Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers опубликовала данные проведенного в июне исследования глобальных потребительских настроений – Global Consumer Insights Pulse Survey. В ходе исследования было опрошено 9069 потребителей в 25 странах. Потребители в Украине, по понятным причинам, не были охвачены.
Ресечеры выявили основную тенденцию: понимание и терпение, которое потребители проявляли на старте пандемии, последствия которой были усугублены войной, развязанной россией против Украины, практически на исходе. Теперь люди, готовые тратить деньги, рассчитывают получить за них максимальный сервис. Это усложняет положение компаний-производителей и поставщиков, поскольку логистические цепочки все еще затруднены.
Mind выделил основные тренды, которые будут определять поведение покупателей в среднесрочной перспективе.
Повсеместное подорожание – едва ли не главное ожидание, которое артикулируют потребители. Его прогнозируют 65% опрошенных, совершающих покупки в традиционных офлайн-магазинах, и 56% покупателей, которые практикуют онлайн-шопинг. На практике это может вылиться в стремление сформировать запасы товаров – в первую очередь гигиенических средств, в основном детских, и пищевых товаров длительного хранения.
37% покупателей, делающих покупки в традиционных маркетах, осознают, что следующая партия привычных товаров может задержаться из-за проблем с логистикой. В онлайне, где фактор времени доставки более очевидный, подобные опасения выражают 43% опрошенных. Этот тренд формирует более масштабные объемы покупок на один заказ.
Потребители с большей вероятностью будут использовать сайты сравнения, чтобы узнать о наличии продукта, и готовы совершить покупку в нескольких розничных магазинах.
Пункт, производный от предыдущего. Потребитель, не поленившийся сравнить цены, будет руководствоваться более привлекательной стоимостью, а не привычным интерфейсом или картой лояльности, принимая решение о покупке, и готов переключаться между каналами сбыта. Более 80% респондентов сообщили о совершении покупок по крайней мере по трем каналам за последние полгода.
Канал виртуальной реальности (VR) использовал каждый третий потребитель. Преимущественное количество их реализовало эту технологию, делая покупки предметов роскоши.
47% респондентов планируют тратить больше на продукты питания вследствие роста цен на них. Сокращать расходы на предметы роскоши и на продукцию премиум-класса будут 37% респондентов, на рестораны – 34%, искусство, культуру и спорт – 30%, моду – 25%.
Большинство потребителей отдадут предпочтение локальным торговым маркам. Однако патриотизм тут играет не основную роль – выбирая продукты местного производства, клиент может рассчитывать на их наличие, что немаловажно на фоне кризиса поставок. 80% респондентов готовы платить за локальные товары цену выше среднерыночной.
Влияние пандемии COVID-19, которая стимулировала онлайн-торговлю, сохранится. 63% опрошенных увеличили количество покупок в интернете, а 42% уменьшили количество покупок в офлайн-магазинах.
Для рестораторов все еще нет никаких хороших новостей. Половина опрошенных предпочитает готовить дома, а 46% планируют в ближайшее время начать это делать.
Экологические, социальные и управленческие факторы оказывают принципиальное влияние на решение о покупке.
При этом экологическая составляющая менее важна, чем соблюдение прав человека, разнообразие и прозрачность деловой практики. Наиболее чувствительна к этим параметрам молодежь, начиная с миллениалов.