Рога дилеммы: с чем Зеленский поехал к Меркель

И что Украина сможет противопоставить заитересованности Германии в «Северном потоке – 2»

Украинская делегация в Германии
Фото: Офис Президента Украины

У президента Украины Владимира Зеленского сегодня, 12 июля, второй – и основной – день рабочего визита в Германию. Вчера он уже общался с Армином Лашетом – премьер-министром земли Северный Рейн-Вестфалия и главой правящего Христианско-демократического союза, от которого получил мандат кандидата в канцлеры.

Но главное мероприятие нынешнего дня связано с действующим канцлером ФРГ Ангелой Меркель. В сентябре в Германии состоятся выборы в бундестаг, от исхода которых зависит, кто станет ее преемником. Поэтому переговоры Меркель и Зеленского сегодня обещают стать и политически значимым событием, и прощальной встречей лидеров двух стран. Mind проанализировал, как могут быть расставлены акценты на переговорах.

Основная тема визита президента Украины в Германию – спорный газопровод «Северный поток – 2» для поставок российского газа на европейский рынок. Проблема в том, что запуск этого маршрута, строительство которого инициировал «Газпром», лишает Украину транзитного статуса и усиливает разногласия внутри Евросоюза, связанные с безопасностью и конкуренцией. Но до сих пор никакие аргументы не смогли заставить Германию отказаться от роли главного лоббиста СП-2 на Западе. Поэтому разговор Владимира Зеленского и Ангелы Меркель будет непростым.

Ситуация усугубляется тем, что в самой Украине на высшем политическом уровне всерьез озаботились защитой национальных интересов, связанных с обеспечением транзита российского газа в ЕС, к сожалению, слишком поздно. И только сейчас, когда риск обесценивания украинских магистральных газопроводов на европейской энергетической карте оказался более чем реальным, власти системно подошли к решению проблемы. Но она возникла не за один год.

Корни транзитной проблемы (как минимум) уходят в январь 2009 года, когда «Газпром» впервые перекрыл транспортировку газа через Украину и угрожал «заморозить» Европу, безосновательно обвиняя Киев в нарушении транзитных обязательств. С того времени российская монополия при политической поддержке Кремля постоянно работала на разрушение доверия к Украине на европейском газовом рынке. Но официальному Киеву до этого не было дела.

Как теперь относятся к проблеме на Печерских холмах?

Заместитель главы Офиса Президента Игорь Жовква рассказал, что Украина активизировала переговоры с западными партнерами об остановке строительства «Северного потока – 2», несмотря на планы «Газпрома» запустить эксплуатацию проекта к концу 2021 года. «Строительство газопровода может быть остановлено на любом этапе – так, как это случилось в 2019 году», – сказал он.

Замглавы ОП также критически высказался об идее, которую в последнее время озвучивают немецкие политики – о выплате Украине компенсации за потерю доходов от газового транзита. «Мы не торгуем национальными интересами Украины, мы не торгуем нашей энергетической безопасностью», – отметил он.

Кроме финансовых потерь, строительство СП-2 для Украины связано с угрозой военной эскалации на Донбассе: она может возрасти, если украинский маршрут транзита газа для России потеряет свою актуальность. Но не все западноевропейские страны это готовы принять. Поэтому, по словам Игоря Жовквы, «нам остается еще интенсивнее их убеждать».

Скажет ли свое слово «Нафтогаз Украины»?

У госхолдинга «Нафтогаз» также есть свой план, как отстоять национальные интересы страны в газовом транзите. Он связан с использованием рыночных правил для того, чтобы усилить безопасность и развивать конкуренцию.

Некоторые детали рассказал глава НАК Юрий Витренко на Всеукраинском Форуме «Украина 30. Международная политика», состоявшемся на прошлой неделе. Речь о том, чтобы европейские компании покупали и получали газ от «Газпрома» на границе Украины с Россией, а потом решали самостоятельно, когда и как его транспортировать в Европу.

«Сейчас ведущие немецкие компании получают газ от «Газпрома», и они могут перенести точки передачи газа на границу Украины с Россией и забронировать мощности транзита через Украину. Они могут этот газ хранить в Украине летом, а в Европу поставить его зимой, когда больше спрос», – пояснил Витренко.

Такой подход позволит гарантированно сохранить физический транзит газа через Украину после 2024 года, а также нивелирует риски сотрудничества с «Газпромом» и Россией, которая часто не соблюдает контрактные обязательства. «Мы не хотим еще один Будапештский меморандум», – отметил топ-менеджер «Нафтогаза».

Что будет дальше?

Новую динамику политической дискуссии по «Северному потоку – 2» на этой неделе добавят не только переговоры Владимира Зеленского и Ангелы Меркель в Берлине, но и встреча канцлера Германии с президентом США Джо Байденом в Вашингтоне, запланированная на четверг, 15 июля.

Mind продолжает следить за развитием событий в точке пересечения энергетических и политических интересов нашей страны на наивысших уровнях, и в дальнейших материалах будет раскрывать суть основных подвижек.

Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – на канале Светланы Долинчук. Читайте тут о главных трендах в энергетике и торговле энергоресурсами, новых технологиях в нефтегазовой отрасли, энергопереходе и декарбонизации.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS