Mind запускает серию материалов по анализу публичных инвестиционных проектов краудфандинга и совместного инвестирования в активной стадии привлечения средств.
В материалах мы будем рассказывать об истории проекта, бэкграунде инициаторов, инвестиционных и юридических рисках. Первый материал будет посвящен одному из самых известных среди бизнес-сообществ Украины проектов – реновации завода «Промприбор» в Ивано-Франковске, идейным вдохновителем и первым инвестором которого стал ресторатор Юрий Филюк.
С инвестиционным анализом «Промприбора» можно ознакомиться здесь: «Инвестиционный анализ: выгодно вкладывать деньги в «Промприбор. реновация»
Здесь и далее фото Mind
1989 год. В центре Ивано-Франковска работает завод со столетней историей. На нем заняты около 5000 человек. Изготавливают широкий перечень товаров: от газовых счетчиков для нефте- и газопроводов до зонтиков. В разгар активной газификации завод обеспечивал до 70% потребностей всего СССР в счетчиках.
2016 год. Стэнфорд. Украинский ресторатор Юрий Филюк на конференции Startup Grind представляет IT-стартап – программу для учета персонала Stafffr, разработанную вместе с командой дизайн-студии Webmil. Во время конференции он знакомится с преподавательским составом университета и делится с ними идеей реновации старого завода в центре Ивано-Франковска. Представители университета интересуются идеей и возможностью реализовать амбициозный урбанистический проект на постсоветском пространстве.
2021 год. 805 инвесторов со всей страны вложили более $ 8 млн в проект «Промприбор. Реновация», концепцию которого подготовила команда Стенфордского исследовательского института. На восстановленной части завода снимают офисы 29 компаний из различных сфер: образования, урбанистики, IT, культуры и т. д. А инициатор Юрий Филюк за предыдущие пять лет успел презентовать проект реновации советского завода на Всемирном экономическом форуме в Давосе, в Оксфорде, Торонто, Брюсселе и т.д., выступил в Палате лордов Великобритании, а правительства Канады и Швеции официально объявили себя его партнерами.
Иностранная поддержка стала возможной благодаря социальной направленности проекта: треть выручки пойдет на гранты общественным инициативам, которые способствуют развитию Ивано-Франковска.
Идея проекта появилась после 2013 года, когда Юрий Филюк создал ОО «Теплый город» и начал активно заниматься развитием Ивано-Франковска, запустив различные программы и проекты для устойчивого городского развития. ОО собирала средства на питьевые фонтанчики, обустройство сквера, велопарковки и др.
Уже в 2014 Филюк увлекся общественной деятельностью настолько, что отошел от операционного управления собственной сетью «23 ресторана».
Хотя ресторанный бизнес остался в фокусе: пожалуй, самый масштабный проект, инициированный «Теплым городом», – ресторан Urban Space 100, работающий уже около семи лет. Юрию удалось за семь месяцев привлечь 100 инвесторов, которые безвозвратно вложили по $ 1000.
Франшиза ресторана в столице открылась в конце 2018 под несколько измененным названием – Urban Space 500. Соучредителями заведения стали уже не 100, а 500 инвесторов. На привлечение ушло чуть больше года.
Уникальность проекта в том, что он является примером социального предпринимательства, поскольку 80% прибыли ресторана идет на реализацию общественных инициатив. Распределение прибыли происходит следующим образом: 20% – управленческой ресторанной компании Филюк «23 ресторана» во франковском заведении, и Druzi Cafe & Bar в киевском; остальные – на проекты развития города.
Выбирают проекты соучредители ресторана – именно они получили право распределять прибыль. За шесть лет заведение поддержал около 110 проектов на общую сумму почти 2,5 млн. грн. Поддержку получили инициативы по реставрации старых дверей, проведение веломарафона, организации выставки и тому подобное.
Август 2020 для Urban Space 100 был рекордным – оборот ресторана составил более 1,2 млн. грн. «Это большой показатель для заведения в 170 кв. м», – комментирует Юрий Филюк.
«Теплый город» выступил распорядителем грантов в проектах для развития города, за счет привлечения средств от своих партнеров, либо за счет прибыли Urban Space 100. В 2015 году «Теплый город» совместно с архитектурной школой CANаctions провел урбанистическое исследования Ивано-Франковска. Команда проекта изучала город, его публичные пространства, возможности развития постиндустриальных зон и их использования.
В список вошел и ЗАО «Промприбор». На базе четырех корпусов завода Юрий Филюк захотел создать деловой центр Ивано-Франковска. «Завод имеет уникальную локацию. Пять минут (пешком – Mind) до главной пешеходной улицы города – улицы Независимости. Данным проектом мы создаем деловой центр, которого нет даже в Киеве. Все прогрессивное автоматически собирается здесь, ведь здесь нет крупных бизнес-центров – лишь точечные», – анализирует нишу Юрий.
По замыслу центр должен стать экосистемой с офисами технологических и креативных проектов, зонами отдыха, культурными и образовательными пространствами.
В это время 82,4% завода находились в портфеле фонда КУА «Кинто», который участвовал в приватизации завода еще в 1998 году. «Кинто» намеревался реструктурировать предприятие и развивать производство.
Однако со временем рынок сбыта начал значительно сокращаться из-за распада Советского Союза. Завод сфокусировался на ремонте счетчиков вместо их изготовления. Рынки сбыта остались почти теми же: Украина, Россия и Казахстан.
Динамика операционного дохода завода
Данные: YouControl
Количество сотрудников постепенно уменьшилось с 5000 до 100. Дополнительное финансовое бремя на предприятие накладывалось из-за необходимости платить высокие пенсии бывшим сотрудникам завода, работавшим во вредных условиях.
При таких условиях площадь завода тоже сокращалась: от 12 корпусов остались четыре общей площадью около 28 000 кв. м. Остальные корпуса еще во времена «Кинто» продали под снос и последующее строительство жилых домов.
«Недвижимость была сомнительного качества. Состояние корпусов было аварийным, остались корпуса, которые можно реконструировать с учетом энергоэффективности», – объясняет решение инвестиционный директор КУА«Кинто»Василий Лукасевич. «Кинто» также искал покупателя и для последних четырех корпусов, и этим покупателем оказался Филюк с идеей реновации.
Опираясь на исследования CANаctions, Юрий Филюк презентовал свою идею Лукасевичу. В конце концов удалось достичь предварительной договоренности с «Кинто» об аренде одного этажа завода для пилотного проекта инновационного центра. В случае успеха, – с последующим выкупом всего завода.
Юрий Филюк
Предприниматель организовал хакатон с участием 25 экспертов из разных секторов – урбанистика, бизнес, архитектура, общественность, образование, наука и тому подобное. «Мы вместе с ними посмотрели на завод, потом поехали в Карпаты и два дня брейнштормили относительно того, какими могут быть миссия и стратегия проекта, нарабатывали первое видение. Затем, взяв его за основу, начали разрабатывать архитектурную и бизнес-концепцию», – вспоминает Юрий.
Тут и пригодился Стэнфордский институт, с которым Юрий как раз познакомился в Калифорнии. Идеей увлеклась команда Стэнфордского исследовательского института (Stanford Research Institute International), которая занималась созданием инновационных экосистем. SRI International присоединилась к проекту на условиях Low Bono, то есть по себестоимости, потому что это была их первая работа на постсоветском пространстве. После полугода переговоров решили, что институт сделает аналитику: выделит кластерные экономические направления региона и создаст функциональный дизайн завода.
Источник: исследование SRI International
«Как правило, они работают с правительствами или с крупным бизнесом. В частности, команда, которая помогала реализовывать «Промприбор. Реновация», писала стратегию развития креативной экономики Объединенным Арабским Эмиратам в прямой коммуникации с первыми лицами страны. Они непосредственно сидели у них в офисе и формировали политику для государства. А после прилетели во Франковск и с нами дизайнерили экосистему “Промприбора”», – вспоминает основатель проекта.
Команда SRI International проанализировала макроэкономику региона в радиусе 500 км вокруг города и выделила семь направлений новой экономики с высоким потенциалом: с/х/экофермерство, фуд/фудтех, IT, дизайн с акцентом на продактдизайн, киноиндустрия и анимация, деревообрабатывающая отрасль и зеленая энергетика. «Мы тестируем все семь направлений, но наша задача помочь активизировать по крайней мере два-три общерегиональных кластера из данного списка», – считает Юрий.
Первые гранты и инвестиционные ресурсы на оплату услуг SRI International и аудиторской компании EY, которая разрабатывала бизнес-план, привлекались с помощью ОО «Теплый город». «Но довольно быстро мы пришли к выводу, что реализовать такого масштаба амбиции самостоятельно сложно и начали приглашать к сотрудничеству других партнеров», – рассказывает Юрий Филюк.
Так, партнерами стали MitOst – немецкая организация, которая работает над развитием сотрудничества с Восточной Европой; «Друга освіта» – украинская организация, занимающаяся развитием неформального образования; правительства Швеции, Канады, а также концерн BMW Foundation, немецкий Фонд им. Роберта Боша (Robert Bosch Foundation), Украинский фонд «Відродження» и другие. «Партнеры на старте помогли покрыть большую часть этих исследований и разработок», – добавляет Филюк.
После всех исследований команда Филюка взялась за реализацию пилота. Его команда арендовала третий этаж и занялась ремонтом, смета которого составила $ 1,3 млн. Деньги привлекали по нескольким каналам: около $ 600 000 грантов, $ 450 000 собственных средств Юрия от продажи помещения для нового ресторана, $ 250 000 – частные инвестиции.
«Я был крупнейшим инвестором на старте. Кроме меня еще 22 инвестора вложили на этой стадии без гарантий конечного успеха. Тогда риски были еще достаточно велики. Это те люди, которые сразу поверили в идею проекта и имели большую степень доверия к нам», – убежден Юрий. В итоге ключевой моделью привлечения средств в проект стал публичный краудфандинг.
И поэтому пилот был необходим для того, чтобы показать сообществу города и инвесторам, как такая модель будет работать на большом проекте.
Резидентами пилотного этажа стали образовательный цех «Мелочь», робоклуб для детей, производитель кожаных вещей Shuflia, бар PromFood, который является частью компании «23 ресторана». Ее бэк-офис также расположен на этом этаже.
«В целом проектом было изначально заложены лояльные ставки на первый период для пилота. В конце концов, на то время это и были рыночные цены. Мы зафиксировали их на определенный период (5 лет. – Mind). Это делалось потому, что арендаторы заходили на этапе, когда в проекте было много рисков и никаких гарантий.
Эти арендные ставки со временем будут подняты к актуальным рыночным – $ 10-$ 12 для бизнеса и $ 3-$ 5 для социальных проектов», – объясняет Юрий Филюк.
Одним из первых инвесторов и одновременно резидентов также был ИТ-предприниматель Андрей Черников.
«Вначале офисы боролись за качество своих пространств. Когда ввели локдаун, конкуренция исчезла. Модель Кремниевой долины, когда все собраны вместе, сейчас не работает. Мы как бы поставили все на паузу. Раньше здесь был движ: случайные знакомства, живое комьюнити. Когда нам нужно было сделать дизайн, мы просто шли в соседний офис и за чашкой кофе спокойно обо всем договаривались», – вспоминает старт проекта Андрей.
После запуска проекта среди первых арендаторов зашло Управление департамента инвестиционной политики Ивано-Франковского городского совета. «Такая идея возникла у нас двоих с Юрием, чтобы наладить коммуникацию власти, гражданского общества и бизнеса. Это то, о чем все говорят в теории, но на практике оно редко где воплощается», – рассказывает директор департамента Игорь Попадюк.
Аренда офиса Управления (35 кв м) стоила городской власти одну гривну в год, однако, по словам Юрия Филюка, для них было важно присутствие городской администрации в экосистеме проекта. «В конце концов, льготная арендная ставка для Инвеступравления многократно окупается за счет участия города в общем привлечении международных грантов и софинансировании развивающих программ на территории «Промприбора». Электрозаправка, создание мейкерспейса, развитие арт-центра и многие другие», – добавляет он.
Сотрудничество наладилось и с резидентами завода, в частности с производителем экологически чистой одежды Framiore, которого поддерживает ООН, и урбанистической лабораторией MetaLab.
«Управление инвестиционной политики горисполкома вместе с другими партнерами (в 2020 году. – Mind) помогло привлечь в город 17 млн. грн (от Минрегиона. – Mind) на развитие экосистемы инноваций, 9 млн из которых уже направлены на оборудование для мейкерспейса (технологической мастерской. – Mind) на “Промприборе”», – подводит итоги Юрий.
Куратор и соучредитель урбанистической лаборатории MetaLab Анна Пашинская, которая занимается мейкерспейсом, рассказывает, что на нескольких этажах «зонтичного» корпуса будут мастерские с различными наборами инструментов: для работы с деревом, керамикой, тканью и тому подобное.
Когда-то этот корпус завода славился своей производительностью, поскольку изготавливал около 50 000 зонтиков в месяц. «Это было как и все в СССР: “На все республики”, – шутит Анна. И добавляет, что они до сих пор используют некоторое оборудование, в том числе приборы для сварки. По предварительным подсчетам полный комплект оборудования для мейкерспейса будет стоить $ 1,5 млн.
Пашинская объясняет, что такая мастерская необходима для программистов, работающих над созданием физического продукта. «Для изготовления прототипа всегда нужна инфраструктура. В планах – наполнить все эти три этажа крутым пакетом инструментов, где технологическая компания сможет сделать что угодно», – добавляет она.
Ценность «Промприбор. Реновация» – в синергии, которая, по замыслу, должна возникнуть между резидентами: IT-компаниями, бизнес-школами, урбанистами, инкубаторами и акселераторами.
«На пилотном этаже тестировалось взаимодействие в треугольнике: бизнес, общество и местная администрация... Структура бизнес-модели предусматривала, что 50% проекта будет принадлежать соинвесторам, а еще 50% – внутреннему благотворительному одноименному фонду БО «БФ "Промприбор"» с последующими реинвестициями части дохода в социальные программы внутри региона. По завершению первого года мы скорректировали модель 70% на 30%, в пользу инвесторов с сохранением всех задач в социально-развивающем блоке. Таким образом, проект стал привлекательным для инвестирования и начал активно привлекать необходимые плановые поступления», – делится Юрий.
После успешного пилота команда «Промприбор. Реновация» взялась за выкуп завода и привлечение инвесторских средств на его ревитализацию по модели краудфандинга – когда инвесторов интересует не только прибыль, но и общественная или экологическая польза.
«Мы интуитивно попали в мировой тренд импакт-инвестирования, который является очень свежим. В Стэнфорде отметили: то, что мы делаем, выглядит как развитие инклюзивной экономики с выходом на инклюзивно ответственное общество с инструментами соинвестирования, межсекторального взаимодействия строительства на территории и т.д.», – объясняет детали Юрий Филюк.
Первый раунд инвестиций Филюк начал в 2019 году с презентации перед бизнес и IT-сообществами. Один из инвесторов – Николай Демченко, который вложил в проект $ 8000 – рассказал, что в Днепре ресторатор собрал около $200 000, показав проект различным бизнес-сообществам и частным инвесторам, а в столице – $800 000.
Раунд закрыли в конце 2019-го с суммой $ 5,1 млн, которая пошла на выкуп акций завода у «Кинто». «Выкуп продолжался около двух лет. Платили частями. Договор выплатился полностью», – лаконично отвечает инвестиционный директор «Кинто» Василий Лукасевич. Сумму сделки не разглашает, но отмечает, что она меньше $5,1 млн.
Параллельно с привлечением инвестиций проект получил $ 800 000 грантовых ресурсов.
В феврале 2020 года «Кинто» и «Промприбор. Реновация» провели финальные расчеты по выкупу 82,4% акций ЗАО «Промприбор». Остальные акции принадлежали миноритариям.
На момент закрытия сделки команда Филюка совместно с партнерами успела восстановить 6200 кв. м: 1800 кв. м пилотного третьего этажа, а также второй и четвертый этажи, которые реконструировали сами арендаторы. Они подписывали договор еще с предыдущим владельцем. Фактически, они воспользовались ситуацией для получения выгодных условий.
«Это произошло как раз в 2019 году, когда всем стало понятно, что эта история начала активно развиваться», – рассказывает Юрий.
По мнению Юрия, инвесторы «Промприбора» делятся на два типа: те, кто хочет приобщиться к развитию города, и те, у кого на первом месте экономические мотивы. Как правило, считает бизнесмен, для мелких инвесторов доходность – не главное.
Сами инвесторы считают, что таких предпринимателей как Юрий следует поддерживать, поскольку они формируют новую элиту – не политическую, а «философскую и социальную». «Я не вкладывал деньги в «Промприбор», я вкладывал в Юру Филюка», – говорит совладелец «HD-group» Борис Шестопалов, который инвестировал в проект $ 100 000.
«Юру Филюка, основателя проекта, я знаю лично, поэтому на доверии к нему решил поддержать. Как инвест-проект я его не рассматривал, поэтому особо не интересовался деталями. Первоначальные ожидания были на уровне 11% годовых доходности в долларах. На этой неделе пришло письмо, что капитализация инвестиционного проекта в течение 2019 года – апреля 2021 выросла на 36,24%. Хорошо, но как их продать не понятно, хотя я не интересовался и выходить оттуда не хочу», – шутит инвестор Николай Демченко, который вложил в проект семейные $ 8000.
И добавил: для него это была причастность к большому проекту, который может сформировать доверие к коллективному инвестированию. В то же время он отметил прогресс между 2017 и 2019 годами, когда посещал завод лично.
«В 2017 году еще ничего не было запущено и в аренде был только один этаж. В 2019 можно было уже пообщаться с резидентами. Кроме того, Юра (Юрий Филюк. – Mind) рассказал, что спрос в пять раз превышает предложение. Он мне показал еще, кто туда заходит. И после этого я начал доверять уже не просто Юре, а цифрам, таблицам, звонкам», – говорит инвестор.
С инвестиционным анализом «Промприбора» можно ознакомиться здесь: «Инвестиционный анализ: выгодно вкладывать деньги в “Промприбор. Реновация”»
По бизнес-плану прогнозируемая доходность для инвесторов первого раунда – около 10-12% годовых, второго – 9-11%, третьего – 8-9%. После двух переоценок с 2019 года прогнозная цена одной акции выросла на 36,24%. «Мы создали потенциал на вторичном рынке, после того как запустили в работу пилотный этаж, выкупили контрольный пакет акций, осуществили первую переоценку активов инвестиционного проекта», – говорит Филюк. Бизнесмен считает, что ликвидность собственно вкладов инвесторов будет диктовать общий успех и в частности доходность предприятия после полного его запуска. То есть, когда будут заполнены все арендные площади и запущены внутренние бизнесы.
В этом году ООО «Промприбор Холдинг» анонсировало дополнительное размещение акций номиналом 750 грн. Выплата дивидендов запланирована на 2024 год. «Очень странно делать первичное размещение и говорить инвесторам, что у них есть ликвидность. Конкуренция со своими же инвесторами получается», – считает один из опрошенных Mind инвесторов.
Однако инвесторы прогнозируют, что повторить успех первого раунда Филюку не удастся. «Если бы текущим инвесторам были бы уплачены первые дивиденды, хотя бы 1% от суммы вклада, то это значительно увеличило бы доверие текущих инвесторов, и, возможно, они увеличили бы размер своих взносов. С другой стороны, я понимаю, что пока идет капитальный ремонт, нет операционной прибыли. С точки зрения рационального инвестора я бы решение о выплате дивидендов не понял», – добавляет Демченко.
Не последнюю роль играет социальная составляющая проекта, что заставляет инвесторов относиться к нему снисходительно. «Скажем, вот так, как деньги собирает он – я бы собрать не смог. Мне нужно было бы четко показывать людям сроки окупаемости, дату возврата капитала и тому подобное. У Юры (Юрия Филюка. – Mind) высокий уровень социального инвестирования, и это дает ему право в определенной степени корректировать сроки», – убежден инвестор Борис Шестопалов.
«Многие рассматривают его («Промприбор Холдинг». – Mind) как пенсионный фонд. Например, пенсионный фонд Нидерландов вкладывается в проекты, которые принесут им доходность через 20 лет. Поэтому я считаю, что этот проект может прекрасно быть одним из активов такого фонда», – убежден инвестор Николай Демченко.
И добавляет, что в отличие от классического бизнеса у инвестора «Промприбора» нет возможности непосредственно влиять на деятельность. «Поэтому приходится ждать результатов работы управленческой команды», – добавляет он.
«Переоценку активов проекта будут проводить ежегодно. Пропорционально от количества новых ревитализованных площадей», – рассказывает Юрий Филюк. Он объясняет, что их стоимость будет расти пропорционально операционным расходам на квадратный метр.
В бизнес-плане проекта отмечается, что арендаторы платят операционные расходы с наценкой 20%. «Усредненная себестоимость метра квадратного, включающая выкуп объекта и реконструкцию, качество которой значительно выше рыночной, составляет $682. Рыночная стоимость коммерческой недвижимости, сданной в эксплуатацию без привязки к качеству строительства, в Ивано-Франковске составляет около $1500», – предполагает Юрий Филюк.
В планах – реконструировать все имеющиеся корпуса и построить еще два. Общая площадь составит 36 000 кв. м. Там разместят инновационное отделение «Новой почты», уникальное отделение банка «Аваль», книжный супермаркет Yakaboo.
Источник: бизнес-план проекта
Источник: бизнес-план проекта
«Мы – площадка для тестирования инновационных ритейл-концептов», – отмечает Филюк. Офисы категории A, аренда которых составит $18 за кв. м, будут снимать представители международной компании и украинская компания, которая выходит на зарубежные рынки. «Сейчас мы ведем переговоры с Ring Ukraine, (контрольным пакетом акций Ring Ukraine владеет Амазон – Mind), которой было бы потенциально интересно зайти сюда с каким-то подразделением, например офисом или R&D центром», – рассказывает Юрий.
Производственные мощности завода по изготовлению счетчиков ожидают релокацию в индустриальную зону в пределах города, которую оплатит «Промприбор. Реновация» со своей операционной деятельности. Сейчас на предприятии работает около 100 человек. Отдельная команда занимается частичной модернизацией бизнес-процессов с последующей продажей.
«Сейчас наша задача помочь производству модернизироваться и осуществить релокацию, чтобы в дальнейшем завод имел хорошие шансы на развитие», – объясняет Юрий.
Поскольку производство счетчиков является непрофильной для проекта деятельностью, то расходы на все юридические и технические вопросы, связанные с выводом непрофильной составляющей из операционного управления «Промприбора», заложены в бизнес-плане. Однако сумму не разглашают.
Председатель правления завода Александр Токмиленко (партнер Юрия Филюка по ресторанному бизнесу, который был избран председателем после того, как фонд Филюка выкупил контрольный пакет акций в «Кинто». – Mind) добавляет, что сейчас переместили уже треть производственных мощностей, а завершить планируют до конца осени. Параллельно идут переговоры с потенциальным покупателем.
«У нас сейчас есть партнеры, с которыми мы ведем переговоры, которые готовы это производство брать на себя и поддерживать его деятельность. Но пока непонятно, будет ли это купля-продажа всего производства, или какой-то его части», – рассказывает Токмиленко.
В этом году восстановят 11 000 кв. м завода, что будет стоить ориентировочно $3,7 млн. На двух этажах площадью около 2 500 кв. м разместятся офисы. «Скорее всего, их будут арендовать IT-компании. Фактически мы будем делать сейчас тендер между ними, потому что запросов у нас минимум в 4-5 раз больше, чем доступной площади», – делится планами Юрий.
Инвесторы, которые зашли в проект во время первого раунда, отмечают, что привлечь только инвесторские средства на ремонт завода Филюку не удастся. Ведь проблема заключается в том, что ему не хватает инвестиционных денег на ремонт текущих помещений. «Он собрал более $7 млн ($8 млн. – Mind). Но теперь отошел от схемы, когда все деньги привлекаются от инвесторов», – рассказывает один из инвесторов .
В целом сейчас арендаторами стали 29 компаний, расположенных на трех этажах и в соседнем корпусе «Зонтик». Заполняемость – 100%, а коворкинг – более 100%, так как он единственный в Ивано-Франковске.
Сейчас в распоряжении «Промприбор Холдинга» находится 89,59% акций АО «Промприбор» – команда занимается выкупом акций у миноритариев.
В 90-е годы, когда завод был в сложном состоянии, руководство выплачивало зарплаты акциями завода. Фактически остаток распределен между 1000 миноритариев и несколькими держателями крупных пакетов до 5%. «За период 2019 – апрель 2021 мы еще докупили 7,22% у миноритариев. Суммарно на сегодня проект обладает 89,59% акций ЧАО. Мы движемся по направлению к 100%», добавляет Филюк.
Так, 5,6% акций завода принадлежат ООО «Эм Джи Текс», которое является частью юридической компании Moris Group. Общество стало акционером ЗАО «Промприбор» в прошлом году в третьем квартале.
Сама юридическая фирма является соинвестором «Промприбор. Реновация». Также она вместе с EY занималась разработкой юридической модели для импакт-инвестирования.
Параллельно юристы работают над изменением целевого назначения почти 2 га земли на «землю социального пользования». В этом помогает городская власть, подписавшая с «Промприбор. Реновация» меморандум о комплексном содействии инициативе. В конце апреля горисполком проголосовал за разрешение разработки проекта изменения землеустройства.
«На момент начала редевелопмента здания имущественного комплекса имели производственное назначение, соответственно и земельный участок имел такое же назначение. И в 2017 году во время общественных слушаний по разработке генплана города мы добились, чтобы этот участок был отражен как общественная застройка. Сейчас мы подаем документы на смену, и разработку проекта землеустройства с изменением целевого назначения земельного участка. Назначение самих зданий изменяется в результате проекта реконструкции, – объясняет Юрий.
Он добавляет, что по этому вопросу есть два сценария: выкуп или аренда у города. Стоимость земли около $1 млн. «На данный момент мы ведем переговоры с городом, чтобы взять ее в аренду, например, на максимальный срок – 49 лет. Если это удастся, то выкупать нет смысла», – считает предприниматель.
Согласно бизнес-плану, уже в следующем году «Промприбор. Реновация» получит $ 677 039 операционной прибыли, а в 2025 году прибыль вырастет до $ 3,7 млн. Таких показателей удастся достичь за счет деятельности гостиницы, хостела, коворкинга, кинотеатра, фудмаркета и проведения ивентов на территории завода. «В холдинге по структуре 60% дохода должна генерировать аренда, еще 40% – это внутренний бизнес», – объясняет Юрий.
Сейчас Юрий не определился, кто будет оператором отеля и хостела: собственная команда «Промприбор. Реновация» или наемный оператор. Выбор будет зависеть от переговоров с партнерами. Гостиничные номера будут занимать 4523 кв. м площади всего объекта.
Прибыль «Промприбор Холдинг» будет распределяться между КИФ и благотворительной организацией «Промприбор». В 2024 году фонд получит 70% на выплату дивидендов, а остальные 30% отойдет к БО, которая будет предоставлять гранты на социальные проекты в направлениях образования, искусства, науки, урбанистики, инкубационных, акселерационных программ для развития малого и среднего бизнеса, а также социального предпринимательства .
«По уставу, это могут быть проекты, реализуемые на территории «Промприбора», а также города и региона. Конечно, в приоритете – социальные проекты и программы на «Промприборе». То есть, другими словами, это фактически бюджет развития ексосистемы нашего проекта, – объясняет Юрий Филюк и добавляет: – Это тоже дополнительно капитализирует проект. Составляющая БО очень прагматично оправдана с точки зрения экономики проекта. В этом случае можно говорить, что средства постоянно реинвестируются».
Пять партнеров благотворительной организации голосованием будут выбирать, кому предоставлять грант. По уставу сами они не смогут получить деньги из фонда. Сейчас полноправным партнером является ОО «Теплый город». А вскоре к ней присоединятся Львовская бизнес-школа Украинского католического университета, IT-школа Beetroot Academy и урбанистическая лаборатория MetaLab.
Стать партнером не так просто. Организация должна выполнить специальные условия. Одно из них – привлечь в «Промприбор. Реновация» $ 2 млн грантовых или коммерческих средств.
На полную проект заработает с 2023 года. По окончании Юрий планирует выйти из операционного управления. «В интересах устойчивого развития проекта важно, чтобы при его выстраивании предусматривалась замена управленческого менеджмента. Безусловно, со временем надо будет это сделать, но точно не сразу, а после того, как выстроятся все процессы, и пройдет тестовый период нормальной работы».
Юрий Филюк считает, что проект «Промприбор. Реновация» имеет потенциал стать прототипом перезагрузки экономики во всех регионах Украины. При этом эффективное использование заброшенных заводов, доставшихся в наследство от СССР, изменит постсоветские контексты на современные – украинские.
«Сегодня мало проектов, которые нацелены на формирование коллективной истории успеха. Так вот «Промприбор. Реновация» – это коллективная история успеха, в основе которой лежит не борьба против кого-то, не политические выборы, и не какие-то другие деструктивные действия, а творческое явление», – заключает Борис Шестопалов.