Игра на миллион: как «трудоустроить» киберспортсменов

Зачем нужны международные хакатоны и как организованы подобные мероприятия

Фото: pixabay
HR-брендинг – одна из ключевых задач как для стартапов, так и для технологических гигантов. Для продвижения бренда работодателя и поиска талантов европейские компании часто используют хакатоны. Это эффективный инструмент, который помогает корпорациям внедрять инновации –  решать определенные проблемы, валидировать новые идеи, создавать сервисы и приложения. Но кроме того, киберспортивные хакатоны становятся удачной возможностью восполнить кадровый голод. Как именно они помогают находить топ-специалистов для компаний и трансформировать бизнес-процессы в любой сфере,  специально для Mind рассказала Евгения Беспалова, соучредитель и стратег компании We_Challenge.

Мы живем во время 5-й технологической революции, когда ежедневно создаются тысячи новаторских решений. И хотя Украина достаточно консервативна в этом отношении, нашим компаниям тоже нужна ускоренная оптимизация бизнес-процессов и привлечение технических специалистов со свежими идеями. 

Хакатоны и акселераторы – одни из самых эффективных инструментов для решения подобных задач. С 2013 года We_Challenge реализовала большое количество проектов,  в результате которых были презентованы сотни новых решений. В них приняло участие более 20 000 разработчиков, дизайнеров, менеджеров и тестировщиков. Организованный компанией Cybersport Challenge Hackathon стал первым в мире хакатоном по киберспорту. Он привлек более 300 топовых IT-специалистов. Одной из его особенностей стало то, что мероприятие проходило в онлайн-формате – таковы вызовы карантина. 

Киберспорт – хобби, спорт или бизнес?

Эта сфера сегодня развивается огромными темпами. Если в 2011 году призовой фонд The International – главного турнира по Dota 2 – составил $1,6 млн, то в 2019-м он уже вырос до $34 млн. На  V4 Future Sports Festival прошлой осенью было разыграно $30 млн. Такой же бюджет был у финала по Fortnite. 

PepsiCo интегрирует свой бренд Adrenaline Rush в киберспортивные трансляции. Gillette, Old Spice, Mercedes и другие компании обращают рекламные месседжи в сторону киберспортивной аудитории. Двадцатилетние игроки-звезды становятся миллионерами, подписывая контракты, приносящие годовой доход до $2,5 млн. И это не считая призовых денег от выигранных турниров (команда-победитель в Dota 2 может получить больше $10 млн). 

И Украина к этому буму имеет самое прямое отношение. В Киеве находится штаб-квартира киберспортивной организации NA'VI, которая стала первым чемпионом The International 2011 и является живой легендой. 

Однако с другой стороны, в компьютерном спорте не реализовано множество нужных и важных решений, очевидных для всех игроков рынка. Хотя в традиционном спорте многие из этих задач уже давно решены.  

Каковы «болевые точки» компьютерного спорта? 

Одно из проблемных мест киберспорта – статистика и аналитика, которые находятся практически на нулевом уровне. Это касается игровой составляющей – нет подсчета личных показателей игроков, многие из которых уже стали звездами. Нет своей статистики и у компаний, которые занимаются производством киберспортивного контента и прямыми трансляциями. Этот бизнес не сможет развиваться, если игроки не будут видеть, сколько времени зритель проводит на стриме, куда он смотрит, к кому уходит, от кого приходит и т. п. 

В этой области очень яркий проект на Cybersport Challenge Hackathon реализовала команда Nullset. Ее участники предложили автоматизированную систему, дающую подробную аналитику рекламных показов в киберспортивных мероприятиях. Компании, которые размещают спонсорские материалы в своих видео и стримах, должны отчитываться рекламодателям о показах рекламы. Решение Nullset автоматически анализирует и распознает логотипы брендов на видео и предоставляет детализированную аналитику. 

В принципе, актуальные сферы для е-спорта были отражены в темах хакатона: Data Analytics, Computer Vision, Gamification, визуальные, информационные сервисы и др. 

Как была выстроена структура проекта? 

Участники реализовывали свои идеи, либо брали Challenges – задания, которые предлагали партнеры хакатона – GG.bet, NA`VI, MAINCAST. В обоих категориях определялись отдельные победители, которые получили по $3000 призовых. 

Всего в хакатоне приняло участие около 300 человек из семи стран. Приблизительно 80% из разных городов Украины – Киева, Днепропетровска, Львова, Харькова и др. Также очень сильные команды и участники были из США, Польши, Беларуси и др. Диапазон возрастов тоже очень широкий. Младшему участнику было 16 лет, старшему – за 40. 

Игра на миллион: как «трудоустроить» киберспортсменов

Как собрать достойных участников? 

Привлечение высокоуровневых специалистов – одна из ключевых возможностей хакатона. Если это «правильные» люди, то они не только решают существующие, известные бизнесу задачи, но и предлагают новые, неожиданные идеи. 

У нас сформировалась достаточно большая база специалистов. Когда начинается какой-нибудь новый проект, мы знаем, кого стоит пригласить. Также информируем о будущих событиях на наших ресурсах. Поэтому в них могут принять участие люди, с которыми мы еще не работали. Обычно, помимо постоянных участников, у нас собирается 30–40 «новичков». 

На Cybersport Challenge Hackathon мы не просто искали «айтишников», которые хорошо разбираются, скажем, в Data Science. Нас интересовали ребята, которые сами являются игроками, погружены в тему и, соответственно, очень хорошо понимают проблематику индустрии.

Более того, хакатон позволяет не только собрать лучших из присутствующих на рынке специалистов. Вместе с корпорацией можно формировать новые категории IT-профессионалов. 

Например, когда мы делали большой акселерационный проект для Vodafone, в Украине было очень немного специалистов, которые умеют работать с Big Data – рынок был достаточно узким. Этот хакатон повлиял на профессиональную среду – в стране фактически появилось много новых специалистов в этой сфере.   

А для International Bank of Azerbaijan мы искали людей, которые будут предлагать интересные идеи в сфере финансовых технологий. То есть не просто IT-специалистов, готовых работать в банковской сфере, а людей, которые мыслят креативно.  

Как найти ментора? 

Фигура ментора в хакатоне крайне важна, потому что у большинства участников нет опыта создания продукта. Это должны быть специалисты как минимум уровня Senior, обладающие большим опытом и соответствующими компетенциями. И, конечно, важно, чтобы они хотели и умели делиться своими знаниями с участниками. 

Менторы бывают командные – те, кто должен привести команду к результату от чекпойнта к чекпойнту. Они помогают участникам сплотиться для решения поставленных задач, отказаться от ненужных идей, выбрать перспективные направления работы. 

Экспертные менторы – те, которые являются специалистами в какой-то узкой области (Big Data, Amazon Web Services и др.). Это всегда очень конкретная сфера, в которой участникам могут потребоваться знания для успешной реализации их идей. 

Некоторые из экспертных менторов, представляющие партнеров хакатона, обладают компетенциями сугубо в определенных челленджах. Есть среди экспертных менторов и дизайнеры. Их задача – помочь участникам визуально оформить презентацию, которая понадобится во время питчинга проекта.  

Также в роли менторов, экспертов и/или участников хакатона могут выступить и сотрудники компании. Это повышает их уровень мотивации, вовлеченности и ответственности. Конечно, в рамках проекта мы должны их обучить работе с инновационными проектами, обеспечить инструкциями и помочь наладить совместную работу с внешними экспертами. 

Часто приглашаем «звездных» менторов – представителей крупных продуктовых компаний, работающих в Украине. Есть и такие, которые не являются частыми гостями на конференциях. Но мы знаем, что это специалисты высокого уровня, которые могут очень помочь участникам. Наша задача – дать встретиться менторам с участниками, которым они действительно нужны, чтобы состоялась «магия хакатона».  

Какие бизнес-задачи компаний решает хакатон?

У хакатона есть несколько ключевых «продуктов»: 1) инновационные идеи, трансформирующие бизнес; 2) люди, которые способны реализовать эти идеи, и целые команды, которые на практике показали, что смогли работать сообща. 

С помощью хакатона происходит отбор и валидация идей. Каждая идея-финалист получает Concept paper – документ, который раскрывает ее потенциал и риски, помогает оценить ее для того, чтобы быстро, легко и с минимальными тратами протестировать. 

Кроме того, хакатон – это ускоритель продуктивности. За 2–3 суток решаются задачи, на которые в обычных условиях уходят месяцы или годы.

Наконец, хакатон – это способ зарекомендовать свою компанию как инновационную, которая открыта к изменениям, следует новым трендам, а не прячется от кризиса. Это позволяет сформировать мнение о компании как о лидере отрасли, а также усилить бренд работодателя.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS