Национальный банк 29 августа обнародовал годовой отчет о работе Совета по финансовой стабильности. Этот документ охватывает период с августа 2021 по июль 2022 года. Ценность отчета в том, что он показывает, как изменились основные риски и вызовы для украинской экономики в целом и для финансового сектора в частности. Кроме того, в нем прописаны варианты минимизации этих рисков и пути снижения их влияния на экономическую ситуацию в Украине. Mind изучил документ и выделил его основные акценты.
Чем занимается Совет по финансовой стабильности? Это межведомственный орган, который был создан президентским указом еще в марте 2015 года. Его основная задача – выявлять потенциальные угрозы для макростабильности и разрабатывать меры реагирования в случае ухудшения финансового состояния банковской системы.
Рекомендации Совета по финстабильности Нацбанк впоследствии имеет право использовать в регуляторных целях, в том числе принимать меры в отношении банков и других структур, которые подотчетны НБУ.
Соруководителями Совета по финстабильности являются министр финансов Сергей Марченко и глава НБУ Кирилл Шевченко. Среди членов Совета есть представители НБУ, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонда гарантирования вкладов физлиц и Офиса Президента.
Главные риски и их трансформация. НБУ указывает, что на каждом своем заседании Совет (всего таких заседаний в течение года было четыре) оценивал системные риски для экономики и финансового сектора.
Причем уже с конца 2021 года Совет по финстабильности отмечал рост геополитических угроз в связи с возможным военным конфликтом. Непосредственно после вторжения Совет пересмотрел сопутствующие риски и по итогам первого полугодия пришел к выводу, что все они находятся на самом высоком уровне.
Источник: НБУ
В отчете приведен анализ каждой упомянутой группы рисков. Если вкратце, то Совет по финстабильности указывает следующее:
Способы снижения рисков и угроз. В отчете сказано, что члены Совета по финстабильности согласовали ключевые антикризисные меры, чтобы смягчить влияние перечисленных рисков на украинскую экономику.
Одна из главных задач – сужение дефицита государственного бюджета и снижение объемов его монетарного финансирования. Чтобы достичь этого, необходимо:
Источник: НБУ
Помимо этого, Совет по финстабильности отмечает, что большую поддержку бизнесу и сохранению экономической активности в стране оказывает правительственная программа льготного кредитования «5-7-9». Общий объем выданных в рамках этой программы кредитов по состоянию на 1 августа составил 133 млрд грн, а всего займами воспользовались 46 000 предприятий и предпринимателей.
В то же время банки, которые являются участниками программы «5-7-9», указывают на задержки с компенсацией процентных ставок. В связи с этим Министерство финансов вместе с Фондом развития предпринимательства (ФРП) намерено провести ревизию льготных программ для того, чтобы кредитование проходило без сбоев и в будущем не возникало задолженности перед банками.
Источник: НБУ
Также Совет по финстабильности дал рекомендацию государственным банкам активнее очищать свои кредитные портфели от токсичных кредитов (NPL). Поскольку именно в этих финучреждениях сконцентрирован наибольший объем этих самых NPL.
С одной стороны, госбанки провели большую работу по оптимизации проблемной задолженности. С начала 2021 года по март 2022 года списано 21 млрд грн кредитов в гривне и валютных кредитов в эквиваленте на сумму 47,2 млрд грн. За упомянутый период госбанки провели реструктуризацию займов на сумму более 9 млрд грн.
С другой стороны, после введения военного положения происходит накопление NPL. С 24 февраля по начало июля объем проблемных кредитов в банковской системе вырос на 33 млрд грн, в том числе в госбанках на 16 млрд грн. Поэтому Совет по финстабильности рекомендует госбанкам своевременно признавать кредитный риск и при необходимости проводить реструктуризацию долгов.
Источник: НБУ
Основные выводы. Поскольку война стала ключевым вызовом для Украины, на всех заседаниях, прошедших в 2022 году, Совет по финстабильности сделал фокус на рисках, которые развиваются на фоне военной агрессии, и сконцентрировался на разработке антикризисных мер.
Исходя из этого, главными целями на ближайшее будущее являются: снижение монетарного финансирования бюджета и сокращение дефицита государственной казны; увеличение фактической (а не только заявленной) помощи от зарубежных доноров; развитие государственных программ поддержки бизнеса; своевременное выполнение обязательств перед банками со стороны Минфина, чтобы они были заинтересованы участвовать в этих программах; сдерживание роста проблемной задолженности (NPL).