Украинский финансовый сектор в 2019 году бьет рекорды. Банки за 9 месяцев получили рекордную прибыль, которая по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросла в 4,4 раза, а страховщики собрали почти на 20% больше премий, чем в январе – сентябре 2018 года. Причем растут практически все без исключения сегменты. И автострахование, и ДМС, и страхование имущества, и страхование жизни. На 2020 год страховые компании снова запаслись оптимизмом, и надеются сохранить темпы роста уходящего года.
О том, какие факторы стали драйверами страхового рынка в 2019 году, о реформе системы надзора, а также об итогах ребрендинга и планах на ближайшее будущее в интервью Mind рассказал глава страховой компании ARX Андрей Перетяжко.
– Чем запомнится 2019 год страховому рынку?
– Уходящий 2019 год – знаковый и позитивный. Во-первых, можно точно сказать, что в классическом страховании наметился устойчивый рост. Во-вторых, 2019-й стал началом серьезной реформы надзора благодаря принятию закона «о сплите», который однозначно даст новый отсчет для страхового рынка. Ровно так же, как это произошло в свое время и в банковском секторе.
– Какой будет динамика рынка по году, уже можно дать прогноз?
– Если в начале 2019 года мы предполагали, что за год классический рынок вырастет на 17–18%, то сейчас можно говорить о росте на уровне 20%. На фоне серьезного укрепления гривны и годовой инфляции в пределах 5% – это очень положительный сигнал. Мы ожидаем, что в 2020 году рынок продемонстрирует сопоставимый рост.
– А если говорить о приросте премий по видам страхования?
– Растут все ключевые сегменты. В автостраховании лидер – КАСКО. Рост в этом виде страхования свидетельствует об улучшении покупательной способности населения. При этом увеличивается как средняя стоимость застрахованного транспортного средства, так и соответственно средняя премия по КАСКО, которая составляет 25 000–30 000 грн. Кроме того, премии от физлиц растут быстрее, чем от юрлиц. В ОСАГО тоже положительная динамика. И если количество застрахованных увеличилось на несколько процентов, то стоимость полиса изменилась существенно. Суммы выплат становятся больше, растет частота страховых случаев и страховщики для того, чтобы удерживать приемлемый уровень убыточности, продолжают поднимать по ОСАГО цены.
– Кстати, а с чем связан рост ДМС за 9 месяцев 2019 года более чем на 40% (данные Нацкомфинуслуг – Mind)?
– Рост в добровольном медстраховании феноменальный. За год он, скорее всего, будет на уровне 35–40%. Мы объясняем это тем, что бизнес стремится улучшать наполнение социальных пакетов для своих сотрудников, и включает в них ДМС как обязательный элемент мотивации и удержания ценного персонала. К тому же во многих отраслях есть кадровые проблемы, в том числе из-за трудовой миграции. Конкуренция за специалистов становится жестче и многие компании, которые раньше на медстрахование не обращали внимания, теперь активно заключают со страховщиками договоры. В том числе, к ДМС возвращаются и те клиенты, которые во время кризиса отказались от него в рамках оптимизации затрат. Второй фактор роста – это инфляция, которая в медицине выше, чем средняя инфляция в стране. Растут зарплаты у медперсонала, аренда помещений, затраты на закупку оборудования, что отражается на стоимости услуг клиник (в первую очередь частных) и влияет на цену ДМС. То есть мы видим и количественный, и ценовой рост.
– Страхование медицинских расходов за 9 месяцев 2019 года вообще выросло почти на 60%. За счет чего?
– Это туристическое страхование. Рост в этом сегменте объяснить очень просто. Он является следствием увеличения на 30% туристического потока из Украины, как за счет организованного, так и неорганизованного туризма. Вклад в развитие этого сегмента делают и трудовые мигранты, которые выезжают на временную работу в страны Европы. Причем внедрение безвизового режима, вопреки некоторым опасениям, не привело к падению продаж турстраховок. А как раз наоборот. Сознательность населения на довольно высоком уровне, и туристы предпочитают потратить 10 евро на полис, чтобы в случае проблем со здоровьем не платить сотни и тысячи евро за лечение в другой стране.
– Ощутимая динамика в сфере страхования от огневых рисков, рисков стихийных явлений и страхования имущества. Она как-то коррелирует с крупными убытками, с которыми столкнулся украинский бизнес в 2018–2019 годах?
– Сложно анализировать страхование имущества юридических лиц, потому что этот вид часто используется для оптимизации налогообложения. Если говорить о классическом страховании имущества компаний, то количество крупных убытков (от 50 млн грн и более) за последние годы, и правда, возросло. К тому же западные перестраховщики начали поднимать тарифы для украинских компаний. Все это уже в ближайшее время может повлиять на конечную стоимость имущественного страхования.
– Какие тренды преобладают в продуктовой линейке страховщиков? Это только «классика» или все-таки появляются новые программы?
– Рынок развивается не только в направлении традиционных сегментов и продуктов. Страховщики все чаще экспериментируют, рождаются новые ниши, продукты и каналы сбыта. Как пример – страхование портативной электроники, прежде всего смартфонов. Лет пять назад такого вида в Украине в принципе не существовало. Активно растут сегменты мини-КАСКО и страхования имущества физлиц, которые можно приобрести онлайн, без осмотра. А также благодаря интернету появляются такие экзотические предложения, как страхование от задержки рейса.
– Закон о сплите принят и подписан президентом. Что дальше?
– У Национального банка есть продуктивный диалог со страховщиками, и он разрабатывает дальнейший план действий. НБУ однозначно хочет сделать страховой рынок более прозрачным и платежеспособным. Первые три приоритета, которые озвучил Нацбанк, – обязательное раскрытие информации о реальных собственниках страховых компаний, усиление требований к обеспеченности страховщиков средствами для выполнения обязательств, финансовый мониторинг, направленный на ликвидацию нестраховых операций на страховом рынке. А значит, в 2020 году однозначно произойдет сокращение числа игроков, которые страховым бизнесом, по сути, не занимаются или компаний, которые находятся в «спящем» режиме.
– В чем отличие НБУ как регулятора от Нацкомфинуслуг?
– Нацбанк однозначно обладает большими законодательными полномочиями и имеет гораздо больше материально-технических возможностей. В то же время Нацкомфинуслуг за последнее время существенно улучшила нормативно-правовую базу для качественного регулирования страхового рынка. Поэтому мы рассчитываем, что процесс очистки от негативных явлений после того, как НБУ начнет работать как регулятор, значительно ускорится.
– Сколько потребуется для того, чтобы рынок получил новую систему надзора?
– На эту реформу может уйти полтора-два года. После нее регулятор сможет заявить о том, что он уверен в платежеспособности страховых компаний и у него есть достаточное количество инструментов для текущего контроля состояния оставшихся на рынке страховщиков, чтобы не допустить ухудшения их платежеспособности и банкротства. Помимо этого, акционеры и менеджеры компаний, которые способствовали их разорению и выведению из них активов, неизбежно понесут ответственность, вплоть до уголовной. Это означает, что все компании будут работать в равных условиях, а главными способами борьбы за клиента станет надежность и качество обслуживания, лучшие услуги по конкурентной цене.
– Как изменится расстановка сил на рынке, в том числе в связи с реформой надзора?
– Концентрация однозначно будет усиливаться. Уже сейчас 100 компаний из 211 зарегистрированных аккумулируют 98% премий. Все остальные компании – просто лицензии, за которыми нет реального бизнеса. И они будут вынуждены уйти, поскольку их собственники явно не готовы соблюдать требования к капиталу, к резервам и выдерживать другие нормативы. Впрочем, первую сотню тоже покинет часть компаний. Главное, чтобы во время их ухода с рынка не пострадали клиенты.
– В 2019 году ARX сменила акционеров. Как это событие отразилось на компании?
– Для нас 2019 год – это действительно важная дата, своеобразный рубеж. Во-первых, компания празднует 25-летний юбилей. Во-вторых, у нас появились новые собственники. Да, это стало для ARX определенным стрессом. Но я считаю, что любые изменения и встряски идут бизнесу на пользу. И сейчас мы чувствуем себя очень комфортно и уверенно. Потому что компания в итоге получила идеальных акционеров. Это международная страховая группа Fairfax, которая исповедует децентрализованный подход к ведению бизнеса, и Европейский банк реконструкции и развития, который в ноябре приобрел 30% акций ARX. С одной стороны, мы имеем поддержку профессиональных инвесторов, стратегов, с другой – у нас есть возможность быстро и самостоятельно развиваться, учитывая реалии украинского рынка.
– А результаты ребрендинга, они оправдали ваши ожидания?
– Мы «растили» предыдущий бренд 12 лет. И когда летом выходили на рынок с новым именем, то, честно говоря, переживали. Но ребрендинг прошел очень удачно. Мы получили положительную реакцию со стороны клиентов, партнеров, и сотрудников. Несмотря на смену имени, компания в ходе ребрендинга продолжала расти, увеличивать число клиентов и партнеров.
– Если оперировать цифрами, то с какими показателями ARX завершает 2019 год?
– Прибыльность наших операций в 2019 году достигла рекордного с 2007 года значения, а прирост премий за год превысит среднерыночный показатель и составит 21–22% для ARX и почти 90% для ARX Life. ARX остается лидером по страховым платежам и удерживает очень высокий уровень удовлетворенности клиентов. Например, в автостраховании он составляет 92–93%, или 4,7 балла из 5 возможных. Что еще немаловажно: наш внутренний опрос, который мы регулярно проводим, показал: удовлетворенность и вовлеченность сотрудников к концу 2019 года ощутимо выросли. Сотрудники верят в компанию, в ее стратегию и довольны работой в ней. Кроме того, мы уже долгие годы являемся крупнейшим налогоплательщиком среди украинских страховых компаний. А уровень налоговой нагрузки – самый высокий на рынке. И в этом мы также видим свою важную роль.
– Какие задачи компания ставит перед собой на 2020 год?
– Стратегия компании и подходы к ведению бизнеса остаются неизменными уже более 10 лет. Эта стратегия показала свою эффективность. Она заключается в том, чтобы ARX занимала место в топ-3 крупнейших страховщиков, в фокусе на высоком уровне сервиса и на качественном андеррайтинге. При этом мы консервативны по отношению к рискам. Как показывает международный опыт и текущие тренды в Украине, инвестдоход может падать, и падать ощутимо. Страховая компания должна уметь зарабатывать за счет страховой деятельности. Поэтому мы ставим перед собой цель, чтобы каждая линия бизнеса, каждый продукт был прибыльным. И конечно, в 2020 году мы будем уделять большое внимание нашему любимому делу – инновациям, а наш портфель проектов, новых продуктов и услуг существенно увеличится.