Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение о возвращении к работе делегации Российской Федерации. И хотя благодаря активной позиции членов делегаций разных стран и украинской делегации в ПАСЕ это решение пока заблокировано, уже завтра его могут разблокировать. Кроме того, уже сегодня ПАСЕ может вернуться к рассмотрению вопроса об избрании вице-председателем ассамблеи россиянина Леонида Слуцкого.
Со своей стороны члены украинской делегации объявили, что не станут участвовать в работе ПАСЕ, но будут всячески бороться с принятием ассамблеей пророссийских решений, а также сразу по возвращении в Украину будут настаивать на встрече с президентом Владимиром Зеленским и предложат ВР обсудить ситуацию и выработать дальнейшую стратегию.
Прокомментировать сложившееся положение Mind попросил экс-министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко. Он считает, что Украине следует отказаться от голосования за кандидатуру генерального секретаря Совета министров, поскольку таким образом легитимность его избрания можно будет поставить под сомнение.
– Прокомментируйте, пожалуйста, решение ПАСЕ. Какими, по вашему мнению, должны быть дальнейшие шаги Украины в сложившейся ситуации?
– Из происходящего следует сделать выводы, проанализировать, почему позиция многих депутатов западных стран была именно такой. Я думаю, что здесь есть вина и депутатской делегации, и Верховной Рады, которая должна была бы активнее работать с парламентами тех стран, где мы знали, что ситуация будет такой. То же касается и внешнеполитической службы, но это уже разбор полетов.
Я считаю, что сейчас Верховная Рада, президент и Министерство иностранных дел должны определять, стоит ли нам участвовать в работе этой структуры, которая сегодня по сути является прикрытием российской агрессии. Нарушения ею прав человека и все такое... что мы, собственно, от этого будем иметь, и в какой форме мы должны это делать.
Сейчас делегация заявила, что она приостанавливает работу в ПАСЕ, но это временный шаг, а надо думать о стратегии. Мне кажется, что на данном этапе мы абсолютно ничего не потеряем, если приостановим работу и в ПАСЕ, и в Совете министров Совета Европы, чтобы наконец там также поняли, что Украина – это не мусор, который можно пинать ногами налево и направо. Если вам так нужна Россия, пожалуйста, будьте с ней, принимайте решение, превращайте это все в болтовню и радуйтесь такому Совету Европы, но нам это совершенно не нужно.
Если наша делегация проявит выдержку и не будет участвовать в голосовании за избрание нового генерального секретаря Совета Европы... В свое время наши западные партнеры очень боялись, что Россия не будет участвовать в голосовании, и легитимность нового генсека будет под вопросом. Так вот теперь так же надо поставить вопрос с украинской стороны. Пусть теперь все проголосуют без Украины, а мы скажем: это нелегитимный генсек, за него не голосовала делегация Украины! А может, и Грузии. Тогда начнется переосмысление! Иначе мы к себе внимание не привлечем.
А заявления, что, мол, ничего не произошло и «давайте жить дальше дружно» – это заявления людей, которые не понимают ситуацию или, наоборот, очень хорошо понимают и пытаются нас втянуть в ситуацию, которая создаст проблемы для самой Украины. Я думаю, что это должен быть не наш выбор.
– Считаете ли вы, что украинский парламент должен рассмотреть вопрос о дальнейших шагах украинской делегации в ПАСЕ?
– Мы говорим о Парламентской ассамблее Совета Европы. Там заседают парламентарии стран Совета Европы. То есть это означает, что прежде всего это парламентское измерение дипломатии. Мне кажется, что, к сожалению, именно эта парламентская часть просела. Хотя сама делегация работала очень активно и очень эффективно, но в определенный момент, после зимней сессии, когда вроде бы последняя попытка россиян провалилась, это неправильно расценили и в парламенте, и в МИДе. Решили, что все будет хорошо, а на самом деле это должно было быть наоборот: последний бой оказался самым проигрышным.
Поэтому именно парламенту в первую очередь надо думать над тем, каким образом он обеспечивает свою международную деятельность. Также это должен был делать и МИД, поскольку речь идет о работе Комитета министров иностранных дел Совета Европы, и здесь, к сожалению, последнее голосование продемонстрировало, что мы пропустили голов больше, чем достаточно. А это уже был мощный сигнал, когда надо было делать что-то срочно и максимально эффективно. Ну и президент...
– Должен ли парламент рассматривать этот вопрос срочно, или можно подождать очередной пленарной недели?
– Этот вопрос может подождать рассмотрения на пленарной неделе. Это не та тема, которая уже «горит». Делегация Украины в ПАСЕ решила прекратить свою деятельность, и это в ее полномочиях. Таким образом она реагирует на происходящее.
Безусловно, проводятся консультации между руководителями делегации и украинского парламента, а уже стратегическое решение необходимо принимать без спешки для того, чтобы оно было всеобъемлющим. Надо выслушать мнения специалистов и принять одно взвешенное решение, которое будет отвечать нашим национальным интересам.
– Не считаете ли вы реакцию президента и МИДа неактивной, вялой?
– Думаю, что обвинять президента в том, что это произошло, было бы несправедливо, ведь он только вошел в кабинет и еще многого просто не представляет. Но есть много других специалистов, которые знают, что и как надо делать, но, явно не посоветовали.