В условиях полномасштабной войны с рф Украина выступила не только полем боя и щитом на пути российской экспансии в Европу, но и реципиентом огромных объемов внешней помощи. Эта помощь поступала и продолжает поступать по двум направлениям. Первое из них – на уровне государств (перечисления непосредственно в госбюджет или в виде терминирования погашения обязательств по внешнему долгу до конца 2023 года, который на момент начала войны составлял около $57 млрд), а также – поступления грантовых безвозвратных денег на восстановление разрушенной инфраструктуры страны. Второе направление – гуманитарная и волонтерская помощь от различных иностранных и международных частных фондов, физических лиц и украинской диаспоры из разных стран.
Также, на территории Украины были созданы локальные фонды, которые привлекали деньги внутри страны – начиная от фонда Сергея Притулы, фонда «Повернись живим», U24, и заканчивая целевыми «банками», которые открывали для сбора средств на покупку беспилотников, автомобилей и другого необходимого снаряжения.
Данная помощь Украине и украинцам исчисляется сотнями миллионов долларов. И основная «обеспокоенность» со стороны стран-доноров и международных фондов состоит в риске нецелевого расходования отправленных средств. Это вполне объяснимо, ведь у многих фондов и благотворительных украинских организаций – реципиентов довольно плохо выстроены системы контролей по расходованию денег организации, а команда зачастую формируется уже в процессе сбора. Какие нестыковки чаще всего всплывают в работе благотворительных фондов, почему так происходит и как этого избежать, специально для Mind рассказывает Артем Ковбель, аудитор, партнер, Crowe Erfolg ASIS, ACFE, ASCP.
Чем «грешат» благотворительные фонды?
Автору этого материала довелось участвовать в аудите ряда благотворительных украинских фондов. И в процессе выявить ряд проблем:
Почему не все сборы одинаково полезны?
Наличие всех этих проблем вызывает опасения у стран и организаций-доноров. И, как результат, – определенную степень недоверия и нежелание предоставлять помощь в больших объемах и более оперативно.
Вторым столь же фундаментальным вопросом является то, почему некоторые организации ведут себя недобросовестно – как в условиях войны, так и в целом? Каковы истинные причины таких действий у отдельно взятых участников/сотрудников фонда?
Среди прочих, стоит выделить следующие:
Нужно помнить, что жизнь длиннее, чем война. Поэтому рано или поздно придет время платить по счетам. И наоборот – прозрачная деятельность благотворительных организаций по освоению донорских денег не только снимет волнение помогающих стран, но и будет стимулировать активнее помогать нашей стране.
В Украине есть уже примеры фондов, которые нашли методы, как сделать прозрачной работу с пожертвованиями. Среди прочего – путем организации платежей в криптовалюте и выпуска криптовалютных карт, а также – с четким ведением и обнародованием финансовой отчетности, подтвержденной профессиональным аудитом.
Как взаимодействовать с благотворительными фондами, чтобы работа была прозрачной и о ее результатах легко было отчитаться?
И при этом всегда стоит помнить, что именно прозрачность – то самое экономическое оружие, которое позволит нам выиграть войну против врага, консолидируя силы стран-союзников.