Рейтинги имеют свою цену: аналитики трех крупнейших рейтинговых агентств давали Lehman Brothers положительные оценки инвестиционного уровня до его краха, который стал началом глобального финансового кризиса 2008–2009 годов. Вместе с тем инструмент рейтингования и ренкингования остается интересным. И может дать немало информации как для спекуляций, так и для понимания того, как выглядит страна для стороннего наблюдателя. Некоторые из появившихся недавно достойны внимания.
Британский Legatum Institute, за которым стоит частная инвестиционная компания Legatum, в ноябре сообщил, что Украина заняла 92-е место в глобальном исследовании благосостояния 2020 года.
Legatum Prosperity Index (LPI) измеряет процветание в 167 странах мира, на которые приходится 99,4% населения планеты. 294 дискретных показателя на уровне стран сгруппированы в 66 элементов, которые используются для всестороннего и целостного измерения текущего состояния процветания и того, как оно изменилось с 2010 года. Информацию для LPI собирают из более чем 80 различных источников. Над разработкой исследования трудились более 100 ученых и экспертов по всему миру.
LPI учитывает последние данные, которые становятся доступными, а не год, в котором они собираются: большая часть информации берется за предыдущий год, поэтому датировка исследования текущим годом условна. Фактически это широкий взгляд на состояние стран, в котором они вошли в эпидемической кризис.
Показатели, используемые в LPI, собранные по 12 основным направлениям, сгруппированым в три сферы: инклюзивность общества, открытость экономики и среда для человека.
Общий итог исследования: улучшение мирового благосостояния за последние 12 месяцев не шло в ногу с прогрессом предыдущих двух лет. Но из 167 стран, которые вошли в LPI-2020, в 147 наблюдалось улучшение благосостояния по сравнению с 2010 годом.
Самой процветающей страной в мире оказалась Дания, за ней следуют Норвегия и Швейцария. Северная Америка остается самым преуспевающим регионом, после нее идут Западная и Восточная Европа.
Общий показатель Украины – худший среди стран Восточной Европы, но за год наблюдается прогресс по четырем позициям. При этом улучшение фиксируется третий год подряд.

Источник: Legatum Institute
*Слева направо: безопасность, личная свобода, государственное управление, социальный капитал, инвестиционная среда, условия для предпринимательства, доступ к инфраструктуре, качество экономики, условия жизни, здоровье, образование, природная среда
По оценке лондонского института, ситуация с безопасностью в Украине улучшилась, но это все еще 144 место. Главная проблема – не только в вооруженном противостоянии на Востоке: по количеству жестоких преступлений страна занимает 115 место. Оценки личной свободы тянет вниз показатель толерантности – 147 место.
По направлению «государственное управление» (верховенство права, эффективность правительства, коррупция) Украина за год улучшила результат, поднявшись с 80 до 73 позиции. Наивысший показатель – по элементу «эффективность правительства» (65 место). Но, учитывая маневры с тарифами на «зеленую» энергию и печальные итоги либерализации рынка электроэнергии, в это сложно поверить.
Направление «социальный капитал» показало ухудшение с 146 до 147 позиции: страна погружена в недоверие. Показатель межличностного доверия – 121 место, институциональное доверие – 162.
Оценка инвестиционного климата улучшилась – с 121 до 119 места. Общую оценку ухудшает жуткий показатель ограничений на иностранные инвестиции (162), ненамного лучше результат финансовой экосистемы, свидетельствующий о доступе к банковскому и другому кредитованию (137).

Источник: Legatum Institute
* – точки данных, находящиеся дальше от центра, представляют лучшие показатели по сравнению с точками, расположенными ближе к центру
Направление «условия для предпринимательства» принес рост с 80 до 74 места. По показателю гибкости рынка труда Украина– среди мировых лидеров – 22 место, а вот по оценке ценовых искажений аутсайдер – 164 позиция.
Доступ к рынкам и инфраструктуре – продвижение составило семь позиций, вывело страну на 77 место. Худший показатель – доступ к энергии и воде – 82 позиция.
Среди составляющих качества экономики (общая оценка почти не изменилась) хуже всего дела обстоят с фискальной устойчивостью (139) и макроэкономической стабильностью (156).
Фискальная устойчивость в этом исследовании – это способность правительства соблюдать расходную и налоговую политику в средне- и долгосрочной перспективе, а также удерживать контроль над балансом бюджета и долгом. Кроме того, в этом показателе учитываются оценки международных кредитных агентств. А показатель макроэкономической стабильности состоит из оценки прироста ВВП на душу населения и изменчивости темпа инфляции.
В разделе «качество жизни», по оценке авторов исследования, Украина поднялась с 71 на 69 место. Полученная высокая оценка материальных ресурсов (31) исчислялась, как доля лиц с доходами, превышающими базовый уровень, необходимый для выживания, и устойчивость к экономическим потрясениям. Ситуацию с жильем оценили в 68 позицию, с питанием – 94.
Направление «здоровье» – общая оценка почти топчется на месте (115): у населения ужасные привычки (162), беда с психологическим здоровьем (143). А еще в стране почти отсутствует профилактическое вмешательство (135). А вот системы ухода, которые остались после всех реформ, получили 61 место.
По общему уровню образования Украина – на 38 месте в мире. Хотя изнутри кажется, что от украинского образования остался карго-культ. Однако лучшая оценка по этому направлению за навыки взрослых – фантастическое 8 место. Косвенно этот показатель может свидетельствовать, что хронический экономический кризис в стране является следствием скорее всего уголовной и коррупционной деятельности правящей номенклатуры, а не «некачественного» населения или нехватки природных ресурсов.
Природная среда: исследователи заметили прогресс на пять позиций, до 110 места. Украина остается мощным загрязнителем – 154 место по уровню выбросов. Качество воздуха ужасное – 144 место, как и качество питьевой воды – 116. Но все спасает оценка загрязнения лесов и территорий – 22 место.
| 
				 общая оценка  | 
			
				 оценка компонентов  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 безопасность и защита  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 война и гражданский конфликт  | 
			
				 терроризм 
  | 
			
				 террор и насилие, связанные с политикой  | 
			
				 жестокие преступления  | 
			
				 имущественные преступления  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 146  | 
			
				 144  | 
			
				 152  | 
			
				 152  | 
			
				 132  | 
			
				 115  | 
			
				 76  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 персональная свобода  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 субъектность (свобода воли, отсутствие принуждения, свободное передвижение)  | 
			
				 свобода собраний  | 
			
				 свобода слова и доступа к информации  | 
			
				 отсутствие юридической дискриминации  | 
			
				 социальная толерантность  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 91  | 
			
				 85  | 
			
				 78  | 
			
				 93  | 
			
				 76  | 
			
				 41  | 
			
				 147  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 качество управления  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 исполнительные ограничения (уровень сдержек и противовесов и распределение власти)  | 
			
				 политическая подотчетность  | 
			
				 верховенство права (справедливость, независимость и эффективность судебной власти)  | 
			
				 честность правительства (коррупция, прозрачные практики)  | 
			
				 эффективность правительства (качество предоставления государственных услуг компетентность чиновников)  | 
			
				 нормативная качество  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 80  | 
			
				 73  | 
			
				 97  | 
			
				 85  | 
			
				 76  | 
			
				 79  | 
			
				 65  | 
			
				 92  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 социальный капитал  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 личные и семейные связи  | 
			
				 социальные сети  | 
			
				 межличностное доверие  | 
			
				 институциональное доверие  | 
			
				 гражданское и социальное партнерство  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 146  | 
			
				 147  | 
			
				 72  | 
			
				 131  | 
			
				 121  | 
			
				 162  | 
			
				 129  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 инвестиционный климат  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 право собственности  | 
			
				 защита инвесторов (включая качество корпоративного управления и расчетов, защита миноритарных акционеров)  | 
			
				 исполнения договоров  | 
			
				 экосистема финансирования (доступ к банковским кредитам и другому финансированию)  | 
			
				 ограничение международных инвестиций  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 121  | 
			
				 119  | 
			
				 107  | 
			
				 122  | 
			
				 52  | 
			
				 137  | 
			
				 162  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 условия для предпринимательства  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 конкуренция на внутреннем рынке  | 
			
				 условия для создания бизнеса  | 
			
				 бремя регулирования  | 
			
				 гибкость рабочей силы  | 
			
				 ценовые искажения  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 80  | 
			
				 74  | 
			
				 57  | 
			
				 81  | 
			
				 65  | 
			
				 22  | 
			
				 164  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 доступ к рынкам и инфраструктуре  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 связь  | 
			
				 ресурсы (энергия-вода)  | 
			
				 транспорт  | 
			
				 пограничное управление (таможенные процедуры)  | 
			
				 размер рынка 
  | 
			
				 импортные тарифные барьеры  | 
			
				 искажение рынка (субсидии, налоговые льготы и нетарифные барьеры в торговле  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 84  | 
			
				 77  | 
			
				 78  | 
			
				 82  | 
			
				 73  | 
			
				 74  | 
			
				 66  | 
			
				 60  | 
			
				 80  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 качество экономики  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 фискальная стойкость  | 
			
				 макроэкономическая стабильность  | 
			
				 динамичность  | 
			
				 продуктивность и конкурентоспособность  | 
			
				 привлечение рабочей силы  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 92  | 
			
				 91  | 
			
				 139  | 
			
				 156  | 
			
				 62  | 
			
				 89  | 
			
				 66  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 уровень жизни  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 материальные ресурсы (доход выше уровня выживания, стойкость к экономическим потрясениям)  | 
			
				 питание  | 
			
				 основные услуги (электричество, вода и санитария)  | 
			
				 жилье  | 
			
				 сети связи (общественный транспорт, цифровые коммуникации)  | 
			
				 защита от ущерба (травмы на производстве, утраты из-за стихии)  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 71  | 
			
				 69  | 
			
				 31  | 
			
				 94  | 
			
				 89  | 
			
				 68  | 
			
				 75  | 
			
				 106  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 здоровье  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 поведенческие риски  | 
			
				 профилактика  | 
			
				 системы ухода  | 
			
				 психическое здоровье  | 
			
				 физическое здоровье  | 
			
				 долголетие  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 116  | 
			
				 115  | 
			
				 162  | 
			
				 135  | 
			
				 61  | 
			
				 143  | 
			
				 98  | 
			
				 95  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 образование  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 дошкольное  | 
			
				 начальное  | 
			
				 среднее  | 
			
				 высшее  | 
			
				 навыки взрослых  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 38  | 
			
				 38  | 
			
				 62  | 
			
				 52  | 
			
				 52  | 
			
				 28  | 
			
				 8  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 природная среда  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 выбросы  | 
			
				 качество воздуха  | 
			
				 загрязнение лесов, территорий  | 
			
				 питьевая вода  | 
			
				 защита моря  | 
			
				 масштаб защитных усилий  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
				 115  | 
			
				 110  | 
			
				 154  | 
			
				 144  | 
			
				 22  | 
			
				 116  | 
			
				 52  | 
			
				 129  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Legatum Institute
Более лапидарный, но не менее интересный рейтинг обнародовали недавно исследователи финансовой группы с немецкими корнями Allianz: речь идет о мировом благосостоянии стран по итогам 2019 года.
«Никогда за последние десять лет мы не могли сообщить о таком большом приросте богатства: во всем мире валовые финансовые активы выросли на 9,7% в 2019 году, демонстрируя самый большой рост с 2005 года», – отметили в Allianz. И это несмотря на обострение торговых конфликтов и промышленный спад.
Такая же история собирается повториться в 2020 году: беспрецедентные программы денежной и фискальной поддержки для противодействия последствиям COVID-19 свидетельствуют, что финансовые активы частных домохозяйств мира могут закончить 2020 год в плюсе.
Но этот тренд, к сожалению, обошел Украину. Мы стали частью статистики другого тренда – в вопросе доходов дивергенция бедных и богатых стран в 2019 году продолжалась.
«Разрыв в благосостоянии между богатыми и бедными странами вновь увеличился. В 2000 году чистые финансовые активы на душу населения были в среднем в 87 раз выше в странах с развитой экономикой, чем в странах с развивающимися рынками; до 2016 года это отношение упало до 19. С тех пор оно снова выросло до 22 (2019)», – подсчитали в Allianz.
По подсчетам компании, по итогам 2019 года чистые финансовые активы (без долгов) украинцев в пересчете на душу населения сократились до 576 евро с 610 евро годом ранее.
| Страна | 
				чистые финактивы (без долгов)  | 
			место | валовые финактивы | место | 
				чистые финактивы на конец 2018 года  | 
			
				валовые финактивы на конец 2018 года  | 
		
| Венгрия | 16140 | 29 | 19410 | 30 | 14813 | 17771 | 
| Эстония | 16996 | 28 | 25909 | 26 | 16214 | 24649 | 
| Латвия | 10828 | 34 | 14427 | 36 | 13205 | 16869 | 
| Польша | 8757 | 37 | 13766 | 37 | 8081 | 12756 | 
| Болгария | 9586 | 36 | 12087 | 38 | 8033 | 10258 | 
| Румыния | 4508 | 44 | 6638 | 45 | 4878 | 6843 | 
| Россия | 5466 | 42 | 7612 | 42 | 4167 | 5864 | 
| Казахстан | 482 | 57 | 1481 | 52 | 569 | 1341 | 
| Украина | 576 | 56 | 757 | 56 | 610 | 754 | 
Источник: рэнкинг 57 стран, составленный компанией Allianz
Между тем киевский Центр «Новая Европа» (ЦНЕ) провел исследование общественного мнения в нескольких крупнейших европейских государствах. Общей целью опроса было узнать, каково общественное мнение относительно Украины, а также выявить наиболее распространенные ассоциации с украинским государством.
Агентство Kantar Profiles Division опросило более 4000 респондентов во Франции, Германии, Италии и Польши в сентябре 2020 года.
«Большинство респондентов (55%) поддерживают членство Украины в ЕС. Поддержка членства Украины в НАТО также значительна (38%), но этот ответ не получил поддержки большинства», – сообщили в центре.
Вместе с тем, согласно опросу, как в 2015-м, так и в 2020 году, Украина в основном ассоциируется с войной. Кроме того, Украина все больше ассоциируется с иммигрантами: в 2020 году это третья по популярности ассоциация с Украиной, ее упоминают 10,3% опрошенных.
В целом, к сожалению, большинство респондентов связывают с украинским государством негативные ассоциации. «Как и в 2015 году, текущий опрос показывает, что самым большим препятствием для членства Украины в ЕС является коррупция, борьбу с которой назвали приоритетной 43,1% респондентов в 2020 году (37,5% – в 2015-м)», – резюмируют в центре.
С учетом указанного выше следует напомнить, что международное агентство Fitch и Standard & Poor's последний раз повышало рейтинг Украины в сентябре 2019 года – Украина продвинулась вверх в эшелоне высоко спекулятивных оценок. Fitch также дала положительный прогноз, но отозвала его уже в апреле 2020-го.
Наиболее украинофобная Moody's перевела страну из эшелона существенного риска в эшелон высоко спекулятивных оценок только в июне 2020 года.