Президентские выборы в США – одно из главных событий «коронавирусного» 2020 года, которое привлекло внимание даже тех, кто далек от политики. Связано это прежде всего с огромным влиянием американской экономики на глобальный рынок – ее объем составляет почти 25% мирового ВВП, а доллар США – основная и самая крепкая резервная валюта в мире. Америка как крупнейший игрок определяет ключевые тренды на энергетическом рынке и в сфере международной безопасности, а также задает образцы для подражания в разных видах деятельности, которые берут на вооружение страны и компании, стремящиеся к успеху.
Но четыре года президентства Дональда Трампа подорвали доверие к США как к гаранту мировой стабильности. «Трамп действовал как деструктивная сила, нанося ущерб американскому влиянию и авторитету – чистый позитив для Кремля. Но он оказался совершенно неспособен добиться каких-либо реальных положительных результатов. Не вышло никакой грандиозной сделки между Москвой и Вашингтоном, в результате которой российско-американские отношения могли бы улучшиться, а санкции, связанные с Украиной, – отменены», – написал Джошуа Яффа в The New Yorker.
Но победившему на президентских выборах Джо Байдену придется не только приложить усилия, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет США в мире. Первым делом ему предстоит заняться объединением нации, разделенной обострившимся противостоянием демократов и республиканцев. Байден уже объявил, что намерен достичь этой цели благодаря решению социально-экономических проблем.
О возможных антикризисных инструментах, которые могут быть эффективными для команды Байдена, а также о потенциальных рисках и последствиях политических решений написала Изабель В. Сохилл, старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне. Mind предлагает перевод этого материала, опублинного на brookings.edu.
Перевод подготовлен партнером Mind – Бюро переводов MK: translations.
Как президенту, Байдену понадобится решительная и двухпартийная экономическая программа. Решительная, потому что США все еще в глубокой пропасти. Двухпартийная, потому что на момент написания этой статьи представляется вероятным, что ветви власти останутся разделенными.
Во время сессии «хромой утки» (сессия Конгресса после выборов, до первого заседания новоизбранного Конгресса), мы получим длительные переговоры о стимулировании и помощи. Но в следующем январе будет всплеск новых законодательных предложений. Как президент, Джо Байден должен будет сформулировать приоритеты. Обещания создания рабочих мест, помощи нуждающимся семьям и преодоления COVID-19 все еще привлекут особое внимание. Но также начнет формироваться долгосрочная программа, вызванная необходимостью вернуть страну на лучший путь.
Вероятно, «байденомика» сосредоточится на инфраструктуре и изменении климата (и рабочих местах в сфере чистой энергетики). Байден хочет улучшить доступ к медицинским услугам, снизив возраст права на получение медицинской помощи до 60 лет, предложив выбор между частной и государственной медицинской помощью, снизив затраты на медикаменты и смягчив субсидии Закона о доступной медицинской помощи (если Верховный Суд этого не отменит). Он поддерживает такие социальные программы, как уход за детьми, оплачиваемый отпуск, списание долгов студентам, бесплатный колледж для лиц с доходом ниже $125 000 и усиление гарантий. Это все дорого стоит. Вероятно, он попытается оплатить это, повысив налоги для корпораций и семей с доходом более $400 000.
Но, если, как ожидается, он будет иметь дело с разделенным Конгрессом, понадобится определенное ущемление этой программы.
Вот несколько идей по поводу возможного курса в этих «водах».
Во-первых, он должен сделать акцент на нашей потребности в восстановлении чувства единой американской нации путем расширения национальной службы. Ожидаться, что каждый молодой человек пройдет год военной или гражданской службы. В свою очередь правительство оплатило бы два года государственного колледжа. Ричард Ривз и я сама называем это «стипендия за службу». С правами гражданства приходят обязанности.
Во-вторых, следует предложить снижение налогов на прибыль для большинства среднего класса путем повышения стандартных вычетов. Доходы среднего класса росли медленнее, чем доходы богатых или бедных (после уплаты налогов и начисления льгот). Немало работников среднего класса из «боевых» штатов Среднего Запада были разочарованы постоянной стагнацией их заработной платы и доходов. Республиканцы могут поддержать снижение налогов, а демократы – увеличение помощи среднему классу.
Утраченный доход можно частично заменить налогообложением выбросов углерода или введением налога на добавленную стоимость. Практически все экономисты считают, что налог на выбросы углерода – это лучший способ решения наших экологических проблем, многие руководители предприятий могут отнестись к налогу на выбросы углерода как менее навязчивому и более эффективному подходу, чем новые нормы. С демократом в Белом доме будет так или иначе. Чтобы регулировать выбросы углерода, президентам не нужен Конгресс. На НДС было бы труднее пойти, но в 2016 году кандидаты от республиканцев проявили интерес. Со временем НДС позволит получить достаточный доход для решения фискальных проблем.
В-третьих, восстановление и обновление инфраструктуры. У этого подхода была двухпартийная поддержка и его можно использовать, чтобы направить финансирование нуждающимся штатам и местным органам власти. Предоставление им большего веса в плане использования средств может сбалансировать власть между Вашингтоном и штатами – способом, который всегда привлекал консерваторов.
В-четвертых, реформирование налогов с бизнеса. Снижение ставки корпоративного налога с 35% до 21% в 2017 году – это было слишком. К середине 20-х годов мы можем поднять его, оставаясь конкурентоспособными на международном уровне. Мы должны освоить все новые инвестиции, но также стимулировать предприятия обучать персонал и более широко распределять их прибыль.
Наконец, информирование общественности о том, что в области здравоохранения США тратят гораздо больше на душу населения, чем любая другая богатая страна, получая гораздо худший результат. Со временем единственным способом улучшить состояние здоровья нации является решение экономических и социальных вопросов и борьба с образом жизни, который приводит к ухудшению нашего здоровья и снижению долголетия, даже если мы тратим почти пятую часть валового внутреннего продукта на здравоохранение. Контроль за расходами на здравоохранение также является единственным реальным способом значительного замедления в долгосрочном росте федеральных расходов.
Обеим партиям пришло время осознать, что нация является более здравомыслящей, чем им кажется.
Байден – прагматик, который может наводить мосты для обеспечения краткосрочной помощи и стимулирования перезапуска экономики, одновременно отстаивая долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, обучение, образование и чистую энергию. Ему надо будет убедить республиканцев в Сенате и левых друзей в Палате в необходимости центровки. Обеим партиям необходимо осознать, что нация является более умеренной, чем им кажется. Это – единственный реальный способ восстановления экономики во все еще разделенной стране.