Под давлением первых лиц государства Нацбанк, так и не справившись с возложенной на него задачей, решил прервать ралли повышения учетной ставки. Конечно, с одной стороны, очень важно для правительства, чтобы перед выборами в телевизоре говорили об ускорении экономического роста. С другой – звание героя Украины очередному главе НБУ может присвоить только президент. Но почему эти маленькие радости должны оплачиваться из кармана всех граждан, которые имели неосторожность сформировать свои зарплатные, сберегательные и пенсионные планы в украинской валюте?
Не прячьте ваши денежки. В последний раз инфляция в Украине в годовом измерении ниже 10% опускалась 18 месяцев назад. В целом за последние пять календарных лет (с начала 2014 года) этот показатель был ниже 10% лишь в течение десяти месяцев. Именно в этом – источник украинских фискальных чудес, когда, например, при росте экономики на 2,5% в прошлом году рост доходов госбюджета составил 29%, и секвестр его дефицита на 30 млрд грн мало кто заметил.
Эффективный менеджмент за счет контрибуций со своего же населения вызывает быстрое привыкание. Новые виды на неналоговые сборы со всех субъектов государства уже озвучены теми, кто не спешит с приватизацией, уклоняется от решения проблемы защиты кредиторов, заморозил земельную реформу, а также приостановил финансирование от МВФ.
«Нам нужно снижать учетную ставку по кредитам, потому что они должны быть доступными для экономики. Это вопрос к Нацбанку», – сказал в начале года премьер Владимир Гройсман, который хорошенько разогнал инфляцию, слив с казначейского счета в декабре 50 млрд грн.
«Главное – добиться роста экономики», – определил свою сторону баррикад глава совета НБУ Богдан Данилишин, который, будучи министром экономики, за четыре месяца до начала катастрофы 2008 года называл в качестве угрозы для ценовой стабильности подорожание бананов.
«Мне хотелось бы больших показателей. И тут стабильность банковской системы, национальной денежной единицы, возможно, снижение ставки», – дал в марте публичное указание Национальному банку президент Петр Порошенко, который прекрасно понимает, о чем идет речь, и к чему это ведет.
Бизнес возжелал новых кредитов. Это прекрасно, но, возможно, для начала целесообразно ускорить расчеты по старым? По итогам прошлого года доля неработающих кредитов составляла по системе банков 54,5%. В целом НБУ оказался в тактическом окружении и проявил постыдную институциональную слабость.
Морковка для ослов? Отсутствие надежды порождает апатию, которая снижает продуктивность труда. Чтобы этого не произошло, людям нужно верить в лучшее будущее. Потому уже несколько лет денежные власти страны стремятся посеять веру в грядущие на горизонте 3-5 лет низкие, стабильные темпы инфляции (5% за год).
Чтобы убедить в серьезности своих намерений, Нацбанк через свой совет очертил вполне конкретные цели по 12-месячной ценовой динамике с допустимыми отклонениями ± 2 процентных пункта (п.п.): март-2018 – 7,5%, июнь-2018 – 7%, сентябрь-2018 – 6,5%; март-2019 – 5,75%; июнь-2019 – 5,5%; сентябрь-2019 – 5,25%.
Это сложные задачи, и центральный банк стремился к их выполнению, повысив учетную ставку на 4,5 п. п. за последние шесть месяцев. Достигнутые успехи на этом поприще пока довольно скромные. Ставки по гривневым корпоративным кредитам выросли с октября прошлого года на 2,4 п. п., а по кредитам физлицам – на 2,3 п. п., до 16,6% и 31,2% соответственно. При этом денежная масса (М3) хоть и сокращается в 2018 году, в целом с октября 2017 года выросла на 3,9%.
Тут нужно отметить определенную одержимость центрального банка диаболическим поведением. Дело в том, что НБУ проявлял упорство в повышении учетной ставки на переходе 2017–2018 годов. Но в течение большей части 2017 года он самостоятельно выступал разжигателем роста цен и соответствующих ожиданий: учетная ставка удерживалась ниже уровня инфляции в течение девяти месяцев прошлого года.
Инфляция в годовом изменении и учетная ставка, %
|
М3 17 |
М4 17 |
М5 17 |
М6 17 |
М7 17 |
М8 17 |
М9 17 |
М10 17 |
М11 17 |
М12 17 |
М1 18 |
М2 18 |
М3 18 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Инфл. |
15,1 |
12,2 |
13,5 |
15,6 |
15,9 |
16,2 |
16,4 |
14,6 |
13,6 |
13,7 |
14,1 |
14 |
13,2 |
Уч. ставка |
14 |
13 (с 14 апр) |
12,5 (с 26 мая) |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
13,5 (с 27 окт) |
13,5 |
14,5 (с 15 дек) |
16 (с 26 янв) |
16 |
17 (с 2 март) |
Данные: Госстат, НБУ
Сбитый прицел. НБУ ориентировал общество в 2017 году на инфляционную цель 8% ± 2 п. п. (декабрь к декабрю). Но это не мешало центробанку в течение года ухудшить свой рабочий инфляционный прогноз с 9,1% до 12,2%. По итогам года фактическое отклонение от цели составило 5,7 п. п., чистое отклонение 3,7 п. п., даже октябрьский рабочий прогноз центробанка был превышен на 1,5 п. п.
Ценовой таргет НБУ на 2018 год 6% ± 2 п. п. Для сравнения: правительство ожидает рост потребительских цен в текущем году от 9% до 13%, Всемирный банк – 9,9%, медиана консенсус-прогноза от МЭРТ – 9,7%.
Прогнозы динамики ценовых индикаторов в 2018 году, %
|
Потребительские цены |
Дефлятор ВВП |
Базовая инфляция |
Цены производителей |
---|---|---|---|---|
НБУ |
8,9 |
12 |
8,2 |
9,8 |
Кабмин |
9-13 |
-- |
-- |
10,3-13,4 |
Консенсус-прогноз МЭРТ (медиана) |
9,7 |
13,4 |
-- |
13 |
Данные: НБУ, МЭРТ, правительство
По итогам марта-2018 инфляция в годовом измерении достигла 13,2% – промах мимо квартальной цели 5,7%.
И это уже с учетом изменения подходов к определению весовой структуры для расчета индекса потребительских цен, которое позволяют скрыть реальный масштаб удорожания по отдельным позициям. Фактически в текущих условиях целесообразнее ориентироваться на дефлятор ВВП, как на показатель общего роста цен.
Реальность, данная в ощущениях. На фоне таких слабых результатов НБУ останавливается и вновь начинает говорить о том, что нужно подождать 3–5 лет. «Монетарные условия пока достаточно жесткие, чтобы обеспечить снижение инфляции до целевых показателей в среднесрочной перспективе», – указывается в пресс-релизе Нацбанка, обнародованном после принятия решения сохранить учетную ставку на уровне 17%.
А ведь впереди у нас практически неизбежная проинфляционная развилка – повышение цен на газ (от Украины его ожидают на уровне 35%) или срыв программы с МВФ. Оптимизма не добавляет и растущая продуктивность предвыборного популизма: стремление покупать голоса за повышение зарплат и пенсий – это как национальный спорт.
Конечно, ползущая ревальвация удешевляет импорт, что благотворно для цен. Товарный импорт вырос в январе – феврале 2018 года на 19,04% к аналогичному показателю прошлого года, тогда как экспорт – лишь на 16,6%. Но как поведет себя курс, когда краткосрочные венчурные инвестиции начнут выводить из гособлигаций?
Безусловно, денежные переводы зарубежных «заробитчан», как и раньше, будут поддерживать платежный баланс и курс. Но вместе с тем они будут подгонять внутренние цены. Нацбанк ожидает в 2018 году такие перечисления в размере не менее $9,3 млрд, что позволяет представить объем товарной массы для покрытия этого дополнительного спроса.
Кроме того, рост цен на нефть и по ряду других товарных позиций на мировом рынке сохраняется, что будет транслироваться на динамику цен в Украине.
На что рассчитывать? Инфляция – регулируемый показатель. Фактически это монетарный налог, который взимают популисты из парламента и правительства, чтобы маскировать свою некомпетентность и плутовство.
Из года в год ценовое перераспределение национального богатства в пользу более состоятельных индивидов происходит за счет увеличения числа бедных людей. По оценке ВБ, в Украине в умеренной бедности живет 24,5%, а в бедности – еще 5,7%.
Чтобы ограничить применение инфляции, для затыкания бюджетных дыр восемь лет назад были приняты законодательные изменения. Задача защиты карманов граждан от ценового грабежа была возложена на независимый Нацбанк, который устанавливает и обеспечивает достижение умеренной ценовой цели.
Но, похоже, пока НБУ склонен таргетировать экспорт рабочей силы и блюсти независимость от ответственности: удержание инфляции в указанных им параметрах маловероятно без решительного и постоянного применения всех дезинфляционных инструментов.
Уже в ближайшее месяцы украинцы смогут получить ответы, насколько украинское прогнозирование хуже украинской статистики, и как глубоко имеет в виду Нацбанк указанные для него в законе приоритеты по борьбе за покупательную способность гривны.
Динамика ценовых индикаторов в Украине, %
Данные: Госстат