Гендиректор Украинской энергетической биржи: «В стране с дефицитом угля и его производителей цена всегда будет рыночной»

Александр Коваленко – о том, как формируется биржевая цена угля и почему не всем нравится правда

В Украине впервые за полтора года состоялись электронные биржевые торги углем. 20 июля на площадке Украинской энергетической биржи было продано 1,53 млн тонн угля газовой группы – весь объем, выставленный на торги.

Продавцами выступили ООО «ДТЭК Трейдинг», входящее в холдинг ДТЭК, – оно предложило 1,45 млн тонн, и госпредприятие «Госуглепоставка» – 0,8 млн тонн. Срок поставки – с конца июля до конца сентября текущего года. Средневзвешенная цена составила 2461 грн/т (с НДС): при этом минимальная цена была  2420 грн/т, а максимальная – 2500 грн/т.

«Для наших покупателей при заключении непосредственно сделок купли-продажи цены будут ниже, ведь в Украине до 2019 года уголь может продаваться без НДС. Это указано в Налоговом кодексе. То есть это минус 20%. Мы показываем цены с НДС, потому что так работает наша система. А значит, цены, определившиеся на торгах, соответствуют уровню рыночных цен: сейчас цена API2 (в Украине ее называют формула «Роттердам+») составляет $84,4/т, или 2199 грн/т», – отметили на бирже.

Участие в торгах компании «ДТЭК Трейдинг» и средневзвешенная цена, которая очень близка к «Роттердам+», вызвали резонанс в экспертных кругах. Экс-член НКРЭКУ Андрей Герус, комментируя торги в соцсетях, предположил, что произошла «легализации схемы «Роттердам+» через биржу».

Вообще, функционирование этой формулы на угольном рынке Украины имеет достаточно противоречивую историю. Министр энергетики Игорь Насалик, когда заступал на должность, обещал отменить ее использование. Публичные заявления о расследовании относительно формулы успели сделать Генпрокуратура и НАБУ. Однако, кроме заявлений, больше ничего и сделано не было.

Еще весной, находясь в Донецкой и Харьковской областях, автор Mind на каждом шагу видела билборды с объявлениями частных фирм «Продам антрацит по цене 2800 грн/т». То есть в то время это фактически и была цена «Роттердам+» – $100/т.

На сегодня розничные цены на уголь даже выросли. По 2600–2700 грн/т антрацит можно купить только вагонными нормами – начиная с 69 т. А дальше цена на «диком» рынке прогрессирует: 3500–3900–4100–5500, есть даже 7000 грн/т. Вот только происхождение этого антрацита вызывает множество вопросов, ведь на подконтрольной Украине территории нет ни одной антрацитовой шахты.

Газовый уголь – такой же, как торговался на бирже, – у частных фирм стоит 1950–2500–3100–3500–3800 грн/т. То есть внутренние цены Украины по публичным объявлениям выше, чем «Роттердам+». И это вызывает некоторое недоумение.

Что происходит на внутреннем угольном рынке, и как формируется цена на уголь? Об этом и некоторых других нюансах торговли черным золотом Mind поговорил с генеральным директором ТБ «Украинская энергетическая биржа» Александром Коваленко.

– Почему были приостановлены торги углем и кто стал инициатором восстановления этих торгов?

– Торги углем на Украинской энергетической бирже (УЭБ) проходят с 2011 года. Обычно в них участвовали отечественные угледобывающие компании, обогатительные фабрики, трейдинговые компании, генерации, цементные, сахарные и кирпичные заводы, бытовые потребители. Приостановлены торги были в конце 2015 года из-за дефицита угля и проблем с его поставками.
К нам постоянно обращались покупатели по поводу восстановления торгов. И когда появился первый продавец, мы максимально распространили информацию по рынку, чтобы собрать больше участников. Объявление опубликовал ряд украинских и международных информационных изданий, в частности Argus. А генерирующим компаниям были разосланы персональные приглашения принять участие в торгах.

– Кто выступил покупателями угля?

– Согласно закону «О товарной бирже», мы не можем раскрывать стороны сделки. Однако могу сказать, что покупателей было несколько, а объем угля был разделен на 31 лот, чтобы не ограничивать конкуренцию среди мелких потребителей.

Чтобы повысить ликвидность по секции угольной продукции, были применены льготные тарифы биржи для всех сторон.

– Как формировалась цена на торгах? Может, продавцы изначально пытались привязать ее к определенным котировкам?

– Стартовую цену устанавливали сами продавцы, и изначально она была выше той, на которой торги закрылись. И выше API2. Но в ходе торгов никто из покупателей не согласился покупать по стартовым ценам, пришлось их снижать.

Покупатели выступали со встречными предложениями по снижению, и если продавец их акцептовал, то дальше торги шли по новой цене, и другие покупатели также могли торговаться за этот лот. Подвязать цену под любую другую практически невозможно. Электронная система работает так, что не позволяет манипулировать ценой.

Напомню, продавец не видит, кто торгуется за его лоты, пока соглашение не будет заключено. Размер лота в 40 000–50 000 тонн позволяет купить такой объем почти любому потребителю этой марки угля. Вход на рынок неограничен.

На рынке говорят, что цена была якобы завышенной. Давайте посмотрим с другой стороны: а какой должна быть цена в стране с дефицитом угля и ограниченным кругом его производителей? Здесь всегда работают законы рынка, поэтому могу констатировать, что цена была рыночной!
Я уже не говорю о недавних планах Министерства энергетики и угольной промышленности Украины создать ГП «Национальная угольная компания», что еще больше ограничит конкуренцию на рынке.

– И все же цена на вашей бирже так похожа на роттердамскую ...

– Простите, просто не могу не отметить, потому что тоже оплачиваю коммунальные тарифы, и основная цифра в них – это цифра за газ, а не за электроэнергию. Но почему-то такой огласки не приобретает формула формирования цены на газ «Баумгартен+». Хотя вы можете сравнить цены УЭБ с ценами, по которым НАК «Нафтогаз Украины» закупал природный газ. Принципы формирования этих формул идентичны: цена на хабе или бирже плюс доставка.

Нравится ли мне формула «Роттердам+»? Нет, но это однозначно лучше метода «затраты+», потому что это реальное поле для коррупции. И не забываем, в тариф всегда идет средняя индикативная цена угля АРІ2 за 12 месяцев.

– Есть ли альтернативные формулы для применения в Украине?

– Среднее значение АРІ2 используется в расчете прогнозной цены продажи электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ). По поводу альтернативы: мы неоднократно в многочисленных рабочих группах, в том числе и по вопросам либерализации рынка угля, заявляли, что нам нужно формировать свой рынок. Нужно видеть четкую картину всех процессов, которые на нем происходят, отходить от ручного установления цены на уголь для государственных угледобывающих компаний.

Если эксперты говорят, что хотят видеть стороны сделки и в цену не могут быть включены цены, сложившиеся между связанными лицами, то, пожалуйста, коллеги, давайте строить прозрачный рынок! Давайте применять мировую практику, например, как это работает на газовом рынке: применим системы репортинга* во исполнение требований Regulation of Energy Market Integrity and Transparency (REMIT) о прозрачности энергетических рынков №1227/2011 от 25.10.2011.

Поэтому альтернатива очень простая – формирование собственного индекса и котировок с помощью регулярных биржевых торгов и системы репортинга.

– А если сравнить цены на уголь в России, Роттердаме и Турции? Похоже, они на 10–15% ниже сложившихся на УЭБ ...

– Считаю, очень неправильно и не по-людски сейчас сравнивать цену на уголь в Украине и России, которая является страной-агрессором. Мы понимаем, откуда избыток «дешевого» угля в России, это бизнес на крови.

Можем ли мы назвать эти цены сопоставимыми? Все ли субъекты хозяйствования имеют одинаковый механизм ценообразования? Как можно сравнивать наш уголь с импортным?
Сегодня ценообразующими показателями качества в Украине являются зола, влага и летучесть, а не калорийность, как это происходит на мировых рынках. Расчетная калорийность от определенной лабораторным путем отличается в низшую сторону, и довольно существенно. Поэтому сравнивать, исходя из золы и влаги, но и проценты указывать – некорректно.

И главное – сегодня наши шахтеры работают в сверхопасных условиях на устаревшем оборудовании на больших глубинах. А в России такой же уголь можно копать лопатами в карьере.

И какие у нас альтернативы: отказаться от добычи нашего угля и покончить с угольной промышленностью в Украине или жаловаться на судьбу, что есть такие залежи, и продавать в убыток?

Наша цель сегодня – создать энергетическую независимость и не давать никому рычаги влияния на нашу страну, и не усаживаться на иглу импортеров. Давайте лучше посмотрим на цены закупки угля на ProZorro. Они там значительно выше наших биржевых, а о качестве не приходится и говорить, чаще его даже не отмечают.

На Белорусской универсальной товарной бирже уголь газовой группы на внутреннем рынке на прошлой неделе (26 июля) предлагался на торги по цене $102,88/т.

– Готовите ли вы новые торги, и есть ли уже желающие? Какова вероятность того, что вы будете торговать на бирже и антрацитом?

– Первые торги были реально конкурентные, даже остался неудовлетворенный спрос. Желающие есть, к нам обращаются новые компании, мы уже начали процедуру аккредитации на бирже.

Что касается антрацита, мы не исключаем такой возможности. Сразу хочу предупредить, что это точно не будет антрацит с временно оккупированных территорий Украины. Биржа отработала жесткую процедуру проверки качества и происхождения угля, выставляемого на торги. Соответствующая информация есть на нашем сайте, также мы требуем определенный пакет документов от продавцов.

Это также сделано и для того, чтобы предотвратить участие в торгах фирм-бабочек, фирм без ресурса или с ресурсом неподтвержденного качества и происхождения. Кстати, система ProZorro этого пока обеспечить не может. Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить манипулирование ценой и рынком.

– В каком состоянии сейчас закон о биржевых торгах углем, есть ли какие-то перспективы?

– Относительно недавно Верховной Радой были приняты законы «О рынке электроэнергии» и «О рынке природного газа», поскольку в их принятии были заинтересованы международные институты и эти товары являются социально значимыми. Однако на пути к энергетической независимости либерализация рынка угля также является одной из главных составляющих. Надеюсь, что у государства дойдут руки и до реальных реформ этого рынка, поскольку оно – первый заинтересованный в прозрачности этой отрасли субъект.

К сожалению, у Минугля и многих участников рынка нет реального интереса в принятии закона «О рынке угля». Но наша биржа все равно работает над развитием биржевого рынка угля в Украине, потому что нам нужен собственный индикатив, отражающий реалии нашего рынка. Представители ТБ «УЭБ» включены в состав рабочей группы по вопросам либерализации рынка угля, созданной премьером Владимиром Гройсманом, под председательством вице-премьер-министра Владимира Кистиона.

*Репортинг – это предоставление информации по внебиржевым сделкам (требование ЕС директивы REMIT). Также, если в будущем украинское законодательство предусматривает отчетность в соответствии с MIFIR/EMIR, UEEX предложит подобный подход (без дублирования между отчетностью).

До настоящего времени ни одно из вышеупомянутых положений ЕС еще не было введено в Украине.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS