НБУ за 2020–2021 годы предоставил банкам почти 90 млрд грн 3–5-летних кредитов рефинансирования под 6–8% годовых. 70% этого ресурса пошло на финансирование госбюджета. Все были довольны и при деньгах: Минфин получал гарантированный спрос на свои облигации, банки получали прибыль без риска, а Нацбанк «печатал» деньги, заявляя о временности роста инфляционного давления. Приближение инфляции к галопу начало разрушать эту идиллию. Однако рефинансирование очень похоже на курение – легко начать, но тяжело бросить. Поэтому борьба за деньги «из воздуха» будет продолжаться. Каким именно образом – разбирался Mind.
СOVID-19 и связанные с ним ограничения привели к распространению в глобальных финансах «вируса» сверхмягкой денежной и фискальной политики. Экономики многих стран, чтобы избежать рецессии, заливались деньгами. Украина не стала исключением. Дефицит госбюджета страны в 2020 году достиг наибольшего значения за десятилетие. В свою очередь НБУ вошел в 2021 год с самым низким за все время уровнем учетной ставки.
В прошлом году банки получили от центробанка на льготных условиях 3–5-летние кредиты на общую сумму 48,5 млрд грн. Привлечение рефинансирования ускорилось в конце 2020-го: в ноябре НБУ только за один день предоставил пятилетнее рефинансирование на 16,1 млрд грн под 6% годовых.
В этот же период Минфин прилагал немалые усилия для обеспечения приемлемого финансирования бюджета на фоне паузы в кредитных отношениях с МВФ. Из-за этого в IV квартале 2020 года спред между доходностью гривневых ОВГЗ и стоимостью рефинансирования вырос с 3 процентных пунктов до 5 п. п.
Впрочем, если в 2020 году цель относительно инфляции была достигнута, то в 2021-м монетарные и фискальные стимулы начали приносить неприятные последствия: рост цен существенно превышал официальные прогнозы. НБУ уже трижды увеличивал учетную ставку, но «печатание» денег не прекращалось: в текущем году центробанк дополнительно предоставил банкам долгосрочные займы на 38,5 млрд грн, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В аналитическом центре «CASE Украина» счатают, что большинство банков, которые получили эти средства, не имели проблем с ликвидностью: основные объемы рефинансирования пошли на компенсацию дефицита госбюджета и латание дыр «Укравтодора». При этом параллельно были ослаблены требования к оценке рисков кредитования отдельных заемщиков: возобновляемой энергетики, муниципальных облигаций, компаний, которые являются частью бизнес-групп и государственных агентств и учреждений.
Между тем сохранение высокого потребительского спроса и роста производственных расходов предприятий, в частности на оплату труда, подогревало дальнейшее увеличение цен. Инфляция в годовом измерении уже в ближайшее время превысит 10%: пик ее роста НБУ ожидает осенью на уровне 11,2%.
Нацбанк планирует повысить ключевую ставку по меньшей мере еще на 0,5 п. п., до 8,5%, и держать ее на этом уровне до II квартала 2022 года. Но гарантированно определить масштаб ценовой инерции никто не может: отдельные официальные предположения центробанка включают вероятность удержания инфляции на уровне более 10% до конца 2023 года.
Такие параметры никак не вписываются в понятие макроэкономической стабильности, что является важным моментом для МВФ, под давлением которого Нацбанк и вспомнил о своем мандате защиты экономики и населения от инфляции.
Реакцией НБУ на приближение ценового галопа стало изменение дизайна монетарной политики. Кредиты рефинансирования предоставляться банкам по ставке, на 1% выше уровня учетной ставки. Кроме того, максимальный срок такого финансирования сокращен с 5 до 3 лет.
Также будут ограничены объемы аукционов: с июля – до 5 млрд грн, с августа – до 4 млрд грн, из сентября – до 3 млрд грн. В конце концов НБУ объявил о плане прекратить долгосрочное рефинансирование с 1 октября 2021 года. Кроме того, Нацбанк сокращает скупку валюты на межбанке: ревальвация гривни может ускориться, что будет сдерживать инфляцию, но вместе с тем отбирать прибыль у экспортеров.
«Ликвидность банковского сектора превышает 200 млрд грн, это действительно очень много... только 30% объема кредитов долгосрочного рефинансирования банки направили на кредитование реального сектора. Все остальное пошло в основном в ОВГЗ», – признавал заместитель председателя НБУ Ярослав Матузка.
Заместитель председателя НБУ Юрий Гелетей рассказал, что раздача льготных кредитов была необходима, чтобы успокоить банкиров и их крупных клиентов во время кризиса. Но дальнейшее использование долгосрочного рефинансирования будет уничтожать мотивацию банков к привлечению новых депозитов, искажать рыночные механизмы ценообразования и ухудшать монетарную трансмиссию.
«Взвешенное и своевременное сворачивание антикризисных инструментов не окажет негативного влияния на банки и экономику. В свою очередь это будет способствовать повышению способности Нацбанка влиять на инфляционные процессы», – уверяет глава НБУ Кирилл Шевченко.
Наиболее пострадавшим от решения Нацбанка выглядит правительство. Сокращение административно-регулируемого спроса на гособлигации заставляет Минфин поднимать ставки по заимствованиям, а он этого делать не хочет.
По данным Совета НБУ, средневзвешенная стоимость первичных государственных заимствований по результатам трех аукционов в июле составила 11,69%, что соответствует самому высокому значению с декабря 2019 года. Вместе с тем на 26 июля годовой план по государственным внутренним заимствованиям на 2021 был выполнен на 48%, по внешним – на 26%.
На первом после повышения учетной ставки аукционе (27 июля) Минфин увеличил ставку только по 13-месячным бумагам – до 11,15% с 10,99%. Ставки по другим ОВГЗ остались неизменными. В частности, по 3-летним – 12,3%, 6-летним – 12,75%. В результате он смог продать гривневые ОВГЗ только на 13,7 млрд грн, что в 5,5 раза меньше, чем неделей ранее.
Облегчить страдания Минфина сможет распределение капитала МВФ, которое запланировано в августе и может принести Украине $2,7 млрд – это почти снимает напряжение с пиковым погашением долга на $ 3 млрд в сентябре.
Тогда же, в сентябре, в Украину приедет миссия МВФ. Директор-распорядитель МВФ Христалина Георгиева добавила оптимизма: после телефонного разговора с президентом Украины она заявила об ожидании продуктивного сотрудничества в Киеве.
В дополнение – ФРС США на заседании в конце июля сняла волнение по поводу возможного сворачивания QE, что будет защищать emerging markets в том числе Украину от утечки капитала. Но вероятность сверхпланового ускорения глобальной инфляции растет под влиянием значительных фискальных и монетарных стимулов. Это увеличивает вероятность преждевременного перехода ведущих центральный банков к более жесткой политике.
Новый первый вице-премьер-министр экономики Алексей Любченко, которого некоторые информированные наблюдатели называют одним из проходных кандидатов на должность главы правительства, искренне признался, что считает мягкую монетарную политику одним из главных факторов экономического ускорения.
«Для формирования стартового потенциала внутреннего рынка необходима стимулирующая фискальная и монетарная политика», –заявил он 21 июля.
После этого на него зашикали со всех сторон. Поэтому Любченко был вынужден уже 26 июля раздать откорректированное заявление, в котором «инвестиционные инструменты центрального банка», «инструменты целевого рефинансирования банковских займов», «смягчение требований к оценке кредитных рисков» заменил на лаконичное «концентрация финансовых ресурсов», что снимает формальный повод для острой полемики, но не означает отказа от определенных ранее подходов.
К тому же сторонников применения дальнейших монетарных стимулов немало, несмотря на инфляцию.
«Преждевременное сворачивание антикризисных программ будет нести системные угрозы для обеспечения возможности быстрого экономического восстановления. Угроза раскручивания спирали массовых банкротств чрезвычайно высока и значительно опаснее, чем спираль инфляции. Именно поэтому сейчас актуально внедрение масштабных государственных программ рекапитализации бизнеса», – уверяет глава Совета НБУ Богдан Данилишин.
По его словам, банки не имеют рыночных стимулов для повышения процентных ставок по депозитам, поскольку в реальной экономике не появилось достаточного количества объектов для наращивания кредитования.
«Увеличение учетной ставки прижмет инфляцию, но также прижмет экономический рост», – считает советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко.
«Свертывание Нацбанком антикризисных монетарных инструментов, в частности долгосрочного рефинансирования банков, может увеличить зависимость Минфина от спекулятивных инвестиций нерезидентов в ОВГЗ, а рыночный спрос на них со стороны банков снизится, что приведет к рискам для ликвидности рынка ОВГЗ и соответственно для наполнения госбюджета», – считають в инвестиционной компании Millstone&Co.
Одним из ключевых рисков для макропрогноза Нацбанк называет усиление карантина в Украине и в мире: реализация этого риска может вернуть рефинансирование.
«Дальше все будет зависеть от динамики COVID-2019. Мы будем ее мониторить и в случае возникновения новых витков кризиса и при необходимости поддержим банки. То есть если мы будем видеть перспективу введения нового локдауну, то будем обсуждать целесообразность введения экстренных мер», – повідомив Гелетий.
Конечно, экстренная ситуация требует применения экстренных шагов. С другой стороны, когда экстренная ситуация сохраняется длительный период, то она становится штатной, что потребует совершенно иных подходов и определений.
При этом надо хорошо осознавать – кто, сколько и за что платить. Задолженность неплатежеспособных банков перед НБУ на начало 2021 года составила 41,9 млрд грн: Нацбанк прекратил обновлять эту информацию, которая ранее раскрывалась ежемесячно.
Сергей Николайчук – накануне своего возвращения в НБУ на должность заместителя председателя – отмечал, что диктовка государством ориентира по ставкам через кредиты рефинансирования является не очень здоровой историей.
«По сути, это был довольно щедрый подарок (за счет вкладчиков) от НБУ для коммерческих банков, которые получили возможность неплохо заработать. В условиях острой фазы коронакризиса это имело смысл, но по мере восстановления экономики необходимость в такой поддержке банков со стороны НБУ уже вызывает вопросы», – отмечал он.
1 Укрексімбанк | 29.9 | 15 Конкорд | 1.1 | 29 Львів | 0.4 |
2 Альфа-Банк | 8.6 | 16 Кристалбанк | 1 | 30 Піреус | 0.3 |
3 Ощадбанк | 7.3 | 17 Укргазбанк | 1 | 31 СЕБ | 0.3 |
4 ПУМБ | 4.2 | 18 Авангард | 0.9 | 32 Банк 3/4 | 0.3 |
5 Акордбанк | 3.7 | 19 Укрбудінвестбанк | 0.8 | 33 АП | 0.2 |
6 Універсал | 3.5 | 20 Глобус | 0.7 | 34 Кредитвест | 0.2 |
7 Південний | 3.3 | 21 МІБ | 0.6 | 35 БТА | 0.2 |
8 Таскомбанк | 3 | 22 ПІБ | 0.5 | 36 Полтава-банк | 0.1 |
9 Кредит Дніпро | 2.6 | 23 МТБ | 0.5 | 37 УБРР | 0.1 |
10 Січ | 2.6 | 24 МетаБанк | 0.5 | 38 Грант | 0.05 |
11 Кредобанк | 2.3 | 25 Український капітал | 0.4 | 39 Скай | 0.05 |
12 Альянс | 2.1 | 26 Індустріалбанк | 0.4 | 40 Юнекс | 0.05 |
13 КІБ | 1.9 | 27 Райффайзен | 0.4 | 41 Альпарі | 0.02 |
14 РВС | 1.8 | 28 Радабанк | 0.4 | РАЗОМ: | 88.3 |
Источник: НБУ