Апрельская сессия ПАСЕ: с чем ехала и вернулась украинская делегация

Альтернативный взгляд на итоги «гибридных» обсуждений

Фото: Укринформ

Весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая проходила в Страсбурге 19–22 апреля, запомнилась не только временным «отлучением от трибуны» украинского делегата Алексея Гончаренко. Своеобразной новацией для мероприятий такого уровня стал гибридный формат проведения (часть делегатов присутствовали физически, а остальные – в онлайн-режиме). Много внимания во время заседаний было уделено обсуждению угрозы возможной российской агрессии против Украины, которая достигла своего пика именно в те дни, и возможных сдерживающих действий. А еще – соблюдению прав человека на постсоветском пространстве и в Европе, будущему  газопровода «Северный поток – 2» и перспективам, собственно, самой ПАСЕ. Последнее обстоятельство подводит к мысли, что Ассамблею в дальнейшем ожидает еще очень много сложных и конфронтационных решений. Почему именно так и вообще с каким «багажом» вернулась Украина с нынешней весенней сессии, специально для Mind рассказал юрист-международник Богдан Бернацкий.

Что было в повестке дня?

Обострение вблизи украинских границ,увеличение военного контингента России в Крыму и Воронежской области не осталось без внимания всех топ-спикеров Ассамблеи. Об очередном витке угрозы применения силы Россией заявил и Давид Сассоли, президент Европейского парламента, и Мария Пейчинович Бурич, генеральный секретарь СЕ, и Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии, и политическая группа ALDE. Поддержка Украины в официальных речах была красноречивой и безусловной. Эти сигналы были важными и своевременными. А тема Украины и России была среди наиболее обсуждаемых в этой части сессии.

Ассамблея подготовила довольно критическую и однозначную резолюцию по поводу Алексея Навального, осудив действия РФ и требуя немедленно освободить российского оппозиционера. Это давление, несмотря на тотальное отрицание всех обвинений российской делегацией, дало результат: к Навальному допустили независимых врачей. Сам оппозиционер прекратил голодовку. Этот случай показывает, что ассамблея имеет голос, который Россия пытается игнорировать, но все еще слышит и минимально воспринимает.

Зеленый свет получило предложение руководителя украинской делегации Марии Мезенцевой о подготовке празднования по случаю 70-летия Конвенции о статусе беженцев. Моушен имеет очерченную украинско-турецкую окраску, а в тексте документа говорится о проблемах помощи беженцам, с которыми столкнулись обе страны.

Мониторинговый комитет ПАСЕ назначил Елизавету Ясько докладчиком по вопросу соблюдения Францией своих обязанностей и обязательств перед Советом Европы. Это наиболее весомый вклад нашей делегации, позволяющий получить более широкую субъектность в рамках ПАСЕ.

Справка

Деятельность Совета Европы (ее органов, а именно Ассамблеи, Европейского суда и Комитета министров) в целом вращается вокруг прав человека, защиты права на справедливый суд и  невмешательство в личную жизнь, свободы слова и т. д. Европейский суд рассматривает индивидуальные дела, касающиеся нарушений прав человека. Комитет министров СЕ следит за выполнением государствами решений ЕСПЧ.

В руках Ассамблеи – четыре механизма мониторинга: постмониторинг (отдельных нерешенных проблем); периодический обзор соблюдения обязательств (по всем странам системный обзор соблюдения обязательств в рамках документов СЕ); процедура полного мониторинга (когда существуют системные риски обеспечению прав человека); специфические отчеты об угрозе функционирования демократических институтов.

Такое назначение на должность докладчика по периодическому обзору (одного из локомотивов ЕС – Франции) является положительным прецедентом для украинской делегации. Обычно подобные должности получают либо «опытные» члены Ассамблеи (работающих второй-третий созыв), либо  главы политических групп или заместители председателей комитетов. Должность докладчика по периодическому обзору дает Украине уникальную возможность быть в роли того, кто оценивает, а не того, кого оценивают.

Бюро отклонило предложение Украины (Литвы) о дебатах вокруг ситуации, связанной с очередной угрозой применения силы Россией, однако наша делегация смогла приобщить к декларации об эскалации конфликта отдельно представителей восьми стран (Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Швеции, Грузии, Румынии и Азербайджана).

Украинские правки (автор – Алексей Гончаренко) к  докладу по Беларуси нашли поддержку в Мониторинговом комитете и были проголосованы Ассамблеей. Очередной важный сигнал, что конструктивные предложения Украины готовы воспринимать и поддерживать.

Что не удалось и могли ли лучше?

Крымская платформа: для многих делегаций остался непонятным формат участия в ней. Все иностранные делегации, с которыми украинская делегация имела официальные встречи (страны Балтии, Турция, Германия и др.), Были приглашены к участию в работе Крымской платформы. Однако никаких деталей о формате или параметрах участия иностранных делегаций в работе Крымской платформы обозначено не было. Да и как вообще Крымская платформа будет функционировать на территории Парламентской ассамблеи Совета Европы – остается загадкой, очевидно, и для украинской делегации.

По словам руководителя украинской делегации Марии Мезенцевой, Крымская платформа будет действовать в формате неформальной группы (вроде «Балтик +»). Такая опция возможна, хотя и выглядит фикцией. Постоянная коммуникация в формате «Балтик +» является результатом прямой заинтересованности Литвы, Латвии, Эстонии, Украины и других в решении общих вопросов, связанных с угрозой, исходящей от РФ, и противостоянием распространению влияния России. Для постоянной коммуникации в рамках группы «Крымская платформа» необходимо иметь более широкие точки интереса и вовлеченности (иначе говоря, козыри), которые может предложить Украина. Сейчас выглядит довольно неочевидным то, есть ли такие козыри в арсенале нашей делегации.

Стратегическое видение Совета Европы: вместо демократической власти теперь Совет Европы защищает «демократическую безопасность». Доклад Тени Кокса о стратегическом видении приоритетов ПАСЕ вызвал жаркие дискуссии как в нашей делегации, так и в Ассамблее.

Наиболее спорным оказался перечень приоритетов, которыми Ассамблея должна руководствоваться в дальнейшей работе. Такими приоритетами оказались: защита окружающей среды, «демократическое» регулирование искусственного интеллекта, защита прав детей, равенство, инклюзия и прочее. Правки украинской делегации, чтобы дополнить доклад такими стратегическими направлениями, как защита территориальной целостности, борьба с пропагандой, не были поддержаны.

Примечательно, что во время голосования за документ Тини Кокса синхронизированно воздержались только украинская и российская  делегации. Такое «командное» голосования не добавит нам конструктивных очков для работы в Ассамблее.

Спор Алексея Гончаренко Ріка Дамса: не выглядит как месть президента Ассамблеи, а скорее как неприятное совпадение многих обстоятельств. Выступления и заявления делегатов во время работы Ассамблеи, как правило, довольно сухие и без элементов политического шоу (что естественно для политиков, но не очень естественно для атмосферы протокольного консерватизма Ассамблеи).

Рик Дамс, как президент ПАСЕ, является отражением консервативной Ассамблеи с узкими протокольными и этическими рамками, которые необязательно выписаны в правилах процедур, они скорее неформальные и молчаливо воспринимаемые большинством.

В то же время Рик Дамс точно не является апологетом русского мира, а его визит в Москву –  одна из попыток найти мостики и сферы для диалога, в которые большая часть Ассамблеи до сих пор верит (кто-то искренне, а кто-то нет). К тому же это не первый случай, когда Алексей Гончаренко обратил на себя внимание президента Ассамблеи, поэтому реакция Дамса скорее была накопительной, чем имела целью наказать члена украинской делегации за патриотическую позицию. Стоит вспомнить, что мини-перепалка Рика Дамса произошла также с Мария Мезенцевой, главой украинской делегации, во время первого дня сессии, когда она хотела выступить с речью о российской агрессии (что является выступлением по существу) во время обсуждений-голосований за протокольные пункты программы (где выступают только по поводу предмета нарушений процедуры).

Заседание ПАСЕ в июне будет крайне интересным: тогда сможем увидеть, как Ассамблея проконтролирует выполнение собственных требований к России, Турции или Азербайджану. И сможет ли украинская делегация получить еще больше инструментов (должностей в комитетах или докладчиков, моушенов) в Ассамблее, чтобы играть более заметную и влиятельную роль. Сейчас в Бюро ПАСЕ наш голос еле слышат, как показывает отказ от проведения дебатов по запросу Украины.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS