Вследствие урагана «Харви» свыше 50 млрд тонн воды тяжелейшим ливнем обрушилось на 6,5-миллионную агломерацию Большой Хьюстон. Дороги превратились в реки. Оказались затоплены свыше 300 000 машин, около 100 000 домов и предприятий. Власти зарегистрировали 40 погибших и более 320 000 нуждающихся в государственной помощи.
«Харви», тропический шторм 4-й категории с ветрами скоростью 215 км/час, достиг побережья штата Техас в пятницу, 25 августа, и завис над Хьюстоном. Дожди, которые он принес, пять дней подряд заливали мегаполис и его окрестности. В одном из районов был зафиксирован 1,3-метровый слой осадков. Это исторический рекорд для континентальной части США.
Экономический ущерб – в масштабах всей страны. Видеосъемки затопленного города с улиц и с воздуха не оставляют сомнений, что Хьюстону нанесен огромный экономический ущерб. По официальным данным Департамента общественной безопасности Техаса, около 50 000 домов серьезно повреждены и не менее 6800 зданий разрушены полностью.
Как сообщил на пресс-конференции губернатор штата Техас Грег Эббот, для ликвидации последствий «Харви» потребуется больше средств, чем ушло на восстановление после предыдущего бедствия – урагана «Катрина», который в 2005 году обрушился на Новый Орлеан, унес 1833 жизни и вынудил правительство США выделить $125 млрд.
По словам Джоула Майерса, возглавляющего компанию климат-прогнозов AccuWeather, общий экономический ущерб от «Харви» в ближайший год составит $190 млрд, то есть на $30 млрд больше, чем от «Катрины».
«Это самая дорогостоящая и худшая природная катастрофа в истории США. Она негативно отразится на всей экономике страны, на корпоративных прибылях и уровне безработицы. Хьюстон – четвертый по величине город США – будет частично непригоден для жизни на протяжении нескольких недель или даже месяцев из-за нанесенных водой разрушений», – утверждает Джоул Майерс.
Катастрофа может замедлить темпы экономики страны вдвое. До наводнения в Хьюстоне $19-триллионная экономика США росла со скоростью 3% в год. Из-за катастрофы, по прогнозу AccuWeather, темпы замедлятся вдвое – до 1,5%.
«Сейчас ничего не продается, ничего не производится и ничего не отгружается в городе с экономикой в $500 млрд. Ничего не происходит в Хьюстоне, кроме того, что люди спасают других людей или наблюдают за этим процессом», – описывает ситуацию Патрик Янковски из компании Greater Houston Partnership, курирующей экономическое развитие региона.
По словам экспертов, Большой Хьюстон – один из главных двигателей экономики США. Его морской порт – второй по величине в стране. Два аэропорта обслуживают 26 млн пассажиров в год. А передовой центр лечения рака принимает по 13 000 пациентов в неделю. Если бы Хьюстон был независимой страной, то по размеру экономики занимал бы 23-е место – чуть ниже Швеции и выше Польши.
В $190-миллиардную оценку ущерба включены прямые страховые и нестраховые убытки, недополученные доходы бизнесов, потери рабочих мест и зарплат, утрата урожаев на затопленных фермах и связанный с этим рост цен на продукты. Также ущерб экономике нанесет общенациональный рост цен на бензин и топливо. Он произойдет вследствие остановки производств в Хьюстоне, на долю которых приходится 12% рынка нефтепереработки США.
Мрачные перспективы Хьюстона. Тяжелые финансовые потери понесут и страховые компании, и государственный бюджет, и владельцы затопленной недвижимости. Хьюстон последние 15 лет не страдал от сильных ураганов, и свыше 80% домов в зоне стихийного бедствия оказались не застрахованы от наводнений. В американских СМИ «Харви» часто называют «1000-летним ураганом», отмечая, что риск возникновения катастрофы такого масштаба на протяжении года составлял 0,1%.
Если Федеральное агентство управления действиями в чрезвычайной обстановке (FEMA) не выделит из бюджета достаточную помощь на восстановление незастрахованных домов, многие собственники окажутся в затруднительном положении. В прошлом году во время наводнения в Луизиане FEMA выдавала пострадавшим домовладельцам компенсации в размере $6000–7000. Такой суммы может оказаться не достаточно для покрытия всех затрат по ремонту.
«Хьюстону угрожает жилищный кризис. Мрачные перспективы у тех, кто не имеет страховки от наводнения. Это как проснуться однажды утром и увидеть, что весь ваш банковский аккаунт опустошен и вместо позитивного баланса у вас долги. Банки, как правило, не прощают ипотечные кредиты даже тем, кому стихия полностью разрушила дом», – комментирует ситуацию бывший руководитель FEMA Крейг Фугейт.
Влетит в копеечку жителям Хьюстона и обновление автотранспорта. По оценке автосервисного гиганта Cox Automotive, в ходе наводнения под водой оказались от 300 000 до 500 000 грузовых и легковых автомобилей. Большую часть этих машин вскоре придется отправить на металлолом. Соленая вода – чрезвычайно коррозийная, она разъедает внутренности автомобиля. Даже если владельцу удастся хорошо высушить автомобиль и заставить его ехать, высока вероятность, что отказ электроники или двигателя случится спустя несколько недель или месяцев.
Согласно информации National Oceanic and Atmospheric Administration, самые дорогие ураганы в США с 1980 года – следующие: