«Дія City» – одна из самых обсуждаемых тем среди ІТ-сообщества. Законопроект №4303«О стимулировании развития цифровой экономики в Украине», который регулирует ключевые положения существования правового режима «Дія City» и задает основные понятия, «взорвался» в публичном дискурсе как эпатажная рок-звезда из мира законопроектов. ІТ-специалисты всех уровней, от топ-менеджмента до разработчиков, как никогда до этого присоединились к горячей, и что особенно необычно, юридически-правовой дискуссии.
Подробнее о том, все ли желания законодателей в этой сфере осуществимы, Mind рассказывал в материале «Коммунизм в отдельно взятой отрасли: 5 обещаний от «Дія City» для айтишников».
Если о введении регулирования деятельности IT-компаний уже говорилось неоднократно, то с изменениями в налогообложении для резидентов «Дія City» – не все понятно. Речь идет о законопроектах № 3933, 3933-1 и 5376, которые внедряют изменения в Налоговый кодекс Украины и регулируют налоговый аспект вопроса. Кроме этого, не менее важным для понимания потенциальных рисков «Дія City» является законопроект №5054 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно определения понятия трудовых отношений и признаков их наличия».
Что в этой области предлагает регулятор, и как новые нормы отразятся на участниках рынка, Mind рассказали управляющий партнер A1 Consulting Владимир Чижиков и старший консультант компании Дмитрий Носенко.
Анализируя законопроект № 5376, который содержит наиболее актуальные предложения изменений в Налоговый кодекс Украины и еще даже не прошел первое чтение, важно понимать, что «резидентство «Дія City»» и «налоговое резидентство «Дія City»» – это с юридической точки зрения две разные вещи.
Резиденты «Дія City», которые не подали заявление в контролирующий орган о получении статуса «налогового резидента «Дія City»», будут считаться плательщиками налога на общих основаниях. В свою очередь те, кто такое заявление подал и прошел процедуру подтверждения со стороны контролирующего органа, получат возможность платить только налог на выведенный капитал по ставке 9%.
Не обошлось и без трансфертного ценообразования. В случае осуществления налоговым резидентом «Дія City» контролируемых операций (операций со связанными нерезидентами или оффшорами), условия которых не соответствуют рыночным, доначисленная база налогообложения будет облагаться по ставке 18% (пп. 141.9.3 п. 141.9 ст. 141 законопроекта № 5376 ).
Также с резидентством «Дія City» связано еще три интересных льготных механизма налогообложения.
Кажется, все уже видят потенциальные схемы оптимизации налоговой нагрузки через резидентов «Дія City».
Относительно налогообложения работников резидента «Дія City», а именно наемных работников по трудовому договору и гиг-специалистов по гиг-контракту, то заработная плата/вознаграждение облагается по ставке 5% + 1,5% военного сбора.
Что же касается ЕСВ, то для трудоустроенных по трудовому договору уплачивается минимальный страховой взнос (с 01.01.2021 он составляет 1320 грн). В свою очередь, с гиг-специалистами все иначе. ЕСВ для гиг-специалистов, действующих на основании гиг-контракта, рассчитывается как 22% от вознаграждения соответствующего гиг-специалиста (т.е. как и в стандартных трудовых отношениях во всех других индустриях).
Таким образом, новая «гиг-форма» сотрудничества полностью проигрывает трудовым отношениям с резидентом «Дія City» и даже не приближается к классической модели с ФЛП на 3-й группе. В очередной раз необходимо искать ответ на вопрос: «А зачем вообще нужны эти гиг-контракты?».
Сейчас однозначного ответа нет, остается только догадываться и рассматривать их как потенциальную защиту от реклассификации отношений по таким контрактам в трудовые по законопроекту №5054.
Дополнено: в ассоциации IT Ukraine уточнили для Mind, что норма о 22% ЕСВ от вознаграждения выписана некорректно. По заверению проектного офиса «Дія City», она будет исправлена и рекомендована налоговым комитетом ВРУ перед внесением законопроекта на первое чтение. В ассоциации следят за тем, чтобы обещание было выполнено. Его не выполнение не выгодно министру цифровой трансформации Михаилу Федорову и команде, т.к. они не раз обещали и декларировали 22% ЕСВ с 1 минимальной зарплаты.
Так что же беспокоит ІТ-сообщество в правовом режиме «Дія City»? Претензии варьируются от общих до достаточно конкретных.
Важной темой дискуссии стали договоры о «неконкуренции» и «непереманивании», которые по мнению ІТ-сообщества разрушают фундаментальные принципы функционирования ІТ-индустрии. Согласно позиции Минцифры, они останутся и в финальной редакции законопроекта №4303. Это позиционируется как вынужденный шаг, направленный на защиту интеллектуальной собственности ІТ-гигантов, которые просто не выйдут на украинский рынок без гарантий такой защиты.
Законопроект отмечает, что отказ от заключения договоров о «неконкуренции» и «непереманивании» не может быть основанием для прекращения трудового договора или гиг-контракта, однако ничего не сказано о том, может ли это быть основанием для незаключения такого договора или контракта.
Прежде всего отрасль боится регуляторного давления и принуждения к вступлению.
Эти опасения настолько существенны, что даже на презентации проекта в апреле министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров уделил им отдельный блок, в рамках которого убеждал, что резиденты будут защищены от так называемого «маски-шоу». Насколько обещанная защита будет действенной – узнаем только на практике.
По добровольности вступления: как уже несколько раз отмечалось, очень важную роль во всем проекте «Дія City» играет законопроект №5054, который якобы не имеет к нему прямого отношения и направлен на общий контроль за трудовыми отношениями, но косвенные факторы побуждают рассматривать его как мощный аргумент за приобретение резидентства «Дія City».
Несмотря на устные гарантии Минцифры о сохранении существующей модели работы ІТ-рынка, пока нет уверенности относительно дальнейшей возможности структурирования ІТ-отрасли из-за ФЛП (для лучшего понимания контекста предлагаем читателям посмотреть фрагмент онлайн-презентации«Дія City»).
Беспокойство вызывает и полное нежелание Минцифры сравнивать в своих презентационных материалах степень налоговой нагрузки существующей схемы с ФЛП с налоговым режимом «Дія City».
В конце концов гиг-контракты с практической точки зрения не дают никаких преимуществ, кроме потенциальной защиты от реклассификации отношений с ФЛП в трудовые.
Все это наталкивает на мысли о том, что налоговики с обновленным инструментарием в своем арсенале начнут массовые проверки характера отношений между ІТ-компаниями и ФЛП. А когда выбор стоит между полной налоговой нагрузкой и льготным «Дія City», долго рассуждать не приходится.
В общем можно отметить, что Минцифры довольно открыты для общения с ІТ-индустрией: внедряют рабочие группы, проводят обсуждения и пытаются выстроить конструктивный диалог. Однако фундаментальные принципы проектаостаются без изменений, а меняется лишь юридическая «чистоплотность» их изложения.
В свою очередь, большинство представителей ІТ-сообщества Украины довольно реакционно ответили на такие инновационные механизмы развития отрасли. На сегодняшний день петиция об отмене законопроекта набрала необходимые для ее безотлагательного рассмотрения 25000 подписей.Так что очень скоро мы должны увидеть на сайте Официального интернет-представительства президента Украины публичное заявление о поддержке или не поддержке президентом Украины петиции против «Дія City».
Учитывая факты и обстоятельства, которые сложились вокруг «Дія City» (как экономические так и политические), и в случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств законопроект №4303 «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине», с большой вероятностью, будет принят, а к нему и соответствующий законопроект с изменениями в Налоговый кодекс Украины. Возможно, ко второму чтению законопроекты будут кардинально изменены, а возможно, они останутся в текущей редакции, это покажет только время. И только время позволит окончательно понять, способна ли звезда «Дія City» светить и согревать, или ее пламя выжжет до пепла лестницы отечественной ІТ-индустрии.