В швейцарском Давосе продолжается Всемирный экономический форум, где глобальные лидеры обсуждают вызовы, стоящие перед миром, и пытаются найти ответы на главные экономические и политические вопросы современности.
Одной из ключевых тем второго дня форума стали глобальные технологические гонки. Как технологии вроде искусственного интеллекта влияют на геополитическую ситуацию в мире? Можно ли регулировать развитие таких технологий? Размытие границ между физическим, биологическим и технологическим определяет новую эпоху, в которой меняется не только форма экономических отношений, но и страны-лидеры, которые поведут мир к изменениям.
Mind выбрал несколько цифр, благодаря которым можно понять, куда движется мир и кто его туда ведет.
Китайские венчурные инвесторы с 2013 года присматривались к технологиям, связанным с искусственным интеллектом (ИИ). А с 2016-го активно в них вкладывались. Так, например, в 2018 году китайский разработчик систем распознавания лиц Sense Time поднял $600 млн инвестиций от Alibaba Group.
По состоянию на конец 2017 года Китай осуществил 48% всех мировых инвестиций в стартапы в этой сфере, впервые обойдя Соединенные Штаты. Внимание уделялось направлениям Deep Learning, Artificial Intelligence и Machine Learning. Такие данные на форуме озвучил Фредерик Кемпе, президент и главный исполнительный директор Атлантического совета – аналитического центра в Вашингтоне, занимающегося международными отношениями. Он считает, что Китай будет победителем технологических гонок, завязанных на искусственном интеллекте.
Считается, что до создания полностью автономного искусственного интеллекта должно пройти четыре этапа.
Первый – «Интернет ИИ», когда алгоритм учится на данных из сети.
Второй – «Бизнес ИИ», здесь уже подключаются корпоративные данные и предиктивная аналитика.
На третьем этапе появляется «Воспринимающий ИИ» – он снимает данные из окружающей среды, то есть «видит» и «слышит».
И четвертый этап – «Автономный ИИ», которому вообще не нужен человек.
Автор книги «Супердержавы: Китай, Кремниевая долина и Новый мировой порядок» Кай-Фу Ли подсчитал, какие ресурсы и возможности имеют США и Китай на каждом из этих этапов. По его оценкам, в развитии «Воспринимающего ИИ» Китай уже обогнал Америку. А в следующие пять лет догонит или превзойдет ее в создании «Интернета ИИ» и «Автономного ИИ».
В КНР насчитывается в три раза больше пользователей смартфонов, чем в США – более миллиарда против 300 млн. Китайские пользователи проводят в 50 раз больше времени с включенными камерами своих гаджетов, чем американцы. Это очень упрощает сбор данных о пользователях, хотя часто идет вразрез с демократическими принципами.
Цифровая революция затронет демократию и свободу слова, считает Фредерик Кемпе. Если наделить машины радикальной властью в обществе, то людям останутся очень ограниченные права. А значит, возможно возникновение новых форм правления и политических режимов – таких как техно-утилитаризм и техно-тоталитаризм. В первом случае совершенные машиной негуманные поступки будут оправдываться их практическим значение и иметь прерогативу над человечностью. Во втором – технологии помогут государствам установить тотальный контроль над гражданами.
Когда в 2017 году искусственный интеллект от Google обыграл известного китайского игрока в го, миллиардная аудитория в Китае этого не увидела, ведь правительство заблокировало трансляцию.
Согласно данным, которые озвучил Фредерик Кемп, 38% китайцев готовы делиться своей личной информацией – например, финансовыми данными или записями видеорегистратора автомобиля – ради получения дополнительных преимуществ, таких как скидки или персонализированные предложения. Также высок этот показатель в Мексике (30%), России (29%), Италии (28%), США (27%), Бразилии (26%). Средний показатель по миру – 27%.
Наиболее консервативными оказались жители Японии – только 8% из них согласны передавать кому-то свои данные. Также остерегаются сбора персональных данных в Нидерландах и Германии – только 12% опрошенных дали положительный ответ.
О том, что Четвертая индустриальная революция приведет к перераспределению рынка труда, в Давосе говорят не первый год. Но последние данные показывают, что с развитием искусственного интеллекта процесс замещения ускоряется.
К 2030 году 46% человеческой рабочей силы в Японии заменят автономные технологии. В США работу могут потерять 54 млн работников, а это 30% рабочей силы страны. Для Китая потери будут также ощутимыми: искусственный интеллект и передовая робототехника могут сместить 100 млн работников, или 12% от рабочей силы.
Чтобы избежать трудового коллапса и обеспечить занятость населения, по мнению Фредерика Кемпе, США и Китай должны наладить сотрудничество в области исследований искусственного интеллекта и вместе ввести прозрачные стандарты внедрения таких технологий.
Впрочем, возможен и другой сценарий: когда между странами начнется «холодная технологическая война». Каждая из них будет пытаться доминировать, и все больше закрываться от остального мира. Первый шаг в этом направлении уже сделан: администрация президента США Дональда Трампа заявила, что мобильные сети 5G в Америке будут строиться без участия китайских компаний и китайских компонентов.