Стратегия развития – важная часть построения качественного окружения для горожан. А еще она необходима для привлечения инвестиций в инфраструктуру и местный бизнес. Поэтому обычно подобные стратегии имеют и маркетинговую составляющую, которая должна создать рекламу отдельного города для поступления новых средств от бизнеса, а также повысить рейтинг среди туристов и местных жителей. В общем все украинские города имеют стратегии развития, однако специализированные планы разработаны только в Одессе, Полтаве, Коломые, Мелитополе, Бердянске и некоторых других.
Обычно такие стратегии содержат перечень инициатив, которые должны улучшить имидж города. Mind разбирался, как могут измениться украинские города благодаря внедрению маркетинговых стратегий.
Одесса – не только туризм
Сообщество предпринимателей Одессы – Odessa Business Club – представило свою собственную стратегию развития города. Основные пункты – улучшение потенциала путем повышения интереса к самому городу не только со стороны туристов, но и самих горожан.
Среди предложений – продвижение креативных индустрий и внедрение «зеленых» технологий и электротранспорта. Создатели стратегии решили воспользоваться опытом городов, которые успешно смогли измениться и привлечь инвестиции для улучшения жизни горожан.
Также в рамках стратегии предлагается сделать Одессу привлекательной для туристов в течение всего года. Ведь сейчас город зарабатывает лишь во время туристического сезона. Программа «Одесса 365» предусматривает организацию различных фестивалей и мероприятий, которые бы сделали город привлекательным в любой сезон. Среди предложенных идей:
Для привлечения больших инвестиций от бизнеса Одессу предлагают превратить в региональный хаб, а не просто логистический центр.
Также в стратегии учли и мнение самих инвесторов, которые в ходе опроса отметили, что больше всего на принятие решения о денежных вливаниях влияет:
Однако сфера доступа к энергосетям, по данным Odessa Business Club, требует дополнительного развития.
Согласно маркетинговой стратегии развития Одессы, к 2030 году город должен стать одним из самых комфортных в Украине, привлекательным для предпринимателей благодаря новым проектам, созданию инфоцентра для инвесторов, а также запуску платформы «Дия.Бизнес».
Также в городе предлагают создать территорию IT и креативных индустрий, а именно создать территории и городские дизайн-проекты. В то же время изменения должны коснуться и одной из главных отраслей города – создания порто-франко, который предполагает отсутствие пошлины на ввоз и вывоз товаров.
Авторы стратегии считают, что реновация портовых территорий положительно повлияет на экологию, повысит туристическую привлекательность прибрежной территории и привлечет к деловому обороту населения города. В дальнейшем это позволит повысить интерес инвесторов и возродить экономику. Кроме того, такие изменения повысят качество и эффективность обработки грузов.
Также стратегия предлагает при поддержке местных властей получить разрешение на ревитализацию заброшенных территорий и домов. Для этого необходимо привлечь финансирование международных благотворительных фондов, грантовых офисов, инвесторов, локальных меценатов и вывести все проекты и мероприятия на самоокупаемость.
Днепр – «город-космос» и развитие туризма
Город Днепр обычно воспринимается как промышленный центр, не слишком привлекательный для туристов. Однако специалисты из Днепровского городского совета, Национального института стратегических исследований, Института общественных исследований, IT-Dnipro Сommunity и Ukrainian Aerospace Cluster решили изменить такое восприятие города.
Хотя для привлечения инвестиций город должен улучшать свой промышленный потенциал, согласно стратегии, Днепр должен стать динамично развивающимся мегаполисом и войти в топ-10 мировых центров космической отрасли. Также в городе должны появиться ІТ-сообщество и высокопрофессиональные медики, которые должны открыть Днепру «окно возможностей» для улучшения имиджа и экономического развития среди других глобальных городов мира.
В то же время важным звеном создания положительного имиджа города является восстановление экологической безопасности и эффективное управление. Это поможет не только привлечь инвесторов, но и улучшить жизнь горожан.
Стратегия учитывает инновационный потенциал региона, а именно – совокупность имеющихся в городе интеллектуальных, трудовых, технологических, научно-производственных ресурсов. Авторы отметили, что план развития содержит следующие стратегические цели:
Также на создание бренда повлияет и развитие туристического имиджа города. У горсовета было несколько вариантов бренда Днепра: «Форпост нации», «Центр патриотизма», «Город-космос». Среди возможных концепций развития туризма в Днепре могут стать автобусные экскурсии, посещение музеев с рассказами о героизме военных, врачей и волонтеров в зоне АТО и во время Революции достоинства.
А в рамках еще одной туристической концепции можно будет посетить тематические экскурсии по городу:
Стратегия также предусматривает развитие речного транспорта и спортивного потенциала реки: экскурсии по акватории, а также яхтинг и каякинг.
Харьков – город науки и знаний
Харьковский горсовет принял стратегию развития города только до 2020 года, и, как сообщают местные СМИ, новую стратегию до 2030 года еще не утвердили. Однако на основе старой стратегии можно предположить, как будет развиваться Харьков в ближайшем будущем.
Среди основных задач – создание комфортного, умного и зеленого города. В частности, в планах – улучшение транспортной сети города и внедрение новых технологий утилизации и переработки ТБО, улучшение стандартов качества окружающей среды, обеспечение цифровизации города и т. д.
Для привлечения новых инвестиций Харьков должен стать глобальным городом индустрий, основанных на знаниях. Авторы стратегии считают, что этому помогут взаимодействие с институтами образования, науки, культуры, туризма. Также на развитие города положительно повлияет рост наукоемкой деятельности и поддержка малого и среднего бизнеса, внедрение и поддержка смарт-специализаций. Третьей стратегической целью является активное привлечение жителей к самоуправлению.
Авторы стратегии также отметили, что Харьков имеет достаточно развитую рыночную инфраструктуру, многоотраслевую промышленность, сильную научно-исследовательскую базу и образовательную сферу, формирующую имидж, который и делает город привлекательным для иностранных инвестиций.
В туристической сфере у Харькова значительное историко-культурное наследие, современное искусство и оздоровительная база для формирования туристического продукта и превращения туризма в важную сферу городской экономики. В частности, город входит в топ-3 по количеству посещений иностранных туристов.
Так, в Харькове сосредоточено 15 объектов природно-заповедного фонда государственного и местного значения, 31 парк, пять садов, 150 скверов и бульваров, свыше 500 зеленых уголков отдыха. Такие объекты могут стать визитной карточкой города.
Запорожье – сакральный центр Украины и центр развития точных технологий
Много стратегий маркетингового развития для украинских городов подготовил проект «Партнерство для развития городов» (ПРОМИС). Так, в 2017 году горсовет Запорожья после обсуждений утвердил предложенный проект развития города до 2028 года.
Согласно документу, Запорожье должен стать «сакральным центром Украины». Ребрендинг предусматривает изменение образа города с металлургического центра на центр точных технологий. А также создание пространства, которое поддерживает исторические, культурные, духовные традиции города. В частности, необходимо привлечь инвесторов к развитию исторического культурного комплекса на острове Хортица.
Стратегия ориентируется на различные целевые аудитории, для которых будут созданы различные ценности бренда города. Инвесторы должны получить надежного партнера с привлекательными условиями инвестирования. Туристы – гостеприимный город с уникальной историей, архитектурой и культурой. Жители благодаря изменениям получат уютную, комфортную, удобную и безопасную среду для жизни.
Для изменения имиджа Запорожья с промышленного на туристический, молодежный и интеллектуальный центр необходимо привлечь к созданию бренда города молодежь и креативные круги. Запорожский городской совет планирует развитие острова Хортица и внедрение проектов по развитию тематических парков, календаря фестивалей, научных конференций, чтений и т. д.
Программой предусматривается создание максимально благоприятных условий для самореализации личности через мероприятия, направленные на развитие гражданского общества, образовательно-культурной среды, здравоохранения.
Львов – город новых технологий и аутсорса
Львов известен в Украине и за ее пределами как важный туристический центр. Однако у города есть потенциал стать не только центром развития образования и туризма, но и заявить о себе как об ІТ-кластере.
Стратегия Львова, принятая еще в 2012 году, предусматривает развитие аутсорсинга и стартапов, что позволит построить конкурентоспособную экономику города. Этого можно достичь, создавая среду, привлекательную для бизнеса. А она так же даст мощную экономическую базу для роста Львова в результате высокого уровня занятости и благосостояния жителей.
В частности, Львов не только должен сохранить национальные ценности и традиции, но и усилить их. Однако конкретные предложения для улучшения имиджа города в документе не указаны.
Свое видение развития Львова до 2030 года, среди прочих, предложил Игорь Васюник – экс-нардеп и кандидат в мэры города в 2020 году. Его стратегия развития была создана при участии Украинского института будущего.
По мнению авторов этой стратегии, Львов должен стать «интеллектуальным офшором Украины». В частности, предлагается создать условия для развития кибернетических сервисов, увеличить количество технологических патентов в городе.
Среди предложенных проектов для Львова: