Создано украинцами: три экостартапа, удивившие мир

Можно ли курить конопляные крыши и как зеленый тренд «привел» наши бумажные зубные щетки в американский офис Google, а оправы из кофе – в Австралию

Mind запускает новую рубрику – «Создано украинцами». В ней мы хотим рассказывать о перспективных, полезных и впечатляющих продуктах, разработанных нашими соотечественниками. Один из ключевых критериев отбора героев публикации – наличие продаж продукта. Увы, мониторинг отечественных стартапов показал, что немало достойных проектов зависают на этапе идеи или старта производства.

В первой подборке – три экостартапа. Их основатели не только увлеклись идеей сократить объем потребления вредных материалов, а создали и стали продавать свои продукты, состоящие из натуральных компонентов. Интересно, что никто из них «по старинке» не организовал производство в Китае. Где же тогда? Об этом и многом другом читайте в статье Mind.

«Хэмпаэр»

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир
Конопляный купол, Киев, Протасов Яр

Год создания: 2015

Основатель компании: Сергей Коваленков

Месторасположение офисов: Киев, Лос-Анджелес (Калифорния, США)

Количество сотрудников: 5 – в Украине, 10 – в США

Цена продукта: стоимость материалов для получения 1 куб. м смеси – 2200 грн в Украине, $180 – в США

Победы в конкурсах: в 2017 году «Хэмпаэр» вошел в число первых шести компаний, победивших в программе «Климатические инновационные ваучеры» от Greencubator и получил грант от ЕБРР. В 2018 году компания стала финалистом конкурса PowerUp!. В январе 2019 года заняла первое место в номинации Sustainable Company на International Cannabis Policy Conference в Австрии.

Суть продукта

«Можно ли курить конопляную костру?»  – этот вопрос входит в тройку самых популярных на украинском сайте компании «Хэмпаэр». Четыре года назад она вывела на рынок экопродукт «Хэмпаэр Микс» – строительную смесь из природных материалов, которой можно утеплять кровлю, стены,  перекрытия, пол и т. п. Смесь состоит из натуральных компонентов: технической конопли, воды и «пятого элемента» (извести и минералов). «Можно выкурить хоть тонну технической конопли, но наркотического эффекта не будет», – шутит основатель «Хэмпаэр» Сергей Коваленков.

Он уверяет, что продукт не только экологичен, но и энергоэффективен: обладает высокой теплоемкостью, паропроницаемый, хорошо регулирует влажность, не горит. А известь в составе отпугивает грызунов и муравьев, они не заводятся в стенах дома.

Как возникла идея?

Сергей Коваленков впервые познакомился с технологией использования конопли в Австралии – там он помогал возводить жилые дома.

«Я увлекся идеей строить объекты, используя коноплю. Это фантастическое растение. Оно может спасти нашу планету: 1 га конопли поглощает до 10 тонн СО2 из атмосферы. Пока же мы утопаем в пластике. Надо возить школьников и студентов на пятый полигон (мусорную свалку под Киевом) и показывать: количество мусора, которое мы производим каждый день, которое растет в геометрической прогрессии. Говорят, что в Тихом океане уже дрейфует остров из пластика, размером с небольшую европейскую страну», – рассказывают Коваленков.

По его словам, мир заинтересован в использовании биоразлагаемых и оперативно возобновляемых материалов. А конопля растет очень быстро: за четыре месяца достигает высоты в 3–4 метра. Это растение может быть использовано при производстве 20 000 видов различной продукции в текстильной, мебельной, фармакологической, пищевой, строительной промышленностях и т. д. Из нее уже делают доски для серфинга. Сейчас ни один автомобиль Mercedes-Benz не обходится без конопляных волокон.  Вскоре начнут производить упаковочные материалы, памперсы и т. п.

Собственная рецептура

«Когда набрался опыта, работая на разных объектах в Австралии, Франции и Швейцарии, понял, что можно создать свою смесь, на 100% состоящую из природных ингредиентов. За три месяца мы разработали собственную рецептуру. Основное ее отличие от других смесей на основе конопли – отсутствие цемента в составе. Это очень токсичный и энергозатратный материал. Чтобы произвести 1 куб. м бетона, нужно выбросить в атмосферу около 200 кг СО2. К тому же бетон – инертный материал: его нельзя переработать, можно только раздробить или раскрошить», – поясняет Коваленков.

Все компоненты смеси – украинского происхождения. «Чтобы не зависеть от импорта, мы создали свое и получили большое международное признание», – говорит бизнесмен.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Самый сложный этап

Предприниматель основал компанию в 2015 году. «Это было непростое время для Украины. В стране война. Многим потенциальным клиентам было глубоко безразлично, какое количество цемента они используют при строительстве. Убеждать людей, чтобы они выбирали натуральные материалы, было крайне непросто. А самым сложным было получить первый заказ: люди не верили, не понимали, о чем идет речь», – вспоминает Коваленков.

Первым клиентом стал знакомый предпринимателя, который собрался строить свой дом. «Долго его убеждал, ходил по пятам. Очень ему благодарен за то, что поверил в нас», – говорит бизнесмен.  После первого возведенного объекта продвигать «Хэмпаэр Микс» стало гораздо легче: новых клиентов возили на экскурсию и уже не «на пальцах» рассказывали о диковинном утеплителе.

Сейчас в портфолио стартапа уже десятки объектов. «В основном – это частные дома. Хотя постепенно переходим от малоэтажного жилого строительства к объектам коммерческой недвижимости. К примеру, наши штукатурные смеси использовали при отделке ресторанов, спален в жилом комплексе», – рассказывает предприниматель.

Освоение Запада

Вскоре Коваленкова стали приглашать спикером на специализированные конференции в Италию, Канаду, Японию и другие страны. Предприниматель провел немало обучающих семинаров и вебинаров. Так появились первые иностранные клиенты в Польше, Франции, США, Швейцарии и т. д.

В 2017 году компания открыла отдельный офис и наладила производство в Лос-Анджелесе. «В США многие дома построены по деревянно-каркасной (канадской) системе. Такой каркас идеально «работает» в связке с нашим утеплителем. По сути, он утоплен в смеси, защищен от пожаров, гниения и грызунов. Поэтому для нас рынок США очень перспективен. К тому же в этой стране много людей, которые ценят природные материалы. Там гораздо легче интегрировать данную технологию», – поясняет выбор региона Коваленков.

В США предприниматель стал использовать ту же «фишку», что и в Украине: сырье для смеси только местного производства.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Коваленкову повезло: Дональд Трамп подписал закон о легализации технической конопли – и фермеры вместо сои, рапса, кукурузы стали отдавать предпочтение этому растению, которое может принести им большую прибыль. «Теперь нам легче находить поставщиков сырья, – говорит бизнесмен. – Хотя вначале было непросто.  Штат Калифорния – шестая по размеру экономика мира. Тут все происходит очень быстро, выживает сильнейший. Нужно очень оперативно реагировать, запускать. Естественно, продвижение стоит больших денег».

Конопляные крыши от Гренландии до Австралии

По словам предпринимателя, у компании есть запросы от потенциальных клиентов из Гренландии, Южной Африки, Мексики, Австралии. «В Казахстане собираются строить экопоселение. В Литве планируют открыть Вальдорфскую школу. Надеюсь, будут использованы наши материалы», – перечисляет Коваленков. По его мнению, также вскоре будет бум спроса на конопляные дома в Африке и Латинской Америке.

Потенциал Украины

Несмотря на более перспективные рынки, «Хэмпаэр» не собирается уходить из нашей страны. Пока большее число заказов – в Украине.

Коваленков полагает, что у нашей страны огромный потенциал развития коноплеводства. «Еще 100 лет назад на территории Украины выращивали около 130 000 га конопли. Но около десяти лет назад чуть не уничтожили всю отрасль. В 2008 году Кабмин принял постановление о принудительной охране конопляных полей. Фермеры должны были по периметру установить заборы, посадить автоматчиков с овчарками. Они посчитали, что охрана повысит их затраты на 25% и вовсе отказались от выращивания этого растения.  Благо, в 2012 или 2013 году эту норму отменили. Она была бредом: технические сорта конопли не психотропны», – рассказывает предприниматель.

С тех пор началось возрождение культивации конопли. В прошлом году засадили около 4000–5000 га. Сейчас появилось немало предпринимателей, которые заинтересовались выращиванием, переработкой конопли и изготовлением продукции из нее.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Инвестиции в проект

Вначале Коваленков развивал «Хэмпаэр» на собственные деньги. На старте вложил около $5000. Потом подключились его знакомые, друзья, при помощи которых компания сейчас продвигается на территории Европы и США. Также помог грант ЕБРР (20 000 евро). «Эти деньги направили на развитие бизнеса и получение сертификации. Сейчас ищем стратегического партнера для строительства заводов по переработке конопли и производству смеси. Хотелось бы найти людей, которые готовы не только войти деньгами в проект, а и разделяют наши идеи», – отмечает предприниматель.

Он намерен открыть заводы в Украине и США. «Считаю, такие производства должны стоять по всему миру. Через 10–20 лет весь мир будет в конопле», – резюмирует Коваленков.


Effa

Фото

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Год создания: 2017

Основатели: Илья Кичук, Дарья Василенко

Месторасположение офиса: Киев

Месторасположение производства: Швеция

Количество сотрудников: в менеджменте – трое, на производстве – более 300

Цена продукта: $1 (розничная цена), $0,6 (стартовая цена для дистрибьюторов, в зависимости от размера партии стоимость может уменьшаться).

Победы в конкурсах: стартап занял 1 место в украинском отборе конкурса ClimateLaunchpad в 2017 году, вошел в пятерку лучших на конкурсе экологических инноваций Clim@ во Франкфурте.

Суть продукта

Effa – одноразовые, биоразлагаемые зубные щетки. Они изготовлены из бумаги и экологически чистых материалов. «Мы по максимуму заменили все вредные материалы в щетке, пока не удалось подобрать материал только для щетинок. Они сделаны из нейлона с примесью касторового масла. В данный момент нейлон – единственный материал для щетин, одобренный ассоциацией стоматологов», – поясняет СЕО и соосновательница проекта Дарья Василенко.

По ее словам, в мире пока нет аналогов их одноразовой щетки. Хотя уже есть экоальтернативы для домашней щетки постоянного использования.

Как возникла идея?

Щетку изобрел Илья Кичук, сооснователь Effa, промышленный дизайнер, который много работает с дизайном продуктов и материалами для их изготовления. «Илья задумался о нерациональности использования пластика в одноразовых щетках. Ими пользуются минуты три. Затем, попадая на свалку (при отсутствии должной переработки, как, например, в Украине), щетка будет разлагаться около 300 лет», – рассказывает Василенко.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Как налаживали производство? 

Изначально стартап хотел организовать производство в Польше. Но от этих планов отказались. «Мы приняли решение в пользу Швеции. Подписали контракт о сотрудничестве с самым большим производителем бумаги в мире (пока имя компании назвать не можем до официального пресс-релиза)», – говорит соосновательница Effa.

Почему не в Украине, где рабочая сила уже дешевле, чем в Китае?

«К сожалению, в нашей стране уровень коррупции слишком высок. Мы не хотим быть частью этой системы. Также качество производства пока оставляет желать лучшего», – полагает Василенко.

Кто целевая аудитория продукта?

Сооснователи рассказывают, что первоочередные клиенты – игроки тревел-бизнеса: отели, авиалинии и круизные лайнеры. То есть те компании, которые используют много одноразовых продуктов и пока не намерены от них отказываться. Они как раз ищут экологически чистые альтернативы на волне запрета одноразового пластика практически по всему миру. Далее Effa намерена «целиться» в государственные закупки (поставки щеток в больницы, тюрьмы и лагеря беженцев) и рынки больших корпоративных офисов. Сооснователи уже встречались с представителями офиса Google в Нью-Йорке. «Договорились, что осуществим поставку в их офис до конца этого года. Также у нас много заказов от дистрибьюторов из Украины, Беларуси, США, Южной Америки, Кореи и Японии. Имена пока называть не буду, всему свое время», – осторожничает соосновательница проекта.

На каких рынках стартап продвигает продажи?

Сейчас в приоритете рынки США, Азии и Западной Европы. «Причина элементарна: там пользователь думает о защите окружающей среды, а «зеленый» тренд растет и набирает обороты», – поясняет Дарья Василенко.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Инвестиции в проект

Вначале сооснователи развивали проект за собственные деньги. «Не могу точно сказать, сколько вложили. Инвестировали все, что зарабатывали на протяжении года. Сейчас мы занимаемся поиском и переговорами с инвесторами. Оптимальный раунд составит около $250 000, которые будут направлены на операционные, юридические и маркетинговые затраты. Производственные расходы взял на себя наш партнер в Швеции», – подытоживает Дарья Василенко.


Ochis Coffee

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Год создания: 2018

Основатели: Максим Гавриленко, Марина Лунева

Количество сотрудников: 4 + команда на аутсорсе.

Месторасположение офиса: Вита-Почтовая (Киевская область)

Цена продукта: от 2100 грн

Суть продукта

Стартап Ochis Coffee нашел нестандартную замену пластику. Компания выпускает очки с оправами из кофейного жмыха, льна и биополимеров. «Чтобы сделать оправы прочными, пришлось создать более 300 тестовых образцов и дополнительно армировать дужки металлическим стержнем. В итоге удалось получить прочную и комфортную кофейную оправу – полноценную замену пластиковым очкам», – вспоминает сооснователь проекта Максим Гавриленко. Также оправа не боится воды. «Если, конечно, ее не замочить на несколько лет», – шутит он.

По его словам, пока в мире нет аналогов их продукту: «Данная технология и состав были разработаны лично мной, благодаря поддержке Марины Луневой и огромному желанию создать уникальный и нужный продукт, который станет альтернативой пластику».

Как возникла идея?

«Я вырос в семье оптиков, поэтому знаю оптическую сферу очень хорошо. С 16 лет стал принимать активное участие в развитии семейного бизнеса. Увлечение переросло в создание собственной коллекции очков из экологических материалов. В первую очередь мы искали органическое сырье, которое можно было бы повторно использовать. Кофе оказался идеальным вариантом. Это один из самых популярных в мире напитков. И он черного цвета (после прессовки), что делает его универсальным (подходит под любую одежду). Но перед тем как понять, что нам нужен именно кофе, я провел множество экспериментов с другими органическими материалами», – вспоминает предприниматель.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Как налаживали производство?

Первый цех открыли в мастерской дома Максима Гавриленко. Большинство станков пришлось собирать и разрабатывать самостоятельно: готовых решений для новой технологии не было. Сейчас три специалиста собирают очки вручную. Часть процессов выполняет автоматизированный цифровой станок.

Стартап начал работать с крупнейшими мировыми производителями линз. Организовать с ними сотрудничество было несложно: ранее основным бизнесом семьи Гавриленко была продажа и ремонт очков, все контакты уже были налажены.

Почему основали производство в Украине, а не «как все» в Китае?

«Украина – наш дом, а создание новых предприятий способствует развитию экономики. Плюс Украина – отличный логистический центр. Поэтому выбор был очевиден», – отмечает Гавриленко.

Кто основная целевая аудитория кофейных оправ?

По мнению предпринимателя, ЦА Ochis Coffee – активные люди, которые ценят качество своей жизни и товаров, которыми пользуются. «Наши очки соответствует премиум-качеству, ведь каждая оправа вручную доводится до идеального состояния. Ручная работа всегда ценится, а для производства кофейных очков на данном этапе уходит до 80% ручного труда», – поясняет Гавриленко.

Как продвигали продажи?

Первых покупателей нашли на Кickstarter. В октябре 2018 года стартап запустил кампанию на этой крандфандинговой площадке и собрал более $13 000 от 158  бекеров. «Сейчас количество заказов все время растет. Мы продаем как онлайн через свои сайты, так и офлайн. Большинство клиентов «приходит» из Америки, Австралии и Европы», – рассказывает Гавриленко.

По его словам, в июне стартап собирается презентовать новую коллекцию кофейных очков: они стали еще легче и тоньше, имеют больше настроек.

В2В или В2С?

Пока большую часть дохода стартапу приносят розничные продажи. «С момента презентации кофейных очков основное внимание и время мы уделяли налаживанию производства. Только два месяца назад вышли на выпуск от 200 штук в месяц. Поэтому еще не занимались поиском оптовых клиентов. Хотя они сами нас находят: все чаще получаем запросы на оптовые продажи – в основном от небольших иностранных компаний. Теперь обрабатываем поступившие заявки и ведем переговоры о поставках. Чтобы начать реализацию товара через крупные сетевые компании, к примеру, Starbucks или «Люксоптику» в Украине, нужно значительно увеличить количество изготавливаемых очков, что мы и намерены сделать уже в этом году», – поясняет предприниматель.  

По его словам, большинство оптовых заказчиков «пробуют» новый товар, поэтому партии пока небольшие – в среднем, около 10 штук за раз. «Приятным удивлением было то, что многие компании, которые к нам обращаются, занимаются продажей кофе, а не очков. Поэтому наш рынок сбыта не ограничивается оптиками», – рассказывает Гавриленко.

Создано украинцами: три эко-стартапа, удивившие мир

Инвестиции в проект

Максим Гавриленко и Марина Лунева разрабатывали и продвигали Ochis Coffee за собственные деньги. Также пришлось немного одолжить у друзей и родителей. За год вложили более 500 000 грн. «В 2019-м планируем расширение производства до 1500 штук в месяц. На это нужно около $70 000. Сейчас мы открыты к предложениям, и уже ведем переговоры с одним иностранным инвестором», – говорят основатели компании.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS