Для успеха в бизнесе необходимо совпадение как минимум двух важных факторов: удачной финансовой модели (с обеспечением необходимого объема продаж) и контроля со стороны акционера – проведения независимого аудита, процедуры форензик, внутреннего аудита компании и т. д. Невыполнение первого условия ведет к нивелированию основной задачи в бизнесе – получение прибыли. А без этого он является аморальным. Невыполнение второго – приводит к потере акционерами заработанных денег и контроля над предприятием.
Как избежать всех этих плачевных последствий, специально для Mind объясняет старший партнер Vigilant Forensic Boutique, член наблюдательного совета Global Spirits, ТМ Хортица Артем Ковбель.
Украина относится к странам с переходной экономикой. Согласно ежегодному исследованию ACFE (Association of certified fraud examiners) – ассоциации дипломированных специалистов по борьбе с мошенничеством, именно страны из этой категории в большей степени подвержены рискам мошенничества в деловой среде. Причина – слаборазвитая система внутреннего контроля и отсутствие культуры безопасности в целом на предприятиях.
Также наша страна находится в 7-й группе в карте рисков, составленной Экспортно-кредитными агентствами (ЭКА), по количеству дефолтов, объявленных местными компаниями. Это означает, что сделки в рамках экспортного финансирования с контрагентами из Украины являются наиболее рисковыми. То есть при импорте, например, оборудования среди украинских компаний наибольшее количество так называемых NPL (дефолтных случаев невыплаты кредитов).
Экспортно-кредитные агентства ранжируют заемщиков по группам рисков. 7-я группа – это группа, где риски самые большие. Так, среди них указываются высокий уровень коррупции в стране, сильная среднегодовая инфляция и другие факторы, способные повлиять на вероятность невыполнения контрагентом своих обязательств.
Ежегодно бизнесы по всем миру теряют от 5% до 15% выручки в результате недобросовестных действий внутри компании. В Украине же этот показатель доходит до 30–40%.
От мошенничества чаще всего страдают собственники бизнеса, которые находятся вне операционного контроля. Наибольшая угроза исходит от топ-менеджеров – генеральных директоров/финансовых директоров и миноритарных акционеров, пребывающих в операционном контроле бизнеса. Именно на них зачастую направлена процедура форензик и аудит финансовой деятельности.
Рассмотрим конкретный пример. Актив одной из компаний – торгово-развлекательный центр – стал «воронкой» для слива средств за пределы бизнеса, чем был нанесен непоправимый урон основному акционеру. Впоследствии аудит деятельности этого ТРЦ вскрыл ряд мошеннических схем, результатом которых и стал вывод денег и других активов.
Данный кейс является показательным: реализованные схемы можно назвать классикой. Они настолько банальны, что, казалось бы, применять их настолько прямо и неприкрыто – чистой воды беспечность. Но нередко именно простота является главными козырем в рукаве мошенника – ведь никому и в голову не придет заподозрить топ-менеджеров в столь тривиальных махинациях.
Ниже рассмотрим основные схемы вывода денег на примере истории с ТРЦ.
Налоговые ямы – вывод денег посредством использования компаний-однодневок через покупку у них услуг и оплаты денежных средств (ДС) за товары/услуги без их фактической поставки/предоставления.
Данная схема характерна для большинства бизнесов. Для того чтоб минимизировать либо избежать риска ее реализации, необходимо:
Создание фиктивного долга предприятия (кредиторская задолженность) путем проведения бестоварных сделок, в рамках которых предприятию предоставляются услуги без их фактического выполнения. Об этом может свидетельствовать отсутствие в наименовании КВЭД, которые имели право предоставлять эти услуги.
В перечне типов услуг предприятия должны быть обозначены услуги, которые данное предприятие может оказывать. Если предприятие оказывает тип услуг, которых нет в перечне, они могут иметь характер фиктивных/бестоварных.
Таким образом формируется кредиторская задолженность. Далее она переуступается юрлицу, подконтрольному миноритарному акционеру, который одновременно является директором пострадавшего предприятия. Далее перед этим юрлицом гасится кредиторская задолженность. Это прямо свидетельствует о недобросовестном характере действий со стороны миноритарного акционера.
Целью данной сделки было занижение финансового результата предприятия для уменьшения его нераспределенной прибыли и лишения мажоритарного акционера дивидендов, увод в сторону (на связанные лица) денежного потока. Также данная операция нацелена на получение дополнительного контроля над предприятием путем формирования обязательств на подконтрольном юрлице. В результате при возникновении претензий со стороны третьих лиц активы – все или их часть – могли бы быть арестованы и взысканы.
Строительные работы. В период реконструкции объекта были проведены работы по его расширению и модернизации. Но сметы составлялись с явным завышением стоимости, иногда в сотни раз.
Материалы были закуплены втридорога, не по рыночным ценам. Работы по реконструкции тоже были оценены с превышением допустимых границ в разы. Проектная стоимость подрядных работ также была изрядно завышена.
Сдача площадей ТРЦ по заниженным арендным ставкам. Результаты проведенной независимой оценки показали, что расценки на аренду были значительно занижены. Более того, некоторые из площадей сдавались по заниженным ценам директору предприятия и его родственникам.
Кроме того, в процессе аудита был обнаружен ряд ошибок, которые привели к доначислению налога на прибыль и налога на добавленную стоимость предприятия.
Проведенный аудит выявил, что компании был нанесен ущерб в десятки миллионов долларов, что равно недополученной прибыли основного акционера. Это впоследствии дало ему основания инициировать ряд уголовных дел. В частности, по ст. 190 Уголовного кодекса «Мошенничество» и ст. 191 «Злоупотребление служебным положением».
Чтобы избежать/минимизировать риски мошенничества в компании, собственнику необходимо: