Давайте-ка, ребята, работать: какие важные для экономики страны законы рассмотрит Рада на этой неделе

И все ли из запланированных парламентом на рассмотрение экономических законопроектов направлены на улучшение жизни украинцев

На этой неделе парламент рассмотрит ряд важных для экономики страны законопроектов. Депутаты в очередной раз попытаются проголосовать за бизнес-омбудсмена и в конце концов принять повестку дня работы на всю сессию.

Также вероятно, что парламентарии срочно примут законопроект с изменениями в Уголовно- процессуальный кодекс, поскольку благодаря предыдущим изменениям и так называемым "поправкам Лозового" в Украине возникла опасная ситуация с проведением судебно-медицинской экспертизы и погребением умерших.

Такое отношение к законотворческой деятельности характерно для украинских законодателей, пренебрегающих основательной юридической работой над важными документами. И не только для них, но и лоббистов профильных отраслевых законопроектов. Один из таких примеров – в нашем обзоре важных экономических законопроектов, которые будут рассмотрены на текущей неделе – с 13 по 16 марта. 

О ратификации Гарантийного соглашения (Проект доступа к долгосрочному финансированию) между Украиной и Международным банком реконструкции и развития

Цена вопроса: $150 млн.

Содержание. Законопроект позволит получить Украине от МБРР финансирование через государственный Укрэксимбанк для улучшения доступа экспортно ориентированных малых и средних предприятий к долгосрочному финансированию. Финансирование для проектов – на два года, для пополнения оборотных средств – до шести месяцев.

Кто выиграет: предприятия малого и среднего бизнеса, работающие на экспорт; Укрэксимбанк.

Кто проиграет: государство, которое берет на себя риски в случае, если Укрэксимбанк не сможет выполнять обязательства по кредиту.

Позиция парламентских юристов: положительное заключение.

Прогнозированная позиция фракций: ратификация будет поддержана большинством.

Шанс на принятие: высокий.

Оценка Мind. Заем МБРР на сумму $150 млн под гарантии Украины до 35 лет с льготным периодом в 4,5 года – это, безусловно, выгодная сделка. Однако административная процедура получения средств и отчетность могут быть сложными для представителей малого и среднего бизнеса, особенно учитывая теневую составляющую бизнеса большинства украинских предприятий. Также возникнет вопрос прозрачной политики Укрэксимбанка, касающейся информирования и оформления кредитов для МСБ, – по каким критериям будут отбираться предприятия.

О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (относительно урегулирования сбора с ювелирных изделий)

Цена вопроса: 120 млн грн поступлений в бюджет – по оценке авторов законопроекта.

Содержание. Предлагается уменьшить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с операций с ювелирными изделиями с 10% от стоимости основного драгоценного металла до 2% (в редакции первого чтения был 1%).

Кто выиграет: предприятия, работающие на рынке ювелирных изделий.

Кто проиграет: теоретически – государственный бюджет от уменьшения поступлений. Хотя лоббисты законопроекта обещают, наоборот, увеличение отчислений, поскольку предприятия заработают и налоговые поступления возрастут.

Позиция парламентских юристов: принципиальные замечания по поводу чисто юридической несогласованности документа.

Прогнозированная  позиция фракций: БПП, НФ, «Батькивщина» – за (авторы законопроекта), голосование остальных фракций и групп зависит от способности лоббистов договориться.

Шанс на принятие: высокий.

Оценка Мind. Лоббистский законопроект, за которым стоит Союз ювелиров Украины и игроки рынка ювелирных изделий. Независимо от его последствий обращает на себя внимание низкий юридический уровень подготовки документа: авторы запутались во властных полномочиях органов государственной власти. Если замечания юристов не будут устранены, авторы сами себе окажут медвежью услугу – получат на выходе неработающий документ. В целом законопроект критически не влияет на государственный бюджет и теоретически действительно может оживить развитие ювелирной промышленности в стране. В 2013 году в Украине обрабатывалось 46 тонн золотых ювелирных украшений. К тому же следует заметить, что слабость ювелирной промышленности не позволяет решить вопрос хищнической добычи и незаконного вывоза необработанного янтаря из страны.

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О стандартизации»

Цена вопроса. Невозможно даже приблизительно рассчитать финансовые последствия принятия законопроекта, поскольку он напрямую влияет на вопросы безопасности и качество жизни граждан.

Содержание. В проекте вносятся изменения в 127 (!) законодательных актов. Этими изменениями в ряде документов исключаются нормы об обязательности соблюдения экологических и других стандартов и устанавливается добровольность применения соответствующих стандартов или вообще исключаются любые ссылки на «стандарты» с заменой этого термина на термины «нормы», «требования» и другие.

Кто выиграет. Недобросовестные предприятия различных сфер деятельности, получат возможность снижать качественные характеристики товаров и услуг, с точки зрения безопасности потребителей, таким образом минимизируя собственные расходы.

Кто проиграет: граждане страны, потребители.

Позиция парламентских юристов: системные замечания, которые должны быть учтены.

Прогнозированная позиция фракций: законопроект поддерживает большинство, против может выступить «Оппозиционный блок».

Шанс на принятие: высокий.

Оценка Мind. Правительство, как всегда, вместо глубокого анализа и учета всех возможных за и против одним махом отменяет механизмы государственного контроля безопасности целого ряда товаров и услуг, производственной деятельности предприятий. Более того, во многих случаях такая «либерализация», как справедливо отмечают парламентские юристы, выходит за пределы европейских требований и стандартов. Подобные механистические действия могут привести к негативным последствиям, которые мы уже наблюдаем, например, на рынке пищевых продуктов в части качества продукции и полной бесконтрольности субъектов хозяйствования. Так, по заявлению начальника управления Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в Киеве Олега Рубана, не менее 30–50% продуктов питания в Украине являются фальсифицированными и могут вызвать болезни или отравления.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS