Украина пытается контролировать перемещение граждан, которые пересекли границу Украины во время карантина, с помощью мобильного приложения «Дій вдома». Так власти пытаются предотвратить распространение COVID-19.
Как на самом деле работает это приложение читайте в материале Mind «Дій вдома»: как (не)работает государственное приложение для контроля самоизоляции».
Кроме того, в МВД ранее отмечали, что планируют контролировать перемещение украинцев с помощью данных мобильных операторов и банков.
В соответствующей колонке эксперта говорилось, законны ли такие манипуляции с персональными данными пользователей.
Пока же о том, как контролируют соблюдение условий самоизоляции в других странах Европы и действительно ли такие действия власти могут стать оправданием нарушения конституционных прав граждан, рассказала Mind юрист практики международного бизнеса Juscutum Юлия Денисова.
Цифровая реальность, комфортный онлайн-режим жизни постоянно приводят к угрозе нарушения конфиденциальности. Во избежание негативного сценария разрабатываются нормативные акты, направленные на безопасность пользователей интернета.
Пандемия 2020 года, кроме очевидного воздействия на человечество, несет в себе и новые вызовы. Правительства взялись за массовый контроль, и масштабы впечатляют. Насколько далеко можно зайти в контроле передвижения граждан? Где грань, перейдя которую нарушаются конституционные права человека? Можем ли мы претендовать на неприкосновенность частной жизни и спокойно носить с собой смартфон, не опасаясь «шпионажа» со стороны государства? Big brother is watching you, но при каких условиях он имеет на это право?
Во многих странах вводятся приложения для контроля передвижений граждан, привлекаются операторы мобильной связи. Цель благая – предотвратить распространение болезни.
И на этом список стран не заканчивается.
Но не все так однозначно. В Израиле ввели слежку через мобильных операторов, после чего 29 апреля Верховный суд вынес решение, что такие действия необходимо легализовать, так как на данный момент меры незаконны.
В Иране правительство предложило установить приложение, в котором были запрошены персональные данные на английском языке. Иранцы, не понимая языка, согласились с политикой конфиденциальности и дали разрешение на отслеживание месторасположения.
В Украине операторы сообщают, что они не отслеживают абонентов и все данные неперсонифицировані. В марте в Украине все же заговаривали о контроле передвижения через мобильных операторов, но пока это остается незаконным.
В ЕС существует общее правило для всех стран-участниц, которое обязывает получать согласие на обработку персональных данных. Установлено оно общим регламентом по защите данных GDPR.
Несоблюдение норм влечет за собой серьезные санкции. Согласие должно быть добровольным, с правом на отказ, а полученная информация должна защищаться и использоваться только в поставленных целях. Именно по этой причине в своих девайсах мы так часто «не глядя» даем свое согласие, ставя галочки в чекбоксах и принимая политику конфиденциальности. Именно поэтому европейские страны начали в срочном порядке вносить изменения во внутреннее законодательство, чтобы дать право на использование данных в случае пандемии или техногенных катастроф.
Европейская конвенция по правам человека ECHR в ст. 8 постановляет, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции.
Не допускается вмешательство государства в обеспечение этого права, но тут же есть «но»: «за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц». Из этого следует, что есть легальные лазейки для игнорирования статьи.
В Конституции Украины ст. 32 запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице, без его согласия. Но опять-таки есть исключения, когда ситуация продиктована необходимостью защищать национальные интересы или благополучие граждан.
Из этого следует, что, пока в стране не будет введено чрезвычайное положение, правительство не имеет права без ведома граждан собирать информацию о передвижении даже в целях защиты здоровья нации.
Статья 22 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» наделяет государство полномочиями ограничивать конституционные права и свободы граждан, но лишь на срок введенного ЧП.
Законодательство защищает нашу конфиденциальность, и лишь добровольное согласие станет основой отслеживания граждан. Только исключительные меры, такие как введение ЧС, могут приводить к временному нарушению прав и свобод людей.
Но государства могут адаптировать законодательство, ожидая новых волн пандемии осенью или в следующем году. Не станет ли это началом новой эры тотального контроля и цифрового надзора, когда меры станут необоснованно жесткими и перманентными?