В 2019 году доходы государственного бюджета составят 1,03 трлн грн. Даже несмотря на то, что 5 декабря Верховная Рада приняла поправки в госбюджет-2018 (законопроект №9369) и увеличила его доходную часть до 917 млрд грн, в 2019 году госказна по факту должна получить на 109 млрд грн больше, чем в 2018-м.
При этом традиционно более 2/3 доходов государства генерируют налоговые поступления. В 2019 году налоги принесут бюджету 861 млрд грн. В том числе 106 млрд грн – это налог на доходы физлиц, 96 млрд грн – налог на прибыль, 58 млрд грн – рентная плата и плата за использование природных ресурсов, 86 млрд грн – акцизный налог, 435 млрд грн – НДС.
Так что налогоплательщикам придется туго: планы у властей – наполеоновские, но добиться пополнения госказны в требуемом объеме будет непросто. По крайней мере, выполнение бюджета-2018 идет с отставанием. По данным Госказначейства, за девять месяцев 2018 года госбюджет недобрал 3,6 млрд грн рентной платы, 7,2 млрд грн акцизного налога, 4 млрд грн НДС на ввезенные в Украину товары и 1,2 млрд грн ввозной пошлины. К каким конкретно изменениям стоит готовиться бизнесу, разбирался Mind.
Что будет с ЕСВ? Самые неприятные новости – для плательщиков единого социального взноса (хотя это и не налог в классическом понимании). Базой для начисления ЕСВ является минимальная зарплата. С 2019 года размер «минималки» снова вырастет – с 3723 до 4173 грн. В итоге минимальный ежемесячный платеж по ЕСВ составит 918 грн вместо 819 грн. Именно столько будут платить не только работодатели за наемных сотрудников (при условии, что они получают МЗП), но и предприниматели «за себя».
Но и это еще не все. В ноябре Кабинет министров утвердил разработанный Минсоцполитики законопроект, нормы которого направлены на стабилизацию пенсионной системы и обеспечение социальной справедливости. За этим названием на самом деле скрывается еще больший рост нагрузки на плательщиков единого соцвзноса.
Во-первых, правительство предлагает увеличить максимальную базу начисления ЕСВ с 15 до 25 минимальных зарплат. То есть до 104 000 грн в 2019 году.
Во-вторых, вводится регрессивная шкала уплаты ЕСВ для зарплат, которые будут превышать 25 МЗП. Те, кто получает от 104 000 до 292 000 грн в месяц – заплатят ЕСВ по ставке 20%; для получателей зарплат от 292 000 до 626 000 грн в месяц – ставка ЕСВ составит 17%; от 626 000 до 835 000 грн в месяц – 15%; от 835 000 до 1,13 млн грн в месяц – 10%; с зарплат более 1,13 млн грн ЕСВ будет уплачиваться по ставке 5%.
В-третьих, работодателей обяжут применять принципы дифференциации заработных плат, в зависимости от сложности, квалификации и ответственности работы. Кроме того, на предприятиях с вредными условиями труда ЕСВ будет уплачиваться по ставке 24–37%.
В-четвертых, предлагается для руководителей компаний, которые официально получают минимальную зарплату, удвоить базу начисления ЕСВ.
Верховная Рада этот законопроект еще не рассматривала. Но, по информации Mind, это может произойти на последней пленарной неделе 2018 года (с 24 по 28 декабря) или в январе 2019 года.
Ждать ли налога на выведенный капитал? Его снова отложили в долгий ящик. Как сообщила Нина Южанина, глава парламентского комитета по таможенной и налоговой политике, соавторы законопроекта об НнВК вместе с представителями бизнеса до сих пор так и не достигли компромисса с международными партнерами.
Напомним, что Международный валютный фонд (МВФ) наотрез отказался поддерживать модель налога на выведенный капитал, которая приведет к падению доходов госбюджета и спровоцирует рост бюджетного дефицита. По подсчетам Министерства финансов, в первый год после внедрения НнВК украинская казна не досчитается почти 47 млрд грн.
«Вместе с активистами мы пришли к пониманию, что в любом случае нельзя было внедрять налог с 1 января 2019 года, ведь его успешному внедрению должно предшествовать большая подготовительная работа со стороны Национального банка, Государственной фискальной службы и других органов исполнительной власти», – объясняет Южанина. Поэтому внедрение НнВК сдвинуто минимум на год. То есть на 2020-й.
Пока же бизнес на общей системе налогообложения продолжит платить налог на прибыль. Предприятия и компании этому не очень рады, так как Государственная фискальная служба годами использует налог на прибыль как инструмент давления на налогоплательщиков. Доначисляет обязательства, проводит проверки, выбивает долги через суды. И это одна из основных причин, почему бизнес так ратует за НнВК. С его появлением у фискалов не будет поводов проверять у всех без исключения доходы-расходы, так как при уплате налога на выведенный капитал в принципе нет необходимости контролировать финансовый результат.
При этом в 2019 году поступления по налогу на прибыль запланированы в сумме 95 млрд грн, что на 13 млрд грн больше, чем в 2018-м. И это на фоне того, что размер убытка, который получили украинские средние и крупные предприятия, за девять месяцев 2018 года вырос почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в то время как прибыль подросла всего на 3%.
Как будут начисляться рента и акцизы? В течение 2019 года изменятся ставки некоторых рентных платежей и акцизов. Это предусматривают нормы законопроекта №9260, который Верховная Рада приняла 23 ноября.
Уже с 1 января 2019 года ставка экологического налога за выбросы углерода стационарными источниками вырастет с 0,41 грн до 10 грн за тонну. Кроме того, в тексте законопроекта было указано, что ставка продолжит расти и дальше, и к 2022 году достигнет 25 грн/тонна. Тем не менее 6 декабря парламент поддержал уточнения к законопроекту №9260, которые отменяют поэтапный рост ставок эконалога после 2019 года.
На 50% увеличится ставка за специальное использование лесных ресурсов, а также до 8,8% – ставка рентной платы на добычу железной руды. Ставка рентной платы за добычу нефти и газового конденсата с 1 января 2019 года тоже вырастет – с 14 до 16% и с 29 до 31%, в зависимости от глубины залегания ресурса.
Запланирован рост ставок акциза на табачные изделия – на 9%. Правда, повышение акцизного сбора перенесено с 1 января на 1 июля 2019 года.
Возместят ли НДС? Бизнесу в 2019 году предстоит побороться за возмещение НДС из бюджета. По данным Европейской Бизнес Ассоциации, задолженность перед налогоплательщиками по «старым» суммам НДС, сформированным на 1 февраля 2016 года, достигает 4,7 млрд грн. В реестре, на основании которого государство производит возврат НДС с апреля 2017 года, этой суммы нет. Для ее возмещения Минфин еще более года назад обязан был создать временный реестр. А летом 2017 года руководство ГФС пообещало, что задолженность будет ликвидирована в течение 2–3 месяцев. Но реестра до сих пор нет, как и нет самого возмещения.
В EBA считают, что эту проблему можно решить двумя путями. Если Кабмин примет соответствующее постановление, которое устанавливает порядок ведения реестра заявлений о возврате бюджетного возмещения по НДС. Либо Верховная Рада рассмотрит законопроект №7518, который предусматривает изменения в переходные положения Налогового кодекса в отношении временного реестра. Но этот законопроект был зарегистрирован в парламенте еще в январе 2018 года и «завис» где-то в профильном комитете.
Кого еще «возьмут под колпак»? В будущем году правительство намерено вернуться к вопросу фискализации оборотов малого бизнеса. Речь идет о том, чтобы обязать всех без исключения предпринимателей (в том числе и на упрощенной системе налогообложения) применять в своей деятельности кассовые аппараты. Летом 2018 года Кабмин анонсировал пилотный проект по замене стационарных регистраторов расчетных операций на мобильные устройства. Массовый переход на новые решения запланирован как раз на 2019 год.
Кроме того, депутаты не отказались от идеи проведения разового декларирования. Налогоплательщики, которые добровольно сообщат фискалам о своих скрытых активах и доходах (главным образом, за пределами Украины), будут освобождены от ответственности за уклонение от уплаты налогов. По словам Нины Южаниной, законопроект, который касается такого декларирования, в ближайшем будущем будет зарегистрирован в Верховной Раде.
Причем в комитете настаивают на том, что саму кампанию по декларированию активов необходимо проводить уже в начале 2019 года, так как она является одним из условий присоединения Украины к автоматизированной системе обмена налоговой информацией с другими странами.