Ирак сотрясает политическое землетрясение. С 1 октября в Багдаде и южных «шиитских» регионах страны вспыхивают яростные антиправительственные протесты, в которых, по официальным данным, пострадало свыше 6000 человек.
Шокирующую статистику обнародовал представитель Министерства внутренних дел Ирака генерал Саад Маан, выступивший в воскресенье, 6 октября, в эфире государственного телеканала. По его данным, за шесть дней протестов было убито 96 демонстрантов и восемь представителей силовых структур. 6107 человек получили телесные повреждения, в том числе свыше 1200 силовиков. Были подожжены 51 правительственное здание и восемь штаб-квартир политических партий.
По утверждению Саада Маана, почти все погибшие скончались от огнестрельных пулевых ранений. При этом полиция и армия, по его словам, пыталась защищать демонстрантов, а убивали людей диверсанты и неидентифицированные снайперы.
Кровопролитные протесты стали для Ирака самым серьезным испытанием после того, как в 2017 году страна отвоевала свои территории у боевиков «Исламского государства». Уличный хаос возник в критическое время для шиитского правительства, оказавшегося между молотом и наковальней в накаляющимся конфликте США и Ирана. Ирак состоит в союзе с обеими этими державами и размещает на своей территории тысячи американских солдат, а также мощные проиранские военизированные формирования.
Искрой, распалившей пламя уличных волнений, стало тревожное политическое событие – увольнение в сентябре главного героя войны с ИГИЛ генерал-лейтенанта Абдула-Вахаба аль-Саади, одержавшего победы в тяжелых битвах за Мосул и Фаллуджу, с поста командующего иракскими контртеррористическими службами. Ему была предложена офисная работа в Министерстве обороны, но боевой офицер от нее отказался, сообщив, что предпочтет отправиться в тюрьму за неподчинение приказу премьер-министра.
Репутация аль-Саади – шиита, не связанного ни с одной политической партией, – обеспечила ему всеобщую симпатию. После его увольнения в иракских соцсетях распространились призывы поддержать независимого генерала, которого коррумпированная шиитская политическая элита отстраняет за неподкупность и отказ идти на поводу у Ирана.
Первая антиправительственная демонстрация состоялась 1 октября на площади Тахрир в центре Багдада. Помимо лозунгов в поддержку Аль-Саади, участники этого протеста выражали недовольство коррупцией, безработицей, а также тем, что спустя два года после объявленной победы над ИГИЛ население Ирака продолжает страдать от хронических отключений электричества в 50-градусную жару и от перебоев в обеспечении питьевой водой.
Ирак занимает 12-е место в списке самых коррумпированных стран, по версии Transparency International. Обладая четвертыми по величине нефтяными месторождениями, Багдад не может побороть бедность и социальное неравенство. Около 25 млн человек из 40-миллионного населения Ирака проживают менее чем на $6 в день. Каждый четвертый житель страны в возрасте до 25 лет не может найти работу, и среди испытывающих трудности молодых граждан Ирака распространено мнение, что погрязшая в кумовстве и коррупции политическая элита украла у них будущее.
«В Багдаде протестуют преимущественно юноши, утверждающие, что растут без будущего. Рожденные в период вторжения США в Ирак, они в детстве страдали от трудностей войны, а во взрослой жизни оказались отрезаны от рынка труда, на котором хорошие рабочие места нельзя получить без политических связей», – поясняет издание Washington Post.
С самого начала протестов 1 октября службы безопасности Ирака, по утверждению оппозиционеров, ответили «чрезмерной силой», применив против демонстрантов на площади Тахрир водометы, слезоточивый газ и резиновые пули. При этом до сих пор неясно, какие силовые подразделения были задействованы для разгона людей, и кто давал им указания. Некоторые отряды старались сдерживать митингующих мягко, а другие действовали с особой жестокостью, убив около десятка протестантов.
Кризис продолжился в среду, 2 октября, несмотря на то что власти для сдерживания уличных волнений ввели комендантский час в Багдаде, отключили соцсети и мобильные мессенджеры. Это не сработало, так как протесты уже начались в семи других городах на юге Ирака. Особенно жестокие столкновения произошли в 500-тысячном городе Эн-Насирия, где, по данным издания Rudaw, демонстрантов разгоняли в том числе члены проиранской военизированной группировки «Хорасанская бригада», стреляя по людям разрывными пулями.
К утру 3 октября число убитых в официальных сводках достигло 19-ти, и в этот день премьер-министр Адиль Абдул-Махди сделал первое заявление, сообщив в телеэфире, что понимает разочарование граждан, но «волшебного решения проблем Ирака не существует». Протестанты в свою очередь пообещали оставаться на улицах, игнорируя комендантский час, и отомстить за погибших.
Пятница, 4 октября, стала самым кровопролитным и поворотным днем. Вначале в поддержку демонстрантов высказался духовный лидер шиитов аятолла Саид аль-Систани. А к полудню влиятельный шиитский политик Муктада аль-Садр, возглавляющий крупнейший оппозиционный блок в парламенте Ирака, призвал правительство уйти в отставку и назначить новые выборы. К нему присоединился бывший премьер-министр Хайдер аль-Абади.
Вечером 5 октября премьер-министр провел экстраординарное совещание Кабинета министров, после которого анонсировал план из 17 социальных реформ, призванный удовлетворить требования демонстрантов и погасить волнения на улицах. Однако насилие продолжилось. В воскресенье, 6 октября, сотни протестующих вновь собрались в Садр-Сити, пригороде Багдада, и двинулись прорывать кордон безопасности на пути к центру столицы. Против них опять было применено огнестрельное оружие, в результате чего восемь человек погибли и 17 получили ранения.
Предложенный демонстрантам план из 17 социальных реформ масштабен. Он включает раздачу малоимущим семьям 17 000 земельных участков в провинции Басра и строительство 100 000 государственных квартир для бедных. Для 150 000 безработных иракцев, которые не могут трудоустроиться, государство должно организовать трехмесячные образовательные программы и выплатить стипендии в размере $147 в месяц. Согласно плану, успешным кандидатам будут предоставлены новые рабочие места или выданы займы для создания малых или средних предприятий.
Всем погибшим – и демонстрантам, и силовикам – правительство предложило дать статус «мучеников», который обеспечит их семьям социальные бонусы и весомую финансовую компенсацию. Министерство здравоохранения также пообещало в полном объеме оплатить стоимость реабилитации всем пострадавшим во время разгона антиправительственных протестов.
Эксперты сомневаются, что план премьер-министра при всей его объемности способен успокоить протесты – демонстранты слишком разозлены насилием, обещания нынешнего правительства вызывают мало доверия, и к тому же к лагерю сторонников разгона парламента присоединились влиятельные политические и религиозные лидеры.
Позиция Адиля Абдул-Махди шаткая. Его называют политическим хамелеоном за частую смену партий разной направленности. Год назад он был избран премьером, будучи для нескольких парламентских сил компромиссным кандидатом, обещавшим реформы, но он мало чего сумел добиться в раздробленной политической среде Ирака.