В четверг утром представители трех известных почтовых операторов впервые объединили усилия – они собрались на совместной пресс-конференции, чтобы рассказать СМИ, что они думают о последней инициативе нардепов об ограничении количества международных экспресс-отправлений.
Речь идет о законопроекте №6776-д, который приняла Верховная Рада 7 декабря 2017 года. В частности, документ разрешает ввозить в месяц только три отправления из-за рубежа на одного человека. За четвертое и больше придется заплатить НДС. Для первых трех посылок устанавливается норма – стоимость отправлений не должна превышать 150 евро. Сейчас на парламентском сайте нет финальной версии документа, поэтому со всеми предложениями ознакомиться более подробно невозможно.
Интересно, что эти нормы не были предусмотрены в тексте законопроекта, когда его принимали в первом чтении. Петр Порошенко еще не подписал законопроект, но те ограничения, которые предлагают его авторы, вызвали возмущение в обществе. На сайте президента инициирован сбор подписей под семи петициями против этой инициативы нардепов. Такая реакция вполне понятна, ведь, по официальным данным, почти 3,5 млн украинцев заказывают товары в онлайн-магазинах/маркетплейсах и пользуются услугами экспресс-доставки. В этом году, по данным Украинской ассоциации директ маркетинга, в страну поступит более 50 млн посылок из-за рубежа.
Инициаторы законопроекта обосновывают необходимость этого законопроекта дополнительными поступлениями в госбюджет и борьбой с контрабандой: действующее законодательство позволяет ввозить в Украину большие партии товара как частные заказы и не платить пошлины. Но, по мнению игроков почтово-логистического рынка, эти нововведения не сработают и принесут лишь дополнительные проблемы потребителям и операторам доставки, а также потребуют больших финансовых и временных затрат.
Mind публикует позицию трех основных игроков рынка – «Укрпошты», «Новой почты» и Meest Group, озвученные во время пресс-конференции.
Этот закон невозможно технически внедрить. Между операторами нет общей базы, которая позволила бы понимать, сколько посылок в этом месяце получил потребитель. Более того, не понятно, как считать эти посылки. Представьте себе, что две посылки поступили в «Укрпошту», а еще две – частным операторам. Какую из этих посылок считать четвертой? Ту, объявленная стоимость которой составляет 27 евро, или ту, где стоимость – 5 евро? К тому же, мы не можем влиять на сроки доставки из-за границы, так отправления могут идти разными путями – и может так сложиться, что и посылка, которую потребитель заказал на следующий месяц, пришла в текущем, или наоборот, и стала четвертой и за нее придется уплатить НДС.
Сейчас таможенная служба проводит лишь выборочные проверки посылок. Не понятно, сколько займет времени и потребуется работников таможенной службы после принятием этого закона. Потому что, например, только для того, чтобы оценить стоимость заказа, таможенникам нужно будет проверить содержимое посылки и найти в интернете, сколько стоит аналогичный товар. Только для такой работы на одну посылку понадобится 30 минут. С этими изменениями теперь таких посылок надо будет проверить больше. А если представить, что посылок миллион? Все это очень быстро приведет к тому, что отправления просто встанут на границе, а наш клиент неизвестно когда получит свою посылку.
Интересно, что закон еще не вступил в силу, но в интернете уже можно разыскать советы, как его обойти. Кстати, есть опыт Беларуси, где установили, что без пошлины в страну можно ввозить отправленин, стоимость которого не превышает 22 евро. Поэтому сейчас наши отделения на границе с этой страной – одни из самых прибыльных, потому что белорусы на них заказывают свою доставку. Конечно, УП – госкомпания, и должна выполнять закон, но для этого государство должно ответить на вопрос, как это делать? А если честно, то и на вопрос – зачем нужен этот закон, что полезного он принесет клиентам и самому государству?
Чтобы сработала предложенная система, база, которую ведет ГФС на каждого жителя Украины по индивидуальному налоговому номеру (ИНН), должна работать в разрезе каждого получателя международных отправлений и быть интегрированной с базой экспресс-перевозчиков. И тут возникает первый вопрос – кто такие экспресс-перевозчики и сколько их? Сейчас никто не ведет такого контроля. Поэтому ГФС невозможно будет определить, со сколькими участниками ей нужно интегрироваться.
Читая пояснительные записки к законопроекту, мы выяснили, что рассчитывать отправления предлагается за счет идентификации потребителя (заказчика товара или отправления) по ИНН. А что мы будем делать с лицами без гражданства или с иностранными гражданами, которые на вполне законных основаниях находятся в Украине? Мы должны отказать им в сервисе, но это незаконно.
Второй вопрос: если все экспресс-перевозчики и операторы почтово-логистической связи каким-то образом смогут присоединиться к базе ГФС или таможенной службы, то как же контроль за уплатой НДС? По мнению Минфина, процесс должен происходить так: при ввозе посылки [экспресс-перевозчикам и почтовым компаниям] нужно обратиться с запросом, контролирующий орган его обработает и даст ответ – какая это посылка по счету и сколько стоит товар. И если стоимость товара оценит больше чем в 150 евро или посылка будет четвертой и больше – отправление задержится до уплаты НДС.
Соответственно, все наши отделения должны быть постоянно подключены к сети интернет. Конечно, это обойдется нам очень «дешево», особенно «Укрпоште», которая имеет самую широкую сеть отделений в Украине. Учитывая уровень распространения интернета в стране, нам придется ограничиться городами-миллионниками и максимум областными центрами. Если у компаний нет таких средств, им придется ограничить количество отделений, где потребитель может получить свой заказ из Alibaba, Amazon и др. К тому же компаниям придется потратить огромные средства на внедрение и поддержку работы зеркальной ІТ-системы, которая объединена с ГФС и таможенной службой. Нам придется перезагрузить весь наш логистический процесс. И в итоге – увеличить тарифы.
Приведет такая система к задержанию посылок? По странному стечению обстоятельств 7 декабря в России Федеральная таможенная служба также запустила новые правила игры для международных отправлений на экспресс-перевозчиков: теперь они должны подавать ИНН и ссылку на сайт, где заказывался товар. Уже 9 декабря, через два дня, по сообщениям российских СМИ, тысячи посылок застряли на таможне.
Этот законопроект грубо нарушает принцип Налогового кодекса, который заключается в экономичности – любое поступление налога в госбюджет должно быть выше, чем затраты на администрирование этого налога. Поступления в госбюджет вообще не станут больше, как рассчитывают инициаторы законопроекта, а, наоборот, упадут.
Существует опыт других государств. Например, в свое время в США пытались ввести подобные нормы, но очень быстро отказались от этой идеи: те поступления, которые получило государство, были гораздо меньше, чем расходы, которые оно понесло в связи с обработкой этой работы. Наоборот, после этого в США подняли планку беспошлинного ввоза почтовых отправлений (посылки объявленной стоимостью до $800 проходят без каких-либо ограничений, на отправление стоимостью до $2000 работники таможенной службы рассчитывают размер пошлины, которую должен оплатить получатель. – Mind). И только после превышения этой планки осуществляется контроль и расходуются средства на администрирование этого процесса.
Я уверена, что люди найдут 150 вариантов, как обойти эти нормы и заказать отправления так, чтобы не платить налоги. И, скорее всего, это приведет к тому, что количество заказов через почтово-логистических операторов уменьшится. А это компании, которые развиваются и здесь платят налоги. Если их объемы отправлений просядут – государство недополучит значительные средства.