Почти ежедневно власти Турции делают заявления о правах на огромный участок Средиземного моря, называя его своей «голубой родиной», и направляют военные корабли к греческим островам в этом регионе. Экспансионистскую политику Анкары эксперты называют неоосманизмом, и провоцированием войны с непомерным количеством врагов.
В недавнем интервью британскому Times глава внешней разведки Израиля МОССАД Йосеф Коэн назвал Турцию «гораздо большей реальной угрозой», чем Иран, власть в котором ослабела. По его словам, президент Турции Реджеп Эрдоган «флиртует с войной», а проводимый им «постоянный поиск врагов и козлов отпущения утомил даже его сторонников, оставив его почти без друзей в регионе».
Анкара получает твердую поддержку лишь от Катара, Азербайджана и шаткого Правительства национального согласия, базирующегося в ливийской столице Триполи. Список союзников у его антагониста Греции гораздо длиннее. В него входят избранный парламент Ливии, Армения, Кипр, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Франция, Евросоюз, США и Израиль.
На днях Реджеп Эрдоган из-за конфликта с Грецией оказался под мощным прессингом со стороны международного сообщества. Госдеп США выразил «возражение» против его встречи с лидерами экстремистской организации ХАМАС, которая состоялась 22 августа. МИД Германии назвал конфликт Турции с Грецией «игрой с огнем», в ходе которой «даже маленькая искра может привести к катастрофе». А Франция, Италия и Кипр прислали свои военные корабли и самолеты в Средиземное море для поддержки Афин и оказания психологического давления на Анкару путем демонстрации силы.
Однако дипломатам из ЕС и США пришлось поднять брови от удивления, так как президент Турции не только не согласился понизить градус напряжения в конфронтации с Грецией, но и новыми предупреждениями и угрозами еще сильнее его повысил. Реджеп Эрдоган унизительно высказался в адрес Греции и заверил, что Турция намерена военным путем отстаивать свои права взять в морях то, что, по мнению руководства страны, ей причитается.
«Современная Турция – это уже не та страна, что пойдет на уступки в том, что принадлежит нам. Мы полны решимости предпринять все возможное в политическом, экономическом и военном смысле. Турция возьмет то, что ей полагается, и в Средиземном, и в Эгейском, и в Черном морях», – цитирует администрация президента Турции речь Реджепа Эрдогана, произнесенную 26 августа в честь победы тюрков-сельджуков над Византией в Битве при Манцикерте в 1071 году.
Турецкий лидер предостерег Грецию от попыток испытывать его терпение или смелость.
«Страна, которая не достойна называть себя даже наследником Византийской империи, сегодня, заручившись поддержкой ЕС, пытается творить беззаконие и пиратство в регионе», – отметил в своей речи Реджеп Эрдоган.
Турецкое правительство обвиняет Грецию в попытке прибрать к рукам несправедливую долю ресурсов Восточного Средиземноморья. Анкара настаивает на том, что маленькие греческие острова возле берегов Турции не должны быть учтены при определении ее морских границ. В водах, которые считает своими Республика Кипр, Турция также ведет поиск нефтегазовых ресурсов, оправдывая это защитой прав турецких киприотов.
Как пояснил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, в конце июля Анкара сделала жест доброй воли, объявив о прекращении разведывательной активности в спорных водах Средиземного моря.
Однако 6 августа Греция подписала соглашение с Египтом о демаркации морских границ и установлении в спорном регионе эксклюзивной экономической зоны, «нарушив общее ощущение доброжелательности».
В ответ на это Турция, по словам Мевлюта Чавушоглу, решила возобновить геологоразведочную деятельность и 10 августа вернула судно сейсморазведки Oruc Reis в сопровождении пяти военных кораблей в спорный регион между островами Кипр и Крит. Греция направила туда свои фрегаты для слежения за Oruc Reis.
Развертывание двух флотилий друг напротив друга привело к столкновению боевых кораблей. 12 августа 3500-тонный греческий фрегат Limnos (F 451) в ходе маневрирования ударился о 3100-тонный турецкий фрегат Kemalreis (F 247). Турецкая сторона назвала этот инцидент греческой провокацией. В свою очередь представители Греции заявили, что их фрегат вел наблюдение с безопасной дистанции, а опасное сближение и столкновение с ним произошло по вине турецкого корабля, нарушившего международные правила навигации.
Опасный морской инцидент вызвал нешуточную тревогу в ЕС. Лидеры двух крупнейших европейских стран – канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон – на совместной пресс-конференции назвали ситуацию «критической» и заявили о том, что объединят усилия для обеспечения стабильности в Восточном Средиземноморье. Однако попытки европейских дипломатов усадить Афины и Анкару за стол переговоров пока ни к чему не привели.
По утверждению греческих политиков, цель Турции в Средиземном море – это не собственно разработка природного газа, а расширение границ в духе неоосманизма. Образ действий Oruc Reis на греческом шельфе позволяет говорить, что это судно решает не столько задачу разведки, сколько задачу создания прецедента для закрепления территориальных притязаний Анкары.
По словам критиков Реджепа Эрдогана, авторитарный президент Турции мечтает стать неосултаном, поэтому он сфокусировал внешнюю политику своей страны на усилении влияния в регионах, ранее входивших в состав Османской империи, преемницей которой рассматривается современная Турция. К таким территориям относятся Балканы, Кипр, Сирия, Ирак, Израиль и североафриканские страны, такие как Ливия.
За последние годы Эрдоган оккупировал северо-восток Сирии, провел военные операции в северных районах Ирака, ввязался в гибридную войну с Египтом в Ливии, от которой Турцию отделяют тысячи километров. Также Анкара разместила турецкий гарнизон в Катаре, установила военную базу в Сомали и принялась оказывать поддержку исламистам Йемена и радикальному палестинскому движению ХАМАС, воюющему с Израилем.
Недавние инициативы Реджепа Эрдогана в Средиземном море вызвали гнев президента Франции, по словам которого «экспансионистская политика» Турции основана на «смеси национализма и исламизма» и «дестабилизирует Европу».
Впрочем, агрессию Эрдогана в Восточном Средиземноморье некоторые эксперты считают карикатурной и пока не склонны драматизировать ситуацию.
Так, по словам Фионы Муллен, директора кипрской исследовательской и консалтинговой компании Sapienta Economics, Турция и Греция с их военными кораблями похожи на бойцов из американского рестлинг-шоу, которые, как павлины, расхаживают по рингу в ярких одеждах, но их поединок постановочный, и его итог заранее согласован. По ее мнению, это театральное представление Турции и Греции растянется еще надолго, прежде чем стороны сядут и заключат сделку.