Под Новый год все мысли о главном: закончить рабочие дела, подготовить подарки родным и настроиться на отдых. Мы активизируемся в поиске подарков, активнее становятся и кибермошенники. Предпраздничная эйфория и возможная невнимательность делают нас уязвимыми к обману в онлайне. Как защитить свои средства от мошенников во время праздничного шопинга рассказал Mind заместитель директора по безопасности национального платежного сервиса UAPAY Сергей Досенко.
Согласно данным опроса OLX за лето 2021 года, каждый седьмой украинец терял деньги из-за фишинга. В большинстве случаев речь о поддельных платежных формах, которые рассылаются в мессенджерах – Viber, Telegram и других.
Торговля в интернете, конечно, отличается от уличной, но правила безопасности схожи с теми, которых мы придерживаемся в ТРЦ или при покупке на рынке – о них ниже.
В предпраздничный период мошенники становятся более изобретательными. Здесь и поддельные сайты, и фейковые магазины в Instagram с тысячами подписчиков, и махинации с функциями оплаты. Платежные операторы делают все, чтобы обезопасить пользователей, активизируют бдительность в праздники. Работают системы скоринга, оценки надежности интернет-магазинов, репутации. Но и вам советую держать голову холодной.
На праздники мы часто планируем покупки мечты и существенные расходы на технику, одежду, семейные покупки. Вы вряд ли станете покупать ценный товар в подвале, без света и у продавца, который не вызывает доверия.
Так и здесь.
Чтобы покупка удалась, учитывайте эти пункты:
Здесь речь идет о ваших деньгах и персональных данных: пользуйтесь только известными платежными сервисами и смотрите, какие данные и куда вносите при оплате. По всем вопросам обращайтесь в службы поддержки платежного сервиса – они, как правило, работают 24/7.
Помните, что перед покупкой вы всегда можете проверить регистрационные данные предприятия, историю, узнать об учредителе. Воспользуйтесь открытыми сервисами Министерства юстиции или платформами вроде Youcontrol.
Можно также сделать так называемую «пробную покупку» – пройти весь путь заказа на сайте, оценить свой комфорт и уже после перейти к оплате.
Это касается как платежной информации, личных данных, так и собственно подарка.
Перед оплатой посмотрите, правильно ли выбрали нужный размер/цвет/количество. Проверьте номер почтового отделения, и ваша внимательность сохранит вам и продавцу время – подарки приедут побыстрее.
Еще несколько общих советов:
Важно понимать, что онлайн-продавец тоже немало рискует, торгуя онлайн. Это особенно актуально в работе с наложенным платежом. Есть случаи, когда товар портят при осмотре, подменяют.
Уверен, что со временем будут развиваться новые форматы страхования, чтобы обезопасить продавца и покупателя от возможных рисков.
Также стоит вопрос проверки личности покупателя. Ведь в Украине только развивается идентификация по eSim. Поэтому определять, кто именно заказывает что-либо онлайн и найти этого человека в случае чего проблематично.
Добавлю базовые принципы, которых предлагаю придерживаться и покупателям, и продавцам при онлайн-взаимодействии:
Мировой рынок онлайн-платежей растет и предлагает все больше форматов защиты продавцов и покупателей.
Аналитический центр TBWA Backslash в отчете Future of Finance 2021 предсказывает стремительный рост инструментов биометрии – распознавание онлайн по лицу, голосу, отпечатку пальца. Растет дополненная реальность (AR), работа через чат ботов и другие инновации.
Меняются и наши базовые представления о деньгах – все большего веса приобретает комфорт. Мы открыто говорим о роли финансов в жизни, той ценности, которую они приносят – радость, хорошие эмоции, спокойствие. Изменяются форматы потребления и покупательских привычек. В этом много вызовов, а еще много возможностей. И мы открыты к ним и к новому 2022 году.
Добрых вам праздников и хороших подарков!