Между силовыми органами в Украине продолжается политическая борьба. На этот раз разгорелся масштабный скандал вокруг спецоперации НАБУ в отношении заместителя главы Государственной миграционной службы. В итоге детективам НАБУ грозит уголовное дело, а сам орган рискует остаться без львиной части своих полномочий.
В последние месяцы НАБУ вело масштабное расследование коррупционных схем в Государственной миграционной службе. Спецоперация началась в апреле 2017 года с проникновения детектива в организованную преступную группировку в составе действующих и бывших должностных лиц. В НАБУ утверждают, что чиновники ГМС, действуя в сговоре, требовали и получали денежные средства за предоставление иностранцам гражданства Украины, видов на жительство на территории Украины, а также за вознаграждение ускоряли изготовление биометрических паспортов. В центре скандала оказалась замглавы ГМС Дина Пимахова, которая якобы требовала взятку в размере $30 000 за ускорение процедуры выдачи украинского паспорта иностранному гражданину. Итогом спецоперации НАБУ стало задержание детектива силами ГПУ и СБУ, которые, как выяснилось, все это время проводили свою спецоперацию.
Версия НАБУ. Национальное антикоррупционное бюро считает, что ГПУ и СБУ сознательно сорвали спецоперацию, чтобы дискредитировать ведомство и помешать раскрыть коррупционные схемы в ГМС. По их мнению, Пимахову начали использовать в своих целях лишь в тот момент, когда стало понятно, что с ее помощью можно парализовать работу НАБУ и воспользоваться поводом в своих целях.
Версия Генпрокуртуры. В Генпрокуратуре мотивы задержания агента НАБУ объясняют просто – детективы провоцировали чиновника ГМС на взятку, что является противозаконной деятельностью. При этом генеральный прокурор Юрий Луценко не оправдывает действия Дины Пимаховой и подчеркивает, что они содержат признаки коррупции и нуждаются в дополнительном расследовании. Более того, по версии ГПУ, Пимахова сама обратилась в СБУ, когда заподозрила агента НАБУ в провокациях.
Кто такая Дина Пимахова? Дина Пимахова была назначена на должность 18 января сроком на 5 лет с испытательным сроком 6 месяцев. 27 октября 2016 года Пимахова победила в конкурсе на должность первого заместителя председателя Государственной миграционной службы, и Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы рекомендовала ее кандидатуру Кабмину.
Ранее Пимахова работала в должности директора Департамента паспортной работы и гражданства ГМС, а также начальника Управления по делам беженцев ГМС. По сути, Пимахова олицетворяет новое поколение украинских чиновников, которые прошли целую череду конкурсов по уже обновленному законодательству.
На чем подловили НАБУ? Вся суть конфликта – в некорректно прописанных полномочиях НАБУ и методах работы. Внедрение спецагентов является крайне сложным и юридически спорным элементом расследовательной деятельности. По сути, в таких условиях НАБУ всегда могут упрекнуть в превышении полномочий. А учитывая то, что целый ряд функций и законодательных средств оперативной работы оставили за ГПУ и СБУ, НАБУ вынуждено либо постоянно обращаться за помощью, либо действовать по своему усмотрению.
Почему прослушка НАБУ незаконна? Ключевой момент: по закону, НАБУ не имеет права самостоятельно вести прослушку. Это парафия СБУ. Расширить полномочия НАБУ в этом вопросе может только парламент, но вопрос все никак не сдвинется с мертвой точки, несмотря на очевидную правовую коллизию. Фактически это делает все данные, собранные НАБУ, незаконными, если прослушка не согласована с СБУ. А согласно ст. 62 Конституции Украины, обвинение не может строиться на доказательствах, добытых незаконным путем.
Чем это может закончиться? Полным развалом всех дел, которые на сегодняшний день ведет НАБУ. Если дело Пимаховой закончится прецедентом превышения НАБУ служебных полномочий, орган фактически станет декоративным и не сможет довести ни одно расследование до суда. По сути, это может поставить крест на всей работе антикоррупционного бюро за последние два года. Как и на громких уголовных делах, которые развалятся после исков о превышении НАБУ служебных полномочий.
Что будет дальше? Теперь директору НАБУ Артему Сытнику придется крайне ответственно подойти к обоснованию действий своих детективов и доказывать законность каждого шага. Только так НАБУ сможет сохранить свой статус. Учитывая статус органа, к этому процессу НАБУ, наверняка, подключит и западных партнеров. Европа, вероятно, будет настаивать на изменении украинского законодательства и четком разделении обязанностей между украинскими правоохранителями. В свете появления Государственного бюро расследований это очень актуально. В любом случае без решения вопроса с полномочиями НАБУ конфликт между силовыми органами будет продолжаться бесконечно. Поэтому кейс Пимаховой может стать как детонатором полномасштабной войны, так и началом диалога по адекватному перераспределению полномочий.