Как усмиряют Мьянму: 9 тактик хунты

Фото: depositphotos.com

Кровавые протесты, потрясшие Мьянму в феврале – апреле, не привели к ожидаемым уступкам со стороны хунты. Не оправдались и прогнозы о том, что антиправительственные выступления в 54-миллионной буддистской стране перерастут в гражданскую войну. Сегодня, на 100-й день протестов, называемых «весенней революцией», военные прочно удерживают власть. И им удается предотвращать крупные кровопролития путем нагнетания в Мьянме атмосферы страха и террора.

Как усмиряют Мьянму: 9 тактик хунты

Mind предлагает рассмотреть девять тактик подавления народных волнений в Мьянме.

1. «Пропорциональные» убийства

За три месяца с момента захвата власти в Мьянме военные убили 780 гражданских лиц, в том числе 50 детей в возрасте от 6 лет. Самым кровавым днем с начала переворота стало 27 марта, когда силовики применили оружие против протестующих сразу в 40 городах страны и убили 114 человек. Вторая по количеству жертв резня произошла 9 апреля, когда во время разгона демонстраций в одном городе Баго было убито 82 человека.

Татмадау (официальное название вооруженных сил Мьянмы) оправдывает жестокие разгоны «анархических толп», показывая снимки вооруженных демонстрантов. Для наблюдения за уличными волнениями военные активно используют китайские дроны с хорошей оптикой. Они могут расстрелять демонстрантов из пулемета или нанести по ним ракетный удар сразу, как только обнаружат огнестрельное оружие или боевые гранаты у протестующих.

По словам Энтони Дэвиса, аналитика британского военного издания Jane’s Group, генералы Мьянмы считают свои силовые меры сдержанными и пропорциональными тому, насколько опасны протесты.

«Люди говорят о жестокости Татмадау. С этим не поспоришь. Но мы говорим о 500 убитых за два месяца, а не о 5000. Погибших запросто могло быть больше. Следуя своим извращенным стандартам, военные несомненно пытаются калибровать эскалацию насилия», – цитирует Энтони Дэвиса газета New York Times.

2. Аресты знаменитостей

По данным мьянманской Ассоциации помощи политическим заключенным, военный режим заключил под стражу свыше 3800 человек. В первую очередь в тюрьмы были брошены 250 видных политиков – госсоветник Аун Сан Су Чжи и другие лидеры свергнутого правительства, назначенные министры и избранные депутаты парламента. Следом были выданы ордеры на арест 1400 гражданских активистов и госслужащих, отказавшихся работать под военным управлением.

А на третий месяц своего правления хунта взялись за звезд эстрады и кино, поддерживавших протестное движение. В апреле власти Мьянмы опубликовали список из 120 известных личностей, которых они хотят арестовать. В него были включены певицы Лин Лин и Чит Тху Вай, актрисы Фуэй Фуэй и Эаиндра Кьяу Зин, а также победительница конкурса красоты Май Мят Ное.

В статье «Почему военные преследуют мьянманских селебрити», издание Vice отмечает, что арестный список мог быть составлен случайным образом, так как некоторые из попавших в него знаменитостей не являются активными антиправительственными агитаторами и не имеют много подписчиков в соцсетях. Власти Мьянмы стремятся показать, что за антиправительственные высказывания могут бросить в тюрьму даже звезд, чтобы «заставить замолчать всех диссидентов». 

3. Похищения юношей

В статье «Военные Мьянмы похищают молодых мужчин, чтобы сломить восстание», агентство Associated Press рассказывает о том, что мьянманское интернет-пространство наводняют фотографии без вести пропавших детей и юношей. За последние месяцы на территории страны было похищено около 1000 молодых людей. Как пишет издание, солдаты и полицейские Мьянмы, идентифицировав участника протеста, могут ночью ворваться к нему домой, скрутить и увезти в тюрьму, не предоставив ему адвоката и не известив его родственников.

«Недавно фотографии молодых людей, задержанных силовиками, начали циркулировать в онлайне и на контролируемом военными телеканале Myawaddy TV. Их лица окровавлены с явными следами побоев и, возможно, пыток. Открытость военных в трансляции таких фотографий говорит о том, что их цель – устрашить», – пишет Associated Press.

4. Проверки телефонов

Учитывая зависимость протестного движения от мобильной связи, силовики начали осуществлять проверку смартфонов. Этим занимаются патрули солдат, которые ходят по улицам и выборочно останавливают людей для досмотра. Также в стране производятся проверки на дорожных развязках, куда прибывает большая группа военных и требует от людей сдать смартфоны для поиска в них информации о причастности к протестам.

Как пишет издание The Diplomat, из-за этого проявления диктатуры в Мьянме наблюдается «феномен кнопочных телефонов». Люди оставляют дома свои смартфоны, чтобы солдаты не смогли забрать их при уличных досмотрах. В стране возник спрос на самые простые модели мобильных телефонов, проверять которые военным нет смысла.

5. Давление на прессу

Приструнивать газеты, журналы и вебсайты военные власти принялись на десятый день протестов. 11 февраля Министерство информации страны опубликовало призыв к новостным ресурсам «соблюдать этические стандарты» и прекратить называть правительство «хунтой», так как подобные слова разжигают беспорядки.

Десять дней спустя, 22 февраля, главный организатор путча генерал Мин Аун Хлайн лично пригрозил отобрать лицензии у тех СМИ, которые продолжат описывать политику властей неподобающими словами.

Но 25 февраля в знак неповиновения около 50 новостных ресурсов заявили о своем намерении продолжать освещать ситуацию в стране так, как они это видят.

«С 27 февраля начались первые аресты журналистов. А затем режим приступил к нейтрализации новостных организаций. 8 марта Министерство информации объявило об отзыве лицензий у Myanmar Now и еще четырех мьянманских изданий – 7Day News, Mizzima, DVB и Khit Thit. А 17 марта 2021 года о закрытии сообщило последнее остававшееся не подконтрольным государству печатное издание The Standard Time. С этого дня Мьянма стала нацией без новостных газет, и мы погрузились в темные времена», – описывает ситуацию  мьянманский веб-сайт Myanmar Now, работающий в подпольном режиме.

6. Блокировки интернета

Шаг за шагом захватившие власть военные ограничивали доступ к социальным сетям и интернету. Так, 4 февраля была заблокирована соцсеть Facebook, которой пользовалась примерно половина населения, и самые популярные мессенджеры: Facebook Messenger и WhatsApp. На следующий день граждане Мьянмы лишились Twitter и Instagram.

С 15 февраля военные стали применять ночные блокировки интернета, которые обычно длятся с 1:00 до 9:00. С 15 марта был отключен мобильный интернет, и с тех пор доступ в онлайн возможен только по кабельной связи.

Эти ограничения сработали. Из-за них существенная часть населения и теперь получает новости почти исключительно из источников, одобренных военными властями.

«Интернет-сервисы в Мьянме остановлены, у нас нет доступа к соцсетям, новостные агентства закрыты, журналисты в бегах. Единственная возможность узнать новости для наших людей – это иностранные медиа. В некоторых крупных городах издаются новостные рассылки, но небольшие населенные пункты уповают на радио», – описывают ситуацию в Мьянме журналисты издания VOA Burmese.

7. Запрет спутниковых тарелок

Неделю назад власти Мьянмы объявили о том, что «незаконные организации и информационные агентства» по спутниковой связи транслируют новости, которые подрывают национальную безопасность, законность, общественный порядок и поощряют тех, кто совершает государственную измену.

В частности, независимые каналы Democratic Voice of Burma и Mizzima, лишенные лицензий в марте, ушли в подполье и продолжили вести трансляции на бирманском языке. Власти пригрозили штрафовать и сажать в тюрьмы тех, кто их смотрит.

«Люди, установившие спутниковые тарелки для просмотра такого рода ТВ-программ, могут быть наказаны по закону лишением свободы сроком на один год или штрафом 500 000 кьятов ($320)», – сказано в сообщении  Министерства информации Мьянмы.

8. Объявление «врагов государства»

Закрывая независимые газеты и отключая онлайн-коммуникации, военные власти Мьянмы усиливают собственные рупоры пропаганды, запугивающие население. Так, с февраля государственная телекомпания MRTV регулярно показывает фотографии активистов и демонстрантов, разглашая их личную информацию и называя их врагами государства. А военный телеканал Myawaddy TV недавно анонсировал, что впервые за 30 лет, 19 человек были приговорены к смертной казни за убийство солдата.

9. Использование информаторов

Среди протестующих в Мьянме накаляется атмосфера взаимного недоверия. Ее порождает сеть информаторов Татмадау, называемых «даланами». Силовики намеренно осуществляют аресты оппозиционеров так, чтобы показать, что информацию для их задержания властям сообщили доносчики.

«Даланами» обычно становятся родственники военнослужащих или, реже, профессиональные агенты, собирающие данные о протестующих за плату. Ненависть к ним в Мьянме настолько велика, что на улицах городов можно увидеть угрозы линчевания информаторов режима.

Как пишет Myanmar Now, в стране происходят хладнокровные убийства предполагаемых «даланов»: одного из них 7 мая мстители взорвали самодельной бомбой, другого 9 мая застрелили в его доме при свидетелях. Подобные сомнительные расправы усиливают раскол в обществе, но едва ли идут на пользу «весенней революции».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS