За 3,5 года в Государственном космическом агентстве Украины сменилось четыре руководителя. В конце февраля очередным – пятым – главой Госкосмоса стал Владимир Тафтай. Он претендовал на должность главы ГКАУ еще в 2019 году, но тогда им стал Владимир Усов, которого вскоре нардепы из разных фракций обвинили в отсутствии стратегии развития предприятия и в возможной причастности к коррупционным схемам. В интервью Mind Владимир Тафтай рассказал о строительстве первого отечественного космодрома, о сотрудничестве с Илоном Маском, участии в строительстве поселения на Луне и о невозможности реанимации «Морского старта».
Mind публикует 11 тезисов из интервью. Полная версия беседы будет доступна тут.
[Разрыв контрактов с РФ] подвиг нас делать то, чем мы не занимались прежде, – создавать украинские ракеты. Сейчас в нашей Космической программе заложен проект по созданию ракетоносителя «Зенит-1SМ» – по принципу плавучего космодрома «Морской старт», но в меньших объемах.
Активизировали отношения с большим количеством международных партнеров – США, ЕС, Китаем, Канадой, Кореей и другими странами. Конечно, это не тот масштаб, как раньше.
Однако космическая отрасль – это не быстрые решения, и проекты продолжаются, как минимум, несколько лет.
Не могу сказать, что мы смогли на сегодня восполнить потери от разрыва сотрудничества с РФ.
[…] у нас есть серьезные технологии и прекрасные технические решения, что позволит нам достаточно активно вернуться на рынок.
Решение любого вопроса должно носить системный характер. И одна из серьезных наших проблем – отсутствие Космической программы. Мы уже переработали Космическую программу в ключе ориентации ее на практический результат. Она прошла публичные слушания и повторно направлена на согласование в центральные органы исполнительной власти.
Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа на 2021–2025 годы в значительной мере имеет практическое значение.
Если говорить о запуске семи спутников до 2024 года (в рамках программы) – они будут решать определенный перечень задач по дистанционному зондированию, обороне и безопасности, в том числе по экономической безопасности (с/х, природные и неприродные катастрофы, сохранение ресурсов, в частности лесных, полезных ископаемых). Спутники позволяют нам контролировать несанкционированную вырубку лесов, разливы рек, использование карьеров и свалок.
Если посмотреть финансовые отчеты по нашей космической отрасли – при всех ее убытках, сложностях, задержках с выплатой зарплат, данная сфера остается экспортно ориентированной.
Соотношение экспорта к импорту 9:1 […] суммарный объем налоговых отчислений [всех предприятий в отрасли] в 2020 году составил около 1 млрд грн.
Для строительства украинского космодрома необходимо 4,8 млрд грн. Это небольшая сумма по сравнению со стоимостью запуска аналогичных проектов – средняя стоимость создания космодрома – от $1 млрд. […] Думаю, в начале 2024 года с собственного космодрома мы запустим первую ракету, при условии старта госфинансирования в этом году.
Сейчас идет активная работа по запуску спутника дистанционного зондирования земли «Сич-2-30». Президентом поставлена задача: вывести его на орбиту в этом году. Мы провели поиск возможных поставщиков услуг, и был определен оператор – американская компания Илона Маска SpaceX, на ракете которой – Falcon-9 – мы проведем запуск нашего спутника в декабре.
Наше сотрудничество в рамках лунной программы «Артемида» предусматривает строительство поселения на Луне и финансируется правительством США. Это очень серьезный, глобальный проект, который потребует кооперации многих стран. Украина присоединилась к нему в конце 2020 года: в его рамках мы сможем сотрудничать и с Илоном Маском, и с NASA.