Мобильный контроль: как пандемия может стать оправданием для нарушения конституционных прав

Как карантин меняет «правила игры» в Европе и Украине

Фото: pixabay

Украина пытается контролировать перемещение граждан, которые пересекли границу Украины во время карантина, с помощью мобильного приложения «Дій вдома». Так власти пытаются предотвратить распространение COVID-19.

Как на самом деле работает это приложение читайте в материале Mind «Дій вдома»: как (не)работает государственное приложение для контроля самоизоляции».

Кроме того, в МВД ранее отмечали, что планируют контролировать перемещение украинцев с помощью данных мобильных операторов и банков.

В соответствующей колонке эксперта говорилось, законны ли такие манипуляции с персональными данными пользователей.

Пока же о том, как контролируют соблюдение условий самоизоляции в других странах Европы и действительно ли такие действия власти могут стать оправданием нарушения конституционных прав граждан, рассказала Mind юрист практики международного бизнеса Juscutum Юлия Денисова.

Цифровая реальность, комфортный онлайн-режим жизни постоянно приводят к угрозе нарушения конфиденциальности. Во избежание негативного сценария разрабатываются нормативные акты, направленные на безопасность пользователей интернета.

Пандемия 2020 года, кроме очевидного воздействия на человечество, несет в себе и новые вызовы. Правительства взялись за массовый контроль, и масштабы впечатляют. Насколько далеко можно зайти в контроле передвижения граждан? Где грань, перейдя которую нарушаются конституционные права человека? Можем ли мы претендовать на неприкосновенность частной жизни и спокойно носить с собой смартфон, не опасаясь «шпионажа» со стороны государства? Big brother is watching you, но при каких условиях он имеет на это право?

Какие страны знают слишком много о своих гражданах?

Во многих странах вводятся приложения для контроля передвижений граждан, привлекаются операторы мобильной связи. Цель благая – предотвратить распространение болезни.

И на этом список стран не заканчивается.

Где закон продолжает защищать персональные данные

Но не все так однозначно. В Израиле ввели слежку через мобильных операторов, после чего 29 апреля Верховный суд вынес решение, что такие действия необходимо легализовать, так как на данный момент меры незаконны.

В Иране правительство предложило установить приложение, в котором были запрошены персональные данные на английском языке. Иранцы, не понимая языка, согласились с политикой конфиденциальности и дали разрешение на отслеживание месторасположения.

В Украине операторы сообщают, что они не отслеживают абонентов и все данные неперсонифицировані. В марте в Украине все же заговаривали о контроле передвижения через мобильных операторов, но пока это остается незаконным.

Как может измениться ситуация с защитой прав пользователей

В ЕС существует общее правило для всех стран-участниц, которое обязывает получать согласие на обработку персональных данных. Установлено оно общим регламентом по защите данных GDPR.

Несоблюдение норм влечет за собой серьезные санкции. Согласие должно быть добровольным, с правом на отказ, а полученная информация должна защищаться и использоваться только в поставленных целях. Именно по этой причине в своих девайсах мы так часто «не глядя» даем свое согласие, ставя галочки в чекбоксах и принимая политику конфиденциальности. Именно поэтому европейские страны начали в срочном порядке вносить изменения во внутреннее законодательство, чтобы дать право на использование данных в случае пандемии или техногенных катастроф.

Европейская конвенция по правам человека ECHR в ст. 8 постановляет, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции.

Не допускается вмешательство государства в обеспечение этого права, но тут же есть «но»: «за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц». Из этого следует, что есть легальные лазейки для игнорирования статьи.

В Конституции Украины ст. 32 запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице, без его согласия. Но опять-таки есть исключения, когда ситуация продиктована необходимостью защищать национальные интересы или благополучие граждан.

Из этого следует, что, пока в стране не будет введено чрезвычайное положение, правительство не имеет права без ведома граждан собирать информацию о передвижении даже в целях защиты здоровья нации.

Статья 22 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» наделяет государство полномочиями ограничивать конституционные права и свободы граждан, но лишь на срок введенного ЧП.

Законодательство защищает нашу конфиденциальность, и лишь добровольное согласие станет основой отслеживания граждан. Только исключительные меры, такие как введение ЧС, могут приводить к временному нарушению прав и свобод людей.

Но государства могут адаптировать законодательство, ожидая новых волн пандемии осенью или в следующем году. Не станет ли это началом новой эры тотального контроля и цифрового надзора, когда меры станут необоснованно жесткими и перманентными?

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS