формируется только один общий лот, в рамках которого конкурируют различные технологии (виды) ВИЭ.
По третьему виду аукциона предлагаются земельные участки для строительства объектов возобновляемой энергетики с заранее определенными техническими характеристиками проектов. Аукционы проводятся до 31 декабря 2029 года дважды в год, не позднее 1 апреля и 1 октября.
Закон об аукционах предусматривает проведение следующих подготовительных мероприятий перед запуском «зеленых» аукционов:
Вместе с тем закон об аукционах устанавливает определенные исключения для ветровых и солнечных проектов, которые по состоянию на конец 2019 года достигли уже так называемой стадии RTB (ready to build). Речь идет о проектах, которые до 31 декабря 2019 года уже получили необходимые разрешительные документы на строительство и в отношении которых с ГП был заключен так называемый pre-PPA.
Такие проекты сохраняют за собой право на получение «зеленого» тарифа и не обязаны участвовать в аукционе, если введут генерирующие мощности в эксплуатацию: для «солнца» – за два года, для «ветра» – за три года. Согласно данным ГП, уже заключен pre-PPA по 555 ВИЭ-проектам на общую мощность более 11,8 ГВт.
Порядок проведения аукционов по распределению квоты поддержки (порядок) был утвержден Кабинетом Министров Украины 27 декабря 2019 года (Постановление №1175).
В целом документ соответствует Закону об аукционах и задекларированным в нем принципам добросовестной конкуренции, открытости, прозрачности и недискриминации участников. Принцип добросовестной конкуренции обеспечивается, в частности, следующими положениями:
В то же время Порядок содержит ряд спорных вопросов и несогласованностей/противоречий, которые было бы целесообразно исправить.
На «зеленых» аукционах распределяются квоты поддержки – соответствующие объемы ВИЭ-мощностей, которые могут быть построены в Украине. По закону, Кабмин по представлению Минэкоэнерго устанавливает квоты ежегодно на следующие пять лет.
Предложения по размеру годовых квот готовятся Госэнергоэффективности и НЭК «Укрэнерго» с учетом: международных обязательств Украины по развитию возобновляемой энергетики, Энергетической стратегии Украины, отчета по оценке соответствия (достаточности) генерирующих мощностей и плана развития системы передачи, а также состояния реализации проектов строительства объектов возобновляемой энергетики.
Квоты на 2020–2024 годы должны быть утверждены КМУ до 1 декабря 2019 года. Пока этого не произошло.
Согласно данным Минэкоэнерго, Госэнергоэффективности и «Укрэнерго» подали такие предложения по квотам на 2020–2024 годы:
Годовые квоты поддержки, МВт | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Госэнергоэффективности | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 |
«Укрэнерго» | 150 | 200 | 200 | 200 | 200 |
Однако министерство еще не подало Кабмину свои предложения по квотам на 2020–2024 годы (их общий размер и распределение по технологиям). Как отмечают в Минэкоэнерго, учитывая огромное количество проектов pre-PPA, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право в 2020–2022 годах быть реализованными по модели «зеленого» тарифа (11,8 ГВт), определить квоты для «зеленых» аукционов пока невозможно.
Квоты можно будет определить после окончательного урегулирования вопроса о сокращении предельных сроков завершения проектов pre-PPA и реструктуризации «зеленого» тарифа в целом. Если же все или большинство из этих проектов будут реализованы по модели «зеленого» тарифа, это не оставит никаких шансов для «зеленых» аукционов на несколько последующих лет.
Сейчас Минэкоэнерго ведет с участниками рынка активные дискуссии по существенному сокращению этих сроков. Согласно последним предложениям, министерство предлагает установить предельные сроки для реализации проектов pre-PPA: «солнце» – до 1 июля 2020 года, «ветер» – до 1 января 2021 года.
Минэкоэнерго обещает подать соответствующий законопроект на рассмотрение правительства в ближайшее время. Министерство также не будет ждать завершения процесса медиации, который проходит в рамках Секретариата Энергетического сообщества.
Инвесторы, реализующие масштабные солнечные и ветровые проекты, уже назвали такие предложения неприемлемыми и грозят международными инвестиционными арбитражами. А значит, можно ожидать, что дискуссии и поиск компромисса по этому вопросу продолжатся при рассмотрении соответствующего законопроекта в правительстве, а затем и в парламенте. При этом сроки урегулирования этих вопросов пока непонятны.
Пилотный аукцион планировали провести для достижения двух целей. Первая – протестировать заинтересованность инвесторов и ценовые сигналы; вторая – отработать механизм проведения аукционов, предусмотренный Порядком, и при необходимости внести соответствующие корректировки.
В соответствии с Законом об аукционах, КМУ должен был обеспечить проведение пилотного «зеленого» аукциона до 31 декабря 2019 года. По информации Минэкоэнерго, его проведение перенесено на апрель 2020 года. В то же время, учитывая отсутствие на дату этой статьи утвержденных КМУ квот на 2020–2024 годы, пилотный аукцион, очевидно, не может быть проведен 1 апреля 2020 года.
Кроме того, имеющийся Порядок не определяет особенностей проведения пилотного аукциона, поэтому он будет проводиться по общей процедуре – не ранее, чем за 30 дней, но не позднее, чем за 60 дней после опубликования объявления о проведении аукциона. Такое объявление должно содержать, в частности, информацию о квотах. Поскольку сейчас КМУ не утвердил квоты на 2020–2024 годы, то выдержать соответствующие процедурные сроки не представляется возможным.
Одним из действенных инструментов решения технических вызовов, связанных с балансированием стремительно растущей ВИЭ-генерации и ее нормальной интеграцией в ОЭС Украины, может быть установление энергоаккумулирующих систем.
По оценкам «Укрэнерго» (системного оператора) для эффективной интеграции ВИЭ в ОЭС Украины и ее безопасной работы нам нужны следующие энергоаккумулирующие мощности: по состоянию на 2021 год – 1,6 ГВт, на 2025-й – 1,8 ГВт, на 2030-й – 2 ГВт.
Однако в Украине нет достаточной нормативной базы для массовой и успешной реализации энергоаккумулирующих проектов, в частности, привлечения частных инвестиций в этот сектор. КМУ пока не разработал свой законопроект о стимулировании установки аккумулирующих мощностей на электростанциях, как это было предусмотрено Законом об аукционах. В свою очередь два депутатских законопроекта об энергоаккумулирующих системах (№2582 и №2496) находятся на очень ранней стадии рассмотрения.
Соответственно, имеющуюся в Украине регуляторную среду пока трудно назвать благоприятной для реализации энергоаккумулирующих проектов. Помочь созданию в Украине благоприятной среды для строительства аккумулирующих систем должен соответствующий проект технической поддержки IFC.
Предполагается, что по результатам такого проекта будет разработана бизнес-модель для привлечения частных инвестиций в строительство аккумулирующих систем, создана благоприятная регуляторная среда для таких инвестиций, разработан механизм аукционов на строительство соответствующих систем, включая типовые формы тендерной и договорной документации.
Несмотря на трудности процесса медиации по реструктуризации «зеленого» тарифа и задержке в создании благоприятной для реализации энергоаккумулирующих проектов регуляторной среды, надеемся, что правительство и инвесторы смогут в ближайшее время найти компромиссы и решения для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития ВИЭ в Украине в том числе путем запуска прозрачных и конкурентных «зеленых» аукционов.